Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Хозяйственное право".
17.
ОАО. Устав – единственный учредительный
документ. Участники вправе отчуждать
свои акции без согласия других акционеров
неограниченному кругу лиц. Вправе производить
открытую подписку и свободную продажу
акций. ЗАО; признаки: участник может отчуждать
свои акции с согласия акционеров или
ограниченному кругу лиц. Минимальный
уставной фонд 300 евро. В ЗАО предполагается
максимально 50 человек;
18.
ООО; признаки: 1. учредители 2 или более
лица; 2. наличие учредительного договора
и устава; 3. ответственность участника
ограничена размерами вклада. ОДО; применяются
все правила ООО, если иное не установлено
заказчиком. Участники ОДО несут дополнительную
ответственность в сумме, кратной вкладу
каждого участника. Минимальный совокупный
размер дополнительной ответственности
всех участников 1200 евро.
19.
Артель/производственный
кооператив. Признаки: 1. количество
участников не менее 3; 2. члены кооператива
несут личное трудовое участие в его трудовой
деят-ти; 3. доп-ная ответст-ть участников
в размере не менее годового дохода; 4.
прибыль распред-ся в зависимости от степени
трудового участия, а не от размера пая;
5. наличие неделимых фондов, взыскание
на которое по долгам кооперативов не
допускается. УП; признаки: 1. учреждается
одним лицом; 2. УП не имеет права собств-ти
на закрепленное за ним имущ-во; 3. Уставной
фонд не может быть разделен. УП отвечает
всем закрепленным за ним имущ-вом, а собственник
не отвечает по долгам УП. Исключение:
РБ отвечает обязат-вам казенного предприятия:
Собственник – Сов.мин. Субсидиарная ответств-ть
по долгам всем своим имущ-вом. Имущество
на праве оперативного управления.
20. Право собств-ти – право индивида/коллектива исп-зовать средства и продукты производство своей властью и в своем интересе. Суть права собств-ти – закрепление принадлежности матер-го блага какому-либо субъекту. Содержание права собств-ти – право владения, пользования и распоряжения имущ-вом. Владение – фактическое обладание вещью. Правомочие пользования – возможность извлекать полезные свойства вещи, получение от нее пользы, плодов, доходов, прибыли. Распоряжение – возможность определения судьбы вещи: 1. изменить принадлежность; 2. изменить состояние вещи или изменить ее название. В полном объеме данные полномочия принадлежат только собств-ку. Формы собственности: гос-ная и частная форм. Гос-ная делится на: собственность физ. лиц и собственность юр. лиц. Юр. лица, кроме ЧП и учреждений, явл. собств-ми имущества, на базе кот. осущ-ют предприним-ую деят-ть. Имущ-во, находящееся в гос. собственности, делится на: закрепленное и незакрепленное за гос-вом. Закрепленное – имущество, которым оно может свободно распоряжаться. Незакрепленное – казна, включая средства бюджетов, золотовалютный запас и алмазный фонд; объекты находящиеся в собственности гос-ва. Классификация юр. лиц в зависимости от прав на имущ-во участников (3 группы): 1. юридические лица, в которых учредители теряют право на вещное имущество, а взамен приобретают обязательное (ООО, ОДО, ОАО); 2. учредители сохраняют право собств-ти на имущ-во, юр. лицо приобретает вещное право на это имущ-во (УП и учреждения). 3. юр. лица, учредители кот-х теряют право собств-ти на имущ-во, но не приобретают взамен обязательного права. Не имеют УФ. При ликвидации такой орг-ции никаких прав ее учредители не имеют. Имущество, как и прибыль, направляются на достижение установленных целей.
21.
Право хоз. ведения – это право
УП на закрепленное за ним имущество. Признаки:
1. только собственник принимает решение
о создании, реор-ции, ликвидации УП; 2.
собственник назначает руководители УП;
3. собственник принимает решение о наделении
УП имущ-вом; 4. собственник определяет
предмет и цели деят-ти; 5. собств-к имеет
право на часть прибыли; 6. владение реализуется
путем закрепления имущ-ва на самост-ный
баланс; 7. пользование реализуется в соответствии
с целями деят-ти и назначением имущ-ва;
8. распоряжение – движимым имущ-вом УП
распоряжается самост-но, если иное не
установлено собств-ком. Право оперативного
управления. Субъекты: только казенные
предприятия или учреждения. Признаки
казенного предприятия: 1. создается правительством
на балансе республиканской собст-ти;
2. правит-тво утверждает устав, принимает
решение о ликвидации и реорг-ции; 3. прави-тво
несет субсидиарную ответств-ть по долгам
казенного предприятия; 4. собств-к в праве
изъять: лишнее, неиспользуемое либо используемое
не по назначению имущ-во; 5. все правомочия
в отношении имущества казенное предприятие
осуществляет в пределах: закона, заданий
собств-ка, цели деят-ти и назначения имущества..
22.
Согласно ст. 35 закона "о
предприятиях":
Источниками форм-ния имущества предприятия
являются: 1.денежные и материальные взносы
учредителей;2.доходы, полученные от реализации
продукции, работ, услуг, а также от других
видов хозяйственной деятельности;3.доходы
от ценных бумаг;4кредиты банков и других
кредиторов;5.капитальные вложения и дотации
из бюджетов;6.безвозмездные или благотворительные
взносы, пожертвования организаций, предприятий
и физических лиц;7.иные источники, не запрещенные
закон-ми актами РБ. предприятие может
привлекать в свое распоряжение средства
других юр. и физ. лиц через выпуск ЦБ. В
отличие от собственных, привлеченные
средства именуют заемными (инвестиционный
банк — у него нет ничего своего). Собственные
средства в основном отражаются в уставном
фонде. В соответствии с действующим закон-вом
и учред-ными док-ми предприятие может
создавать специализиров. фонды и резервы.
Резерв обычно предназначен на непредвиденные
нужды. Источниками образования фондов
и резервов является прибыль, издержки
производства, а также целевые поступления.
После уставного фонда 2 место занимает
амортизац. фонд. Цель = обновление, восстановление
основного капитала. Он формируется за
счет того, что на стоимость готовой продукции
переносится стоимость основных фондов,
и из полученной выручки в размерах, установленных
Правительством, — амортиз-ые отчисления.
23.
Виды гос. рег-ния
(по стадиям): 1. при планировании хоз.
деят-ти (план соц. развития на 2001-2004гг.,
бизнес-план); 2. на стадии создания субъектов
хозяйствования (вся государственная;
3. при осущ-нии деят-ти; 4. при получении
результата деят-ти; 5. при прекращении
субъекта. Формы гос. рег-ния только в виде
акта гос. рег-ния. Любой акт должен соотв-ть
реквизитам. Способы гос. регулирования
отражают колич-ные показатели предприн-кой
деят-ти. Способы: 1. нормы и нормативы (нормы
амортизационных отчислений); 2. размеры
капиталов и фондов (все мин. уставные
фонды установлены в законе); 3. лимиты
(в сфере охраны окружающей среды); 4. размеры
обяз-ных платежей; 5. резервы (мин. резерв
отчислений банков в Нацбанк).
24.
Хоз. договор
– соглашение между субъектами хоз-ния,
направленные на установление, изменение/прекращение
прав и обязанностей. Принципы хоз. договора:
1. добровольность, 2. законность договора;
3. защита сторон договора (последствия
его неисполнения). Хоз. договор – разновидность
сделки. Отличия: договор – соглашение
двух сторон, а сделка – одностороннее
действие. Не каждая сделка договор. Особ-ти
хоз. договора: 1. субъектный состав, т.е.
как минимум одна сторона всегда предприн-тель
или лицо, осущ-щее предприн-скую деят-ть;
2. цель – всегда получение прибыли; 3. возмездность;
4. предметом является имущество в виде
вещей, ценных бумаг, валюты; 5. повышенная
ответст-ть за неисполнение условий договора;
6. споры по поводу исполнения хоз. договоров
рассм-ся хоз. судами. 3 значения хоз. договора:
1. договор как док-т, в котором отражены
права/обяз-ти ответст-ти граждан; 2. юрид-кий
факт; 3. хоз. договор как правоотношение.
За рубежом сделка является предприн-ской
исходя из двух критериев: 1.ее совершает
предприн-ль; 2. ее содержание является
предпринимательским.
25.
Форма договора: а) устные сделки
(не присутствуют в хоз. праве); б) письменная
форма. Устные сделки: 1. сделки, для кот.
не установлена письменная форма (сделка
между гражданами на сумму менее 10 базовых
величин); 2. сделки, исполняемые при совершении
(розничная купли-продажи); 3. в исполнении
договора, заключенного в письменной форме,
если это не противоречит закону или договору.
Письменная форма: 1. простая письменная:
между гражданами не сумму свыше 10 базовых
величин; 2. если хотя бы одной из сторон
является юридическое лицо или ИП. 3. в
кот. законом предусм-на прямая письменная
форма (страхование); 4. если об этом прямо
указано в соглашении сторон; в) нотариальная
форма, нужна для доп-ной гарантии. Обязательна
если: предусмотрено законом; предусмотрено
соглашением сторон; г) сделки с обяз-ной
гос. регистрацией – это все сделки с недвижимостью.
Имущ-ные договоры: 1. договоры по передаче
имущ-ва: поставка, аренда, лизинг; 2. договоры
на выполнение работ: договоры порядка;
3. договоры на оказание услуг (получение
комиссии, страхование). Орг-ционные договоры
– учред-ные: 1. публичный договор; 2. договор
присоединения; 3. предварительный договор;
4. договор в пользу третьего лица
26.
Договор считается закл-ным, если достигнуто
соглашение по всем его сущ-нным условиям.
Сущ-нные условия вкл: 1. предмет договора;
2. условия, названные сущ-нными для договора
данного вида; 3. условия, отн-но кот. по
заявлению одной из сторон должно быть
достигнуто соглашение. Обычные условия
– нормы, содерж-ся в главе ГК. Регул-щий
заключение данного вида договора. Случайные
условия: не хар-ны для данного вида договора,
но, будучи вкл-ными в него, приобретают
хар-тер сущ-нных. Процесс закл-ния договора:
1. направление оферты (предложение заключить
договор; оферент – лицо, направленное
оферту. От англ. – to оffer). 2. рассмотрение
оферты и ее акцент (принятие). Изменение
и расторжение договора. Основания: 1. по
соглашению сторон, если иное не предусмотрено
законом или договором; 2. в связи с сущ-нным
изменением обст-тв (в судебном порядке):
а) если бы при наличии таких условий договор
вообще не был бы заключен; б) если бы был
заключен на значительно измененных условиях.
3. по требованию одной из сторон по решению
суда: а) при сущ-нном нарушении договора
другой стороной; б)в случаях, предусм-ных
законом или соглашением. Соглашение об
изменении/расторжении договора совершается
в той же форме, что и сам договор. Требования
об изменении/расторжении договора предъявляются
в суд только после получения отказа другой
стороны.
27.
Ответственность
– неблагоприятное последствие для нарушителя,
обеспеченное гос-ным принуждением и сопровожд-ся
осуждением нарушителя (нарушителя закона
или нарушителя договора). Неблагопр-ные
последствия выражаются в: 1. лишении имущ-ва:
взыскивается ущерб в денежной сумме с
расчетного счета, конфискация имущ-ва;
2. прекращении/приостановлении какого-либо
права; 3. принудительной реорг-ции/ликвидации.
Осуждение – публичное порицание. Любая
ответств-ть выражается в санкциях, однако,
не все санкции являются ответств-тью.
Принципы ответств-ти: 1. ее неотвратимость
(в отношении нарушителя санкция неизбежна);
2. индивидуализация; 3. полное возмещение
вреда (реальный ущерб + упущенная выгода).
Функции ответств-ти: 1. восстановительная;
2. предупредительная; 3. общая и частная
превенция (смертная казнь); 4. сигнализационная;
5. штрафная (наказание).
28.
В соотв-вии со
ст.27 хоз-нно-процессуального
кодекса РБ к хоз. спорам, рассм-мым
хоз. судами, относятся спорно: 1. разногласиях
по договору, заключение которого предусмотрено
закон-вом или о разногласиях, передача
кот. на разрешение хоз. суда согласована
сторонами договора; 2. изменений условий
или распоряжений договора; 3. неисполнение
или ненадлежащее исполнение обяз-ств;
4. признание права собств-ти; 5. истребовании
собств-ком или другим законным владельцем
имущ-ва из чужого незаконного владения;
6. нарушение прав собств-ка или иного законного
владельца, не связанных с решением владения;
7. возмещение убытков; 8. признание недействительным
(полностью или частично) ненормативного
акта гос-го или другого органа, не соотв-го
закон-ву РБ и нарушающего его права и
законные интересы юр. лиц и ИП; 9. признание
не подлежащим исполнению исполн-го или
другого факта, по кот. взыскание производится
в бесспорном порядке; 10. защите деловой
репутации и др. Стадии хоз процесса: 1.
