Правовое регулирование рекламной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:51, реферат

Описание работы

Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах, которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

Работа содержит 1 файл

ненадлежащая реклама.doc

— 94.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     Помимо  Закона о рекламе, требования к рекламе  алкогольной продукции содержатся в ст. 17 Федерального закона от 7 января 1999 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». В соответствии со ст. 17 данного акта, реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции. При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.

     Требования  к рекламе товаров некоторых  видов содержатся не только в Законе о рекламе, но и в других законодательных актах.

     Особые  требования, предъявляемые к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении и распространении рекламы этих услуг не допускается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, давать обещания или делать предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т.д.

     Сформулированные  в ст. 17 Закона о рекламе требования детализированы в специальных нормативных  актах. Так, требования к рекламе  на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Реклама кредитными организациями РФ и банками-нерезидентами своих услуг осуществляется в соответствии с Письмом Банка России от 30 декабря 1997 г. № 73-Т.

 

      5. Понятие и виды  ненадлежащей рекламы

     Если  реклама соответствует общим и специальным требованиям, она является надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе о рекламе приведен неисчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.

     Недобросовестная  реклама – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

     Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств и качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и др. Реклама будет считаться недостоверной, если в ней использованы термины в превосходной степени («самый», «только», «лучший», «единственный»), которые не могут быть подтверждены документально.

     Неэтичная реклама – это реклама, содержащая любые виды информации, которая нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичной является реклама, которая порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

     Заведомо  ложной считается реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

     Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах и изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

 

      6. Государственное  регулирование рекламной  деятельности

     Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное  и организационное.

     Нормативное регулирование реализуется посредством установления в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

     Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

     Полномочия  антимонопольного органа в данной сфере  определены ст. 26 Закона о рекламе  и в Положении о МАП. В частности, антимонопольный орган:

     - предупреждает и пресекает факты  ненадлежащей рекламы;

     - направляет субъектам рекламной  деятельности предписания о прекращении  нарушения законодательства о  рекламе, об осуществлении контррекламы;

     - предъявляет иски в суды, арбитражные  суды в связи с нарушением законодательства РФ о рекламе, о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.

     В субъектах Российской Федерации  создаются и действуют специальные  органы, в функции которых входит управление рекламной деятельностью. В Москве создан Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы.

     К функциям этого Комитета относятся:

     - разработка нормативных актов,  направленных на регулирование  деятельности в области наружной  рекламы;

     - формирование единого городского  рекламно-информационного пространства, разработка и ведение общегородского реестра рекламы;

     - анализ состояния и потребностей  рынка рекламы;

     - разработка и представление на  утверждение экономически обоснованных  тарифов оплаты за использование  рекламного пространства в Москве;

     - контроль за соблюдением правил  размещения рекламы;

     - руководство деятельностью ГУЛ  «Городская реклама и информация»,  ГУН «Территориальные агентства  по рекламному и информационно-художественному  оформлению», координация деятельности  коммерческих организаций в области рекламы;

     - контроль за состоянием средств  рекламы, их инвентаризация;

     - проведение конкурсов на право  размещение рекламы и др.

     В субъектах РФ создаются и действуют  консультативно-совещательные коллегиальные  органы, задачами которых являются выработка предложений по определению политики в области рекламы; разработка концепций развития индустрии рекламы; координация деятельности органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в сфере рекламы. В числе таких органов можно назвать Городской Совет по наружной рекламе г. Москвы, Координационный Совет по делам наружной рекламы, информации и оформления территории Московской области при Правительстве Московской области.

     В составе единого бюджета г. Москвы формируется Целевой бюджетный фонд рекламы и городской информации. Источниками его образования, в частности, являются:

     - плата за пользование рекламным  пространством, размещение средств  наружной рекламы и рекламы  на транспорте;

     - плата за оформление и согласование  разрешительной документации, за техническую экспертизу;

     - доходы от проведения конкурсов  на право размещения средств  наружной рекламы и рекламы  на транспорте.

 

      7. Ответственность  за ненадлежащую  рекламу

     Законом о рекламе предусмотрены санкции  и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство и подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы. Например, недостоверная реклама чаще является виной рекламодателя, скрытая реклама с использованием технических средств -рекламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы – виной рекламораспространителя.

     Государственным органом, контролирующим рекламную  деятельность, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (и его территориальные подТема ения). В Москве контроль за соблюдением Правил размещения средств наружной рекламы осуществляет Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы.

     При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу.

     Контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

     (Ст. 2 Федерального закона «О рекламе»)

     Контрреклама  осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех  же средств распространения, характеристик  продолжительности, пространства, места  и порядка, что и ненадлежащая реклама.

     Если  контрреклама не проведена в установленный срок, антимонопольный орган вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы, известив об этом все стороны договора.

     За  нарушение законодательства о рекламе  предусмотрена ответственность  трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.

     Следует иметь в виду, что лица, права  и интересы которых нарушены в  результате ненадлежащей рекламы, могут  в судебном порядке потребовать  возмещения убытков, включая упущенную  выгоду и компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежащей рекламы.

     Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем  и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама  или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Порядок  рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147. Этим актом, действующим в части, не противоречащей положениям КоАП РФ, установлены процедура и сроки рассмотрения дел антимонопольным органом, порядок вынесения решения и выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

     Уголовная ответственность в данной сфере  определена ст. 182 УК РФ – за осуществление  заведомо ложной рекламы, т.е. содержащей заведомо ложную информацию относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов). Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное указанной статьей, наступает в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям. Что понимается под значительным ущербом, Уголовным кодексом применительно к данному составу не определено и, следовательно, является оценочным понятием, зависит от степени причиненного здоровью или имуществу вреда, иных социально значимых потерь. В качестве мер наказания предусмотрены штраф, либо обязательные работы, либо арест, либо лишение свободы.

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности