Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:30, реферат
Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В
связи с усилением мер по укреплению
трудовой дисциплины в организациях
увеличилась численность
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец июля 2005 г. составила 73 тыс. человек, что на 1,3 тыс., или на 1,8 % меньше, чем в июне 2005 г. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,7 % от экономически активного населения (на конец июля 2004 г. – 2,3 %). Следовательно, заметно снижение уровня безработицы.
Среди безработных женщины составляли 67,5%, молодежь в возрасте до 30 лет – 46 %. Средний возраст безработных – 33 года.
В структуре безработных лица, имеющие общее среднее образование, составляли 36%, высшее и среднее специальное – 28 %, профессионально-техническое образование – 23%.
Каждый
четвертый безработный был
В общей численности безработных лица с продолжительностью безработицы от 3 до 6 месяцев и от 6 месяцев до одного года составляли по 27 %, более одного года – 14 %. Средняя продолжительность безработицы уменьшилась с 7,8 месяца в июле 2004 г. до 6,7 месяца в июле 2005 г.
В январе-июле 2005 г. в органы государственной службы занятости за помощью в трудоустройстве обратились 173 тыс. граждан, из них признаны безработными 119 тыс. человек, или 69 % от числа обратившихся. Трудоустроено за этот период 115 тыс. человек, в том числе 85 тыс. безработных.
В основном безработные трудоустраивались в организации промышленности (30 % от общей численности трудоустроенных безработных), строительства (13 %), торговли и общественного питания (11 %).
На одну заявленную в органы государственной службы занятости вакансию условно приходилось 1,7 безработного (на конец июля 2004 г. – 2,3 человека). Из общего числа вакансий 83 % предназначено для трудоустройства рабочих.
Для временного трудоустройства граждан используются общественные работы. В январе-июле 2005 г. на них было привлечено 60 тыс. человек, из них 42 тыс. безработных. На профессиональное обучение за это время было направлено 14 тыс. безработных.
Пособие по безработице в июле 2005 г. было начислено 34 тыс. безработным, и на их выплату израсходовано 1,2 млрд. BYR. Средний размер пособия на одного безработного в июле составил 36,3 тыс. BYR, или 25 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.[16, c. B21].
Численность безработных, зарегистрированных в целом по республике и по ее отдельным областям, приведена в таблице 1.[18, c. 40].
Данные
таблицы 2.1 показывают, что наибольшая
безработица в абсолютном выражении сложилась
в Гомельской области (12,4 тыс.чел.).
Таблица 2.1
Число
безработных, зарегистрированных в
службе занятости
Численность безработных на конец июля 2005 г. | Июль 2005 г., тыс. человек | Безработица на конец июля 2005 г., % | ||||
Тыс. человек | В % к | зарегист-рировано | трудо-устроено | |||
Июлю 2004 г. | Июню 2005 г. | |||||
Республика Беларусь | 73,1 | 71 | 98,2 | 15,5 | 11,5 | 1,7 |
Области | ||||||
Брестская | 11,5 | 66,4 | 98,8 | 2,3 | 1,5 | 1,9 |
Витебская | 11,4 | 70,5 | 97,2 | 2,5 | 1,9 | 2,1 |
Гомельская | 12,4 | 68,7 | 97,1 | 2,2 | 1,8 | 1,9 |
Гродненская | 8,5 | 70,3 | 97,3 | 2 | 1,6 | 1,8 |
г. Минск | 9,2 | 72,6 | 101,3 | 1,9 | 0,9 | 0,9 |
Минская | 10,6 | 80,1 | 98,3 | 2,5 | 2 | 1,7 |
Могилевская | 9,5 | 70,8 | 97,8 | 2,1 | 1,8 | 2 |
Наибольшее
число безработных
Наибольший
уровень безработицы
На
белорусском рынке труда
Представителям вторичного рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как: 1) это легализация их бездеятельности; 2) статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот.
Представителям же первичного рынка нет стимула регистрироваться в службе занятости, поскольку:
1)
невысокий размер пособия не
дает возможности существовать
без дополнительного
2)
организуемые общественные
3)
службы занятости располагают
сведениями о вакансиях в
4)
в период безработицы
Исследуя динамику безработицы можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя (как важнейшего субъекта экономических отношений занятости), регионального и микроуровней в вопросах регулирования занятости и безработицы. Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).
Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).
Методологическая непроработанность вопроса о сущности и путях снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности занятости.
Административный
запрет на массовые высвобождения обусловил
снижение доли безработных по причине
высвобождения, ликвидации предприятий
и увеличение доли безработных, уволившихся
по собственному желанию. Поверхностный
характер регулирования занятости и безработицы
в Беларуси, затрагивающий только официальную
часть открытого рынка труда, способствует
сохранению неэффективной занятости.
[8, c. 40].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
Существенное
влияние на ситуацию на республиканском
и региональном рынках труда оказывает
своевременное решение проблем
подготовки и переподготовки кадров.
На данном этапе перехода к рыночной
экономике следует
Особую
актуальность приобретают в настоящее
время вопросы
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларус