Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Хозяйственное право".
1. Понятие и предмет хозяйственного права.
2. Принципы и метод хозяйственного права.
3. Система и источники хозяйственного права.
4. Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности.
5. Понятие, признаки и классификация субъектов хозяйственного права.
6. Создание субъектов хозяйствования. Лицензирование хозяйственной деятельности.
7. Реорганизация субъектов хозяйствования.
8. Ликвидация субъектов хозяйствования.
9. Банкротство субъектов хозяйствования: общие положения.
10. Правовой статус управляющего в производстве по делу о банкротстве.
11. Правовая характеристика конкурсного производства как процедуры банкротства.
12. Правовая характеристика санации как процедуры банкротства.
13. Ликвидационное производство при рассмотрении дела о банкротстве.
14. Правовое положение предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей).
15. Правовой статус хозяйственных товариществ.
16. Хозяйственные общества: виды и основные правовые признаки.
17. Правовое положение акционерных обществ.
18. Правовое положение обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью.
19. Правовое положение унитарных предприятий и производственных кооперативов.
20. Право собственности на имущество субъектов хозяйствования.
21. Вещные права (право хозяйственного ведения, право оперативного управления) на имущество субъектов хозяйствования.
22. Правовое регулирование имущества субъектов хозяйственного права: структура и источники формирования.
23. Понятие, значение и правовые формы государственного воздействия на экономику.
24. Понятие и признаки хозяйственных договоров.
25. Основные виды хозяйственных договоров.
26. Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров.
27. Понятие и основания ответственности в хозяйственном праве.
28. Общая характеристика рассмотрения хозяйственных споров.
29. Виды ответственности в хозяйственном праве.
30. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации.
31. Способы приватизации предприятий.
32. Правовое регулирование конкуренции и антимонополистической деятельности.
33. Правовое регулирование ценообразования.
34. Правовое регулирование безналичных расчетов в Республике Беларусь: общие положения. Расчеты наличными средствами.
35. Правовое регулирование расчетов платежными поручениями и платежными требованиями.
36. Правовое регулирование расчетов аккредитивами и векселями.
37. Понятие и формы стандартизации.
38. Сертификация продукции, работ, услуг.
39. Качество продукции и правовые средства его обеспечения.
40. Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности субъектов хозяйствования.
41. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
42. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности.
43. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь.
44. Понятие и виды ценных бумаг.
45. Правовая характеристика акций и облигаций.
46. Правовое регулирование эмиссии, продажи и обращения ценных бумаг.
47. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
48. Правовое регулирование деятельности товарных бирж.
49. Понятие и виды биржевых сделок.
50. Правовое регулирование профессиональной деятельности на фондовом рынке.
51. Банковская система Республики Беларусь. Задачи и функции Национального Банка Республики Беларусь.
52. Коммерческие банки и их виды. Создание, лицензирование и прекращение деятельности коммерческих банков.
53. Виды банковских операций.
54. Банковские счета: виды, порядок открытия и закрытия.
55. Правовой статус свободных экономических зон.
56. Правовой статус финансово-промышленных групп и субъектов малого бизнеса.
57. Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности.
58. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
59. Правовое регулирование валютных операций в Республике Беларусь.
60. Договоры во внешнеэкономической деятельности. Международные правила толкования терминов (ИНКОТЕРМС).
32. Доминирующее положение на товарном рынке. Оно устанавл-ся при: а) при принятии решения о включении/исключении из гос-го реестра субъектов, занимающих домин. положения на рынке; б) устанавл-ся при выдаче заключений по сделкам с акциями, паями, долями. Департамент антимонопольной и ценой политики мин. эк-ки. Монополист-ая деят-ть – это деят-ть, направленная на недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Конк-ция – это состязательность субъектов, кот. лишает их права возд-ть односторонне на товарный рынок. Виды моноп-ской деят-ти: индивидуальная и коллективная, моноп-скую деят-ть комм-ских орг-ций и гос. органов. Основные меры гос. антим-го регул-ния: 1. гос. контроль за субъектами, занимающими доминир-щее положение; 2. принятие мер по реорг-ции и ликвидации домин-щих субъектов; 3. контроль за созданием, реорг-цией и ликвидацией субъектов. Меры: 1. выдача предписания о прекращении антим-ной деят-ти; 2. администр-ные штрафы; 3. меры уголовной ответств-ти (штрафы или лишение права заниматься деят-тью).
37. Стандарты всегда устанавливаются нормативными актами. Группы стандартов: 1. ГОСТы, гос-ные строительные нормы и классификаторы технико-экономической информации. ГОСТы и строительные нормы устанавливаются на виды деятельности, требующие повышенного контроля; 2. ТУ, стандарты отраслей и субъектов хозяйствования. Они не должны нарушать ГОСТов. ТУ разрабатывается, если нет ГОСТа или при необходимости уточнения ГОСТа; 3. Международные и иностранные стандарты (ИСО-9000).
33. Как юр-ская категория цена выступает условием ряда договоров, базой для формир-ния налогов, а также критерием на определение победителя аукциона. Виды цен: 1. свободные; 2. регулируемые. Применяются: а) в отношении субъектов, занимающих домин-щее положение; б) в отношении социально-значимых товаров и отдельных лекарственных средств; в) товары, кот. предусмотрены указом №285 от 19.05.99г. Повышение отпуска цен на производимые товары осущ-тся при соблюдении предельного индекса. Товары, на кот. не установлен предельный индекс – все то, что производится ИП и предприятиями с иностранными инвестициями. При несоблюдении предельного индекса субъект должен провести регистрацию отпускной цены, иначе на него налагается штраф в 2-кратном взыскании дохода и взыскании всего дохода. Цены на новые товары подлежат обязательной регистрации.
39. Качество – соответствие свойств товара установленным нормативом (ГОСТы, технические условия (ТУ)). Если продавцом явл. предприн-ль и законом установлены обяз-ные требования к качеству, то товар должен соотв-вать этим треб-ям. Если законом не установлены треб-ния к качеству, то оно должно соотв-ть условиям договора. При отсутствии в договоре условия о качестве товар должен быть пригоден для тех целей, в кот. он обычно используется. При продаже товара по образцам или описаниям товар должен им соотв-ть. Последствия невып-ния качества – требование замены. Товар должен быть пригодным в пределах разумного срока. Различают 3 вида срока: 1. гарантийный; 2. срок годности; 3. срок службы. Гарант. срок начинает течь с момента передачи. Срок годности устанавливается в отн-нии потреб-х товаров. Его особенности: 1. всегда устанавливается законом; 2. реализация товара по истечении срока годности запрещена; 3. срок годности опред-ся с момента производства товара. Срок службы в отношении не потреб-х товаров исчисл-ся со дня изгот-ния товара. Ответ-ть продавца за недостатки товара: 1. незнание продавца о наличии недостатков не освобождает его от ответ-ти; 2. продавец отвечает за любые, не оговоренные недостатки товара, однако покупатель должен доказать, что недостатки возникли до передачи товара.
40. Бух. учет – система непрерывного, сплошного документного отражения инф-ции о состоянии и движении имущ-ва и обязательств методом двойной записи в денежном выражении на счетах бух. учета в соответствии с закон-вом РБ. За рубежом существуют м/н стандарты финанс. отчет-ти (МСФО), кот. разрабатывает спец-ный комитет. Задачи бух. учета: 1. форм-ние полной достоверной инф-ции об организации; 2. обесп-ние пользователей совр-ной инф-цией о хоз. деят-ти субъекта; 3. предотвращение отриц-ных результатов хоз.деят-ти и выявление резервов финанс.устойчивости. Принципы бух. учета: 1. обязательность – любой зарегистрированный субъект обязан вести бух. учет; 2. непрерывность – учет с момента гос. регистрации и до ликвидации; 3. двойная запись – одновр. отражение операций на 2 счетах: пассивный и активный. . 5. сплошной учет или полнота; 6. документарность; 7. измерение только в ден. единицах и белор. рублях; 8.системность; 9. упорядоченность; 10. разделенность учета объектов. Способы: 1)докум-ция. Исполнители операции составляют и подписывают первичный учетный док-т. 2) инвентаризация – проверка наличия, а также оценка пассивов и активов. 3)оценка – денежное выражение себестоимости лижет в основе оценки. 4)калькуляция – определение затрат на какой-либо процесс и на единицу его результата. Понятие, состав и предоставление бух. отчетности. Состав: бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение, приложения, пояснительная записка, отчет о целевом использовании выделенных средств. Периодичность предоставления: месячная, квартальная, годовая. Исключение для гос. организаций. Стат. Отч-ть предоставляется в Мин. статистики. Отчетность в ФСЗН.
41. Аудитор от сл. «ауди» – слушать. Ауд-кая деят-ть – это независимая проверка финанс. отч-ти с целью оценки достоверности и соответствия операции закону. Принципы этики аудитора: 1. проф. компетентность; 2. независимость; 3. конфиденц-ть; 4. честность; 5. объективность; 6. добросов-ть. Аудитор обязан иметь лицензию. Заказчик вправе самост-но выбирать аудитора. Мин. финансов утверждает правила аудит-ой деят-ти. Ауд-кие доказательства – инф-ция, позволяющая сделать выводы о достоверности отч-ти. Источники: бух. Отч-ть, первичная док-ция, результаты инвентаризации, главная книга, различные хоз. договора. Виды аудиторских проверок: внешний и внутренний, обязательный, инициативный. Внешний – приглашается ор-ция со стороны. Внутренний аудит осущ. структурные подразделения предприятия. Обязательный – установленное нормативным актом приглашение ауд-кой компании. Инициативный – приглашение аудитора по своему желанию. Обяз-му аудиту подлежат: 1. ОАО; 2. Иные субъекты, валовых доход которых более 600000 евро; 3. Банки, НКФО; 4. Страховые орг-ции; 5. Орг-ции с иностран. инвестиц-ми, а также представительство. Ауд-кое закл-ние состоит из 2 частей: аналитическая и итоговая. Анал. часть: сведения о сторонах, результаты экспертизы бух. учета, факты нарушения порядка ведения бух. учета, а также случаи нарушения финанс. и хоз. закон-ва. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности отч-ти.
42. Инвестиция – любое имущ-во, вкладываемое в объекты инвестиц-ой деят-ти в целях получения прибыли и (или) для достижения значительного результата. Объекты инвестиц-ой деят-ти – недвижимость, ценные бумаги, интеллект-ная собств-ть. Признаки инв-ции: 1. инв-ции принадлежат инвестору на вещном праве , однако инв-циями могут быть и привлеченные ср-ва, т.е. кредиты; 2. они не используются для личного потребления (для предприн-кой деят-ти); 3. для получения прибыли и(или) для достижения социально значимого эффекта; 4. инициативность инвестора; 5.иногда с инвесторами закл-ся ин-ционный договор. Виды ин-ционной деят-ти: прямая, средняя, портфельная, стратегическая. В РБ с 1993г. по 2003г. было вложено 22 млн. инв-ций. Инвционный договор – это договор между РБ и инвестором.. Гос. рег-ние ин-ционной деят-ти предполагает 2 основных пути: прямое участие в инвестиционной деятельности; создание благоприятных условий для инв-ционной деят-ти.
43. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Иностранные предприятия: система льгот -- выражается ввозимое и вывозимое имущество, которое является вкладом в УФ не облагаемое таможенными платежами; все предприятия освобождаются от налога на прибыль в течение 3 лет с момента регистрации, после 3-х лет освобождается на 50%. Иностранному инвестору гарантировано право свободного перехода за рубеж всей прибыли, оставшейся после уплаты налогов.
44. Ценная бумага – док-т, удостоверяющий
выраженные в нем и реализуемые посредством
предъявления или передачи имущ-го права
или отн-ния займа владельца бумаги по
отн-нию к элитному. Отлич. признаки ЦБ:
1. качеством «ценной» бумаги наделяет
гос-во; 2. бумага явл. имуществом и удостоверяет
имущ-ное право; 3. наличие установленной
формы и обяз-ных реквизитов.; 4. своеобразие
субъектов прав, удостоверенных ценной
бумагой (3 типа): а) на предъявителя; б)
именные; в) лицо, которое может само осуществлять
свои права или назначить другое управомоченное
лицо (ордерная); 5. исполнение по ценное
бумаге возможно лишь предъявлением ее
подлинника. Виды ценных бумаг: 1. Док-ные
и не док-ные; 2. По статусу эмитента: гос-ные
(выпускаются Минфином только от имени
СМ), частные. Индоссамент: банковый или
ордерный. В первом лицо не указывается;
во втором указывается. Индоссамент Все
индоссанты несут солидную ответств-ть:
по наименованию – акция, облигация, чек,
гос. облигация. Депозитный и сберегательный
сертификаты, банковская сберкнижка на
предъявителя, приватизационные ценные
бумаги, коносамент, варант (складское
свидетельство).
46. Виды операций на ГЦБ: эмиссионные, инвестиционные, клиентские. Суть эмиссионных операций – орг-ция выпуска ценных бумаг(ЦБ) и их распростр-ние, инвестиц-ные операции направлены на приобретение ЦБ. Клиентские осуществляются профильно: участниками ГЦБ. Субъекты РЦБ: элиенты, инвесторы, проф.участки, саморегулируемые участки, гос-во. Выпуск и регистрация ЦБ (акций, облигаций). Стадии: 1. принятие эмитентом решения о выпуске; 2. подготовка проекта эмиссии; 3. регистрация; 4. размещение. Запрещен выпуск ЦБ для покрытия убытков и за счет заемных средств. Проспект эмиссии содержит: данные об эмитенте; планы его развития; сведения об эмиссии. Право на выпуск ЦБ реализуется с момента их регистрации и присвоения соотв-го номера. Этим занимается госкомитет по ЦБ при СМ. Он также ведет реестр ЦБ. Необходимые док-ты при регистрации: заявление, решения о выпуске, копия устава, проспект эмиссии и др. Гос. регистрация не является гарантией стоимости ЦБ. Размещение: подписка либо продажа. Подписка осущ. посредством договора в отношении еще не выпущенных ЦБ на их приобретение после регистрации. Открытое размещение, если: 1. об этом прямо заявлено эмитентом; 2. ЦБ размещ-ся между заранее не опред-ным кругом лиц; 3. ЦБ предлагаются более чем 100 субъектам.
