Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:30, контрольная работа
С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.
Теоретические вопросы:
Понятие и признаки банкротства.
Меры по предупреждению банкротства.
Процедуры банкротства.
Особенности банкротства отдельных категорий должников.
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.
Процедура финансового оздоровления
может быть введена собранием
кредиторов либо арбитражным судом
по ходатайству учредителей (участников).
Максимальный срок финансового оздоровления
составляет 2 года. Арбитражным судом
назначается административный управляющий,
который осуществляет свои полномочия
до окончания процедуры
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
перепрофилирование
закрытие нерентабельных производств;
взыскание дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должника собственником
имущества должника - унитарного предприятия,
учредителями (участниками) должника либо
третьим лицом или третьими лицами;
увеличение уставного каптала должника
за счет взносов участников и третьих
лиц;
размещение дополнительных обыкновенных
акций должника;
продажа предприятия должника;
замещение активов должника;
иные меры по восстановлению платежеспособности
должника.
В новом законе на основе имеющейся практики появились два новых способа по восстановлению платежеспособности должника:
1) Замещение активов должника
Этот способ может использоваться
должником любой
Этот способ может попасть в план внешнего
управления исключительно по решению
учредителей (участников) должника или
собственника имущества должника - унитарного
предприятия.
2) Увеличение уставного капитала
за счет дополнительной эмиссии акций.
Используется в качестве
способа по восстановлению платежеспособности
только по решению собрания акционеров.
В течение 45 дней после проведения
эмиссии акций акционеры
Кроме того, в законе появился
еще один способ восстановления платежеспособности.
Он заключается в проведении однов
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; прекращается исполнение по всем исполнительным документам, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника. Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.
Очередность расчетов с кредиторами установлена статей 134 Закона о несостоятельности (банкротстве)
1). Вне очереди
за счет конкурсной массы
судебные расходы должника,
расходы, связанные с выплатой вознаграждения
арбитражному управляющему, реестродержателю;
текущие коммунальные и эксплуатационные
платежи, необходимые для осуществления
деятельности должника;
требования кредиторов, возникшие в период
после принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом и до признания
должника банкротом, а также требования
кредиторов по денежным обязательствам,
возникшие в ходе конкурсного производства,
если иное не предусмотрено настоящим
Федеральным законом;
задолженность по заработной плате, возникшая
после принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом, и по оплате
труда работников должника, начисленная
за период конкурсного производства;
2) Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся
расчеты по требованиям граждан,
перед которыми должник несет
ответственность за причинение вреда
жизни;
во вторую очередь производятся расчеты
по выплате выходных пособий и оплате
труда лиц, работающих или работавших
по трудовому договору, и по выплате вознаграждений
по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты
с другими кредиторами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Основные изменения при проведении конкурсного производства в новом законе касаются двух аспектов:
- сокращения очередей
- особого положения
Мировое соглашение - процедура банкротства,
применяемая на любой стадии рассмотрения
дела о банкротстве в целях прекращения
производства по делу о банкротстве путем
достижения соглашения между должником
и кредиторами. Мировое соглашение заключается
по решению собрания кредиторов между
конкурсными кредиторами и уполномоченными
органами, с одной стороны, и должником
- с другой, и представляет собой гражданско-правовую
сделку, путем которой стороны на основе
взаимных уступок определяют размер подлежащих
погашению денежных требований и сроки
их погашения.
Мировое соглашение заключается в письменной
форме и может содержать положения о прекращении
обязательств должника путем предоставления
отступного, обмена требований на акции,
облигации, новации обязательства, прощения
долга и т.д. Мировое соглашение утверждается
определением арбитражного суда, после
чего производство по делу о банкротстве
прекращается. Соглашение может быть расторгнуто
арбитражным судом в случае неисполнения
или существенного нарушения должником
его условий.
Институт несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашем правовом регулировании в связи с переходом к рыночным отношениям.
В условиях всеобъемлющего господства
государственной и
В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных или муниципальных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.
1. Банкротство градообразующих организаций.
Под градообразующими организациями
понимаются юридические лица, численность
работников которых составляет не менее
25 % численности работающего
Определяя особенности банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
По ходатайству названных
органов арбитражный суд сможет
ввести внешнее управление в отношении
должника - градообразующей организации
даже в том случае, если собрание
кредиторов не принимает решение
о введении внешнего управления. Но
тогда соответствующие органы должны
будут дать поручительство по обязательствам
должника и тем самым взять
на себя обязанность нести субсидиарную
ответственность перед его
Поручительство по обязательствам должника представляется в письменной форме арбитражному суду. В заявлении о поручительстве должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанность по уплате обязательных платежей; график погашения задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату представления поручительства.
Должник и его поручитель обязаны приступить к погашению задолженности в соответствии с представленным графиком. В случае не исполнения этой обязанности должником кредиторы вправе предъявить свои требования поручителю.
Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третью всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
По ходатайству названных
органов финансовое оздоровление или
внешнее управление может быть продлено
арбитражным судом на срок не более
года. Таким образом, общая продолжительность
внешнего управления, а стало быть,
и срок действия моратория на удовлетворение
требований кредиторов может составить
два с половиной года. В этот
период соответствующими органами может
быть осуществлено финансовое оздоровление
градообразующей организации
Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.
В процессе внешнего управления
должником – градообразующей
организацией может быть осуществлена
продажа предприятия как
Информация о работе Правовые основы несостоятельности (банкротства)