рассмотрение дела в суде 1-й инстанции
(возбуждение дела, подготовка, судебное
разбирательство – рассмотрение и разрешение
дела по существу,; вынесение решения по
делу); 2. проверка законности и обоснованности
судебных актов в конституц-ом порядке
(в течение 10 дней) это срок вступления
решения в законную силу, если пропустить
срок, то стадия 3; 3. проверка законности
судебных актов, вступивших в законную
силу в порядке надзора; 4. производство
в возобновлении дела по вновь открывшимся
обстоятельствам; 5. исполнительное производство.
29.
Виды ответств-ти:
1. по характеру обязательство с участием
нескольких лиц: а) долевая ответств-ть;
б) солидарная ответств-ть (общая); в) субсидиарная
(дополнительная); г) регрессная/в порядке
регресса. 2. по объему: а) полная (реальный
ущерб + упущенная выгода), применяется
если иное не установлено законом/договором;
б) ограниченная (например, взыскивается
только реальный ущерб или взыскание неустойки);
в) повышенная (убытки + неустойка), применяется
только если предусмотрена законом/договором.
Основания (условия) привлечения ответственности:
1. противоправное поведение: действие
и бездействие; 2. вред; 3. причинно-следственная
связь (поведение всегда предшествует
вредоносному результату; именно данное
поведение вызывает причинение конкретного
вреда); 4. вина (в форме умысла либо неосторожности).
30.
Приватизация – приобретение права
собственности на объект, принадлежащий
гос-ву. Разгос-ние – передача полномочий
по управлению объектом, принадлежащим
гос-ву. Разгос-ние может осущ-ся разл-ми
способами, в том числе с помощью приватизации.
У нас принята гос. программа разгос-ния
и приватизации: приватизируется 2/3 гос-ых
основных фондов, при этом часть безвозмездно
путем чековой приватизации. При чековой
приватизации до 50% акций гос-ых ОАО обменивается
на чека. В гос. программе не регул-ся приватизация
жилищного фонда и земли. Департамент
по управлению гос. имуществом при мин.
экономики. На местах – местные администрации
или исполком. Объекты приватизации: 1.
гос-ные юр. лица; 2. доли гос. собств-ти
в юр. лицах; 3. гос. имущ-во, сданное в аренду.
Объекты первоочередной приватизации:
розничная торговля, общепиты, бытовое
обслуживание, предприятия легкой и пищевой
промышленности. Не подлежат приватизации:
организации имущества, кот. находятся
только в собств-ти гос-ва ; приватизация
объединений не допускается. Порядок приватизации:
инициатива приватизации, т.е. подается
предложение в соответствующий орган
по приватизации; оно рассм-ся в месячный
срок. При положительном решении создается
комиссия по приватизации, она может отменять
любые решения органов управления приватиз-го
объекта. Комиссия дает свое заключение
по приватизации, на основании которого
орган по приватизации принимает решение
Между органом приватизации и новым собственником
заключается договор. Право распоряжения
переходит только после оплаты объекта.
31. Формы приватизации государственной собственности.
Приватизация может
осуществляется путем безвозмездной передачи
либо продажи гос. собств-ти. Целью безв-дной
приватизации является, передача гос.
собств-ти на основе соц-го равенства в
процессе ее осуществления на этапе перехода
к рын. эк-ке, только гражданам РБ. Порядок
распред-ния безв-дно передаваемого гос.
имущ-ва определяется Президентом РБ.
Безв-дно передаваемая каждому гражданину
часть гос.собств-ти опред-ся двумя квотами:-
жилищной квотой;- квотой на имущество.
Для реализации права использ-ния квот
гражданами РБ им выдаются именные приватизационные
чеки» Жилье» и» Имущество. Возмездная
приват--ция осущ-ся на основе внесения
денежных платежей в белор. рублях.
Орган приват-ции свободен в выборе способа
приват-ции и условий продажи объекта.
Способы разгос-ния и приват-ции объектов
гос. собств-ти: продажа объектов гос. собств-ти
на аукционе, по конкурсу; продажа акций,
принад-щих гос-ву, в том числе на льготных
условиях в соответствии с закон-вом РБ;
выкуп арендованного имущества арендным
предприятием.