47. Гос. комитет по ЦБ при Совмине. Его функции: 1. контроль и надзор за рынком ЦБ и проф.деятельность по ЦБ; 2. регистрация выпусков ЦБ; 3. лиценз-ние проф.деят-ти. Требования: как минимум один из сотрудников должен быть аттестован; финансовая достаточность; проф.деятельность должна быть исключительной. Аттестаты трех категорий по ЦБ: 1. подтверждает право на занятие любым видом деят-ти по ЦБ; 2. право на посредн-скую, ком-скую деят-ть и ведение реестра акционеров; 3. право только на ведение реестра акционеров в качестве сотрудника эмитента. Дополн.меры по защите инвесторов: 1. право на расторжение сделки по ЦБ в течение 15 дней в процессе корректировки проспекта эмиссии.; 2. любое лицо, приобретающее более 5% акций с правом голоса в течение 5 дней после сделки должно сообщить об этом гос. комитету; 3. руководящий работник владелец акций эмитента должен сообщить обо всех сделках с ними в гос. комитет в течение 5 дней; 4. эмитент, объем операций с ЦБ которого составляет более 5% от объема собственных акций должен сообщить об этом в гос. комитет; 5. любое лицо, намеривающееся купить более 50% акций эмитента с правом голоса, должно обратиться ко всем акционерам и в гос. комитет; 6. лица, имеющие доступ к конфиденциальной информации эмитента, и члены их семей могут приобретать акции эмитента при условии их хранения у себя не менее 6 месяцев.
48. Товарная биржа (может быть в любой орг-ционно-правовой форме). Т. биржа не явл. собств-ком товара и не ведет торговлю. Запрещается создание биржевых объединений, закл-ние соглашений, имеющих целью ограничение конкуренции. Т биржа действует на основании устава. По опред-ным секциям проводятся торги на бирже. Группа определенных товаров – секция. Субъекты биржевой торговли. Посредники: рокеры и дилеры. Дилер осущ. сделку от своего имени и за свой счет с целью дальнейшей продажи. Брокер действует от имени и/или за счет клиента. Каждому варианту соотв-ет самост-ный вид договора. Комм-ской орг-цией и брокерской фирмой, брокерской конторой, брокеры – индивид. предпр-ли. Маклеры – это лица, органи-шие торговлю в биржевом зале; это члены персонала биржи.. Биржевой товар – не изъятое из оборота заменимое имущ-во и имущ-ные права. Биржевой товар опред-ся родовыми признаками. Не могут быть биржевым товаром: недвижимость, интеллект. собств-ть, авторские права, произведение искусства. Возможна только торговля по образцам, эталонам, описаниям. Возможно сведение товаров в лоты.
49. Биржевые сделки. Общие правила: 1. предмет – только товары, допущенные к торгам; 2. закл-ся только участ-ками биржи и только в ходе торгов; 3. регулируется закон-твом о биржах, уставом биржи, правилами биржевой торговли; 4. сама биржа и ее служащие не могут быть участниками такой сделки; 5. все биржевые сделки подлежат регистрации на бирже; 6. они могут оформляться также маклерскими записками; 7. к биржевой сделке применяется правило о соответствующем договоре; 8. сам договор является типовым и разрабатывается каждой биржей самостоятельно. Общие положения: споры, связанные с биржевыми сделками, если обе стороны являются членами биржи, владельцами прав на участие в биржевой торговле или постоянными посетителями торгов, рассматривается в биржевом арбитраже. Решение арбитража может быть оспорено в суде. Банковские учреждения не могут совершать сделки на биржах со средствами вкладчиком.. Запрещается выступать от имени биржи вне пределов полномочий.
50. Правовое регулирование фондовой биржи и государственный контроль за ее деятельностью. Все правила, касающиеся биржевой деятельности. Утверждаются биржей самостоятельно. На торги допускаются ценные бумаги только тех эмитентов, которые опубликовали годовой баланс. Фондовая биржа не имеет права быть стороной биржевой сделки, а также заниматься деятельностью, не связанной с биржевыми функциями. Государственные контролирующие биржевые органы: государственные биржевые инспекторы (подчинены Министерству экономики). Их функции: вправе приостанавливать операции на бирже и котировку отдельных ценных бумаг, если есть нарушение законодательства.