Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:56, реферат

Описание работы

В гражданском обороте имеется множество юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Способы их создания различны. Субъекты хозяйствования могут создаваться собственниками имущества или уполномоченными ими органами, а также учредителями создаваемого юридического лица.

Содержание

Создание субъекта хозяйствования. Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов………………………………………………………3
Договор купли-продажи в хозяйственной деятельности…………………….16
Список используемой литературы…………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Хозяйственное право Всё.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Департамент образования

Московский  городской педагогический университет

Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Хозяйственное право»

на  тему: «Правовой режим имущества    хозяйствующих субъектов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки курса 4  группы 5

Кубатиевой Валерии Адильевны

Отделение – экстернат

Специальность 080507 «Менеджмент  организации»

1 полугодие 
 
 
 

Москва 2011 
 

Содержание 

  1. Создание  субъекта хозяйствования. Правовой режим  имущества    хозяйствующих субъектов………………………………………………………3
  2. Договор купли-продажи в хозяйственной деятельности…………………….16
  3. Список используемой литературы…………………………………………….22
 

 

    1. Создание субъекта хозяйствования. Правовой режим имущества    хозяйствующих субъектов.

     Все субъекты хозяйствования имеют обобщенное наименование «лица».

     В гражданском обороте имеется  множество юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Способы их создания различны. Субъекты хозяйствования могут создаваться собственниками имущества или уполномоченными ими органами, а также учредителями создаваемого юридического лица.

     Создание  субъекта хозяйствования - это совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта хозяйственной деятельности1.

     Физическое  лицо становится субъектом хозяйствования с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность может осуществляться предпринимателем с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица.

     Появление института юридического лица в самом  общем виде было обусловлено усложнением социальной организации общества и развитием экономических отношений. Большинство теорий юридического лица объединяет положение, которое лаконично можно было бы сформулировать так: субъектом права, помимо человека, может быть некое образование, обладающее самостоятельными правами и обязанностями. Понятие юридического лица может быть выведено не путем установления общих черт, присущих всем разновидностям юридических лиц, а через выявление основной экономической цели указанного института. Именно так, через функции юридического лица, в конечном итоге и формулировались его правовые признаки.

     Юридическое лицо - это общеправовое понятие, и неважно, какое законодательство регулирует те или иные отношения - гражданское, административное, финансовое и т.д. Субъектами этих отношений могут быть физические, юридические лица либо государство (его учреждения или административно-территориальные единицы), осуществляющее свои функции через органы, наделенные правами юридического лица. Признаками юридического лица являются присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом права.

     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.

     В Республике Беларусь отсутствует единый акт, регулирующий вопросы создания юридических лиц, однако имеется целый ряд специальных нормативных актов, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц.

     Например, в Законе Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях» (с последними, изменениями и дополнениями) предусмотрено, что предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия, организации в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Предприятие может быть создано также в результате разукрупнения в соответствии с монопольным законодательством, в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений с согласия собственника или уполномоченного им органа. Кроме того, предприятие может быть создано на базе структурной единицы объединения с согласия собственника или уполномоченного им органа.

     Например, порядок создания акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью регулируется Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» (с последними, изменениями и дополнениями). Согласно положениям указанного Закона создание закрытого акционерного общества включает в себя заключение договора о совместной деятельности по созданию общества, утверждение устава, государственную регистрацию общества и регистрацию акций в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах.

     Акции закрытого акционерного общества при его создании распространяются среди лиц, подписавших договор о совместной деятельности по созданию общества.

     Открытое акционерное общество создается путем открытой подписки на акции или преобразования закрытого акционерного общества либо иного хозяйственного общества или товарищества.

     Порядок создания субъектов хозяйствования, имущество которых находится в республиканской собственности, регулируется Положением о порядке создания предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, объединений, в том числе концернов, в состав которых входят эти предприятия, и о порядке прекращения их деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 1993 г. № 824 (с последними, изменениями и дополнениями). Указанные предприятия и организации создаются министерствами, государственными комитетами, ведомствами Республики Беларусь, объединениями, созданными Советом Министров Республики Беларусь.

     Законодательством Республики Беларусь определены не только порядок, но и способы создания юридических лиц. Наиболее распространенными являются такие способы, как распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный (регистрационный).

     Распорядительный  способ создания юридического лица состоит в том, что конкретное юридическое лицо создается по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. Как правило, таким способом создаются государственные юридические лица.

     Разрешительный  способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание юридического лица. При разрешительном способе компетентный орган проверяет не только соблюдение правил оформления документов о создании юридического лица, но и решает вопрос, следует ли разрешать создание такого лица. Разрешительный способ используется, в частности, при создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также при создании юридических лиц в свободных экономических зонах.

     Суть  нормативно-явочного (регистрационного) порядка создания юридического лица состоит в том, что граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, поскольку образование такого вида юридического лица разрешено законодательством Республики Беларусь. Регистрирующий государственный орган должен лишь проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. Нормативно-явочным способом образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, политические партии, профессиональные союзы, объединения юридических лиц и другие организации с последующей их регистрацией.

     Государственная регистрация субъектов хозяйствования. Всякое юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации.

     Государственная регистрация имеет следующие цели: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности. Государственная регистрация является заключительным этапом создания юридического лица. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 47 ГК). Нормы Гражданского кодекса о государственной регистрации субъектов хозяйственной деятельности нашли свое развитие в других нормативных правовых актах. Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен в Положении о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 (в ред. Декрета от 17 декабря 2002 г. № 29 с последними, изменениями, от 12 сентября 2003 г. № 20). Государственной регистрации подлежат создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, и крестьянские фермерские хозяйства (коммерческие организации); ассоциации (союзы) - объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды (некоммерческие организации). Государственной регистрации подлежат также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения.

     Местом  нахождения юридического лица является его юридический адрес, а местом нахождения индивидуального предпринимателя является место жительства (место прописки) гражданина, желающего быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия при условии, что данное помещение принадлежит ему на праве собственности, а также с согласия всех совершеннолетних членов семьи.

     Законодателем определены органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов хозяйствования. К таким органам относятся: облисполкомы (Минский горисполком); Национальный банк; Министерство финансов; администрации свободных экономических зон; местные исполнительные и распорядительные органы, а также администрации районов в городах, в случаях, если такие полномочия им делегированы.

     Сведения  о государственной регистрации  в установленном порядке вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Единый государственный регистр представляет собой общегосударственную систему учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предназначенную для обеспечения полной и достоверной информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь. Сведения, содержащиеся в Едином государственном регистре, являются открытыми и доступными для всеобщего ознакомления, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, банковскую, служебную и коммерческую тайну.

     В соответствии с установленной процедурой для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган необходимые документы: заявление, оформленное в установленном порядке; анкету установленного образца на каждого учредителя - физическое лицо; копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение; учредительные документы; документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно-правовых форм; документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются) и др.

Информация о работе Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов