Правовые основы несостоятельности (банкротства)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Содержание

Теоретические вопросы:
Понятие и признаки банкротства.
Меры по предупреждению банкротства.
Процедуры банкротства.
Особенности банкротства отдельных категорий должников.

Работа содержит 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 63.17 Кб (Скачать)

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено несколько специальных  правил, касающихся существенных особенностей проведения конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.

Во-первых, в течение десяти дней с момента получения определения  арбитражного суда о назначении конкурсного  управляющего Банк России должен открыть  ему счет. На этот счет, открытый конкурсному  управляющему в Банке России, в  короткий срок (десять дней) должны быть перечислены остатки денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации, признанной арбитражным судом банкротом, а также со всех остальных счетов этой кредитной организации, открытых в иных банках и кредитных организациях. На этот же счет должны быть перечислены все иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные последней в Банке России.

Во-вторых, объявление о банкротстве  кредитной организации должно быть опубликовано конкурсным управляющим  за счет должника не только в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", но и в "Вестнике Банка  России", а также в средствах  массовой информации по месту нахождения кредитной организации.

В-третьих, после составления  реестра требований кредиторов конкурсный управляющий должен составить промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемой кредитной организации, перечне предъявленных кредиторами  требований, а также о результатах  их рассмотрения. По окончании конкурсного  производства составляется также ликвидационной баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс конкурсный управляющий должен представить Банку России.

В-четвертых, имеется определенная особенность и в порядке удовлетворения требований кредиторов первой очереди: в приоритетном порядке подлежат удовлетворению требования граждан-вкладчиков по договорам банковского вклада и банковского счета; требования граждан, перед которыми кредитная  организация несет ответственность  за причинение вреда жизни или  здоровью; требования Федерального фонда  обязательного страхования вклада.

В-пятых, ликвидация кредитной  организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента  внесения в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  соответствующей записи о ликвидации кредитной организации.

3.2. Банкротство  страховых организаций

Страховой организацией (страховщиком) признаются юридические лица любой  организационно-правовой формы, предусмотренной  законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления  страховой деятельности (страховые  организации и общества взаимного  страхования) и получившие в установленном  порядке лицензию на осуществление  страховой деятельности на территории Российской Федерации (ст.6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. "О  страховании".

В настоящее время, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре  федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства  от 5 января 1997 г. N 2 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации, являясь  правопреемником упраздненной Федеральной  службы России по надзору за страховой  деятельностью, соответственно является государственным органом Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью. Таким образом, Министерство финансов РФ является лицом, участвующим в арбитражном процессе при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации в дополнение к перечню лиц, изложенному в ст.35 Закона о банкротстве.

Заявление в арбитражный  суд о признании страховой  организации банкротом может  быть подано самой страховой организацией, конкурсным кредитором, также уполномоченным в соответствии с федеральным законом государственным органом. В случае введения в отношении должника – страховой организации процедур банкротства, должник или конкурсный управляющий должны в течение 10 дней с даты введения соответствующей процедуры федеральный уведомить об этом орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.

В ходе внешнего управления, если это предусмотрено планом внешнего управления, внешний управляющий  вправе осуществить продажу имущественного комплекса (предприятия) должника страховой  организации по правилам, предусмотренным  Законом о банкротстве. При этом следует учитывать, что продажа предприятия будет производиться только на закрытых торгах, т.к. покупателем имущественного комплекса страховой организации должника в силу п.2 статьи 184 Закона о банковской деятельности может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществления соответствующего вида страхования и обладает достаточными активами для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования. В ходе конкурсного производства обязательным условием закрытых торгов является согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

При продаже предприятия  с закрытых торгов в ходе внешнего управления к покупателю переходят  все права и обязанности по договорам страхования, по которым  на дату продажи имущества страховой  организации страховой случай не наступил. Требования страхователей  по договорам, по которым страховой  случай наступил до даты продажи имущественного комплекса страховой организации  в ходе внешнего управления, признаются денежными требованиями третей очереди  и удовлетворяются в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве с учетом требований 186 Закона.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  страховой организации банкротом  и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных  страховой организацией договоров  страхования, по которым не наступил страховой случай и, следовательно, не возникло обязательство по уплате суммы страхового возмещения.

Договоры, заключенные такой  организацией, можно разделить на четыре группы:

· договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом. В этом случае страхователи приобретают право требования части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования. Однако федеральным законом может быть установлен иной объем требований к страховщику;

· договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом, но при осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации был продан при наличии согласия покупателя принять на себя указанные договоры. В этом случае все обязательства по таким договорам перед страхователями несет покупатель. Соответственно страхователи не приобретают каких-либо прав требования к страховщику-должнику;

· договоры страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства. В этом случае страхователи приобретают права требования в размере страховой суммы, предусмотренной указанными договорами. Требования таких страхователей признаются денежными требованиями третьей очереди и удовлетворяются в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве с учетом требований ст.186 Закона;

· прочие договоры, не связанные со страховой деятельностью. Срок исполнения денежных обязательств по таким договорам считается наступившим. Удовлетворение требований кредиторов по таким договорам осуществляется в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве.

В случае принятия арбитражным  судом решения о признании  страховой организации банкротом  и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди  подлежат удовлетворению в следующем  порядке:

в первую очередь - требования кредиторов по договорам обязательного  личного страхования;

во вторую очередь - требования кредиторов по иным договорам обязательного  страхования;

в третью очередь - требования иных кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей), в том числе требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 185 Закона о банкротстве;

в четвертую очередь - требования прочих кредиторов.

3.3 Банкротство профессиональных  участников рынка ценных бумаг.

Особенности процедур банкротства, установленные _ст. 187 Закона о банкротстве, подлежат применению в том случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено арбитражным судом в отношении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг, т.е. лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, предусмотренную ст.3 - 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г., на основании лицензий, выданных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ). В эту категорию не попадают банки и иные кредитные организации, хотя и осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

В дополнение к лицам, указанным  в ст.31 Закона о банкротстве, в  арбитражном процессе по делу о банкротстве  профессионального участника рынка  ценных бумаг участвует ФКЦБ, которая  является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной  политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через  определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии  ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий  в деле о банкротстве профессионального  участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый государственным  органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг. Порядок выдачи таких аттестатов должен быть установлен ФКЦБ.

Арбитражный управляющий  направляет клиентам профессионального  участника, в котором предлагает дать распоряжения о действиях, которые  необходимо совершить с ценными  бумагами, принадлежащими клиенту.

Ограничение совершения сделок или проведения операций по учету  прав на ценные бумаги при применении процедур банкротства, за исключением  конкурсного производства, не распространяются на ценные бумаги его клиентов или  проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами  после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  должника профессионального участника  рынка ценных бумаг банкротом  влечет открытие в отношении его  конкурсного производства. Последствия  открытия конкурсного производства изложены в гл.VI Закона о банкротстве. Имущество, хотя и находящееся в распоряжении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг (деньги, ценные бумаги), но принадлежащее на праве собственности его клиентам, не включается в конкурсную массу и не может быть использовано для расчетов с кредиторами. Принадлежность указанного имущества клиентам определяется конкурсным управляющим: во-первых, по заявлениям клиентов на основании документов, подтверждающих права собственности, во-вторых, на основе данных внутреннего учета профессионального участника рынка ценных бумаг, который обязан вести раздельный учет собственного имущества и имущества, принадлежащего его клиентам (см., например, постановление ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. N 21 "Об утверждении Временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг").

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся  в управлении или во владении должника, на хранении и /или учете у него, другой организации, имеющей соответствующую  лицензию профессионального участника  рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги и иное имущество  клиентов, в том числе денежные средства, находящиеся на специальном  брокерском счете, находящиеся в  распоряжении профессионального участника  рынка ценных бумаг, не включаются в  конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу  денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированные организаторами торгов или клиринговыми организациями.

Внешний управляющий либо конкурсный управляющий в процессе исполнения ими своих обязанностей устанавливают принадлежность ценных бумаг и иного имущества, хотя и находящихся в распоряжении профессионального участника рынка  ценных бумаг, но принадлежащих его  клиентам, и, по общему правилу, осуществляют возврат этих ценных бумаг и иного  имущества клиентам. Однако поскольку  бизнес профессионального участника  зачастую зависит от наличия клиентуры, Закон позволяет внешнему либо конкурсному  управляющему попытаться договориться с клиентами, с тем, чтобы сохранить  бизнес. Особенно это актуально во внешнем управлении. В том числе  возможна ситуация, когда внешний  управляющий с согласия клиентов передает ценные бумаги и иное имущество  клиентов в управление другой организации - профессионального участника рынка  ценных бумаг.

Информация о работе Правовые основы несостоятельности (банкротства)