Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларус

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИ3.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     В связи с усилением мер по укреплению трудовой дисциплины в организациях увеличилась численность уволенных  за появление на работе в состоянии  опьянения, а также за распитие спиртных напитков с 6 тыс. в I полугодии 2004 г. до 8 тыс. человек в I полугодии 2005 г., или на 29 %.

     Численность безработных, зарегистрированных в  органах государственной службы занятости, на конец июля 2005 г. составила 73 тыс. человек, что на 1,3 тыс., или на 1,8 % меньше, чем в июне 2005 г. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,7 % от экономически активного населения (на конец июля 2004 г. – 2,3 %). Следовательно, заметно снижение уровня безработицы.

     Среди безработных женщины составляли 67,5%, молодежь в возрасте до 30 лет  – 46 %. Средний возраст безработных  – 33 года.

     В структуре безработных лица, имеющие  общее среднее образование, составляли 36%, высшее и среднее специальное  – 28 %, профессионально-техническое образование – 23%.

     Каждый  четвертый безработный был уволен по собственному желанию или соглашению сторон, 10 % - высвобождены при ликвидации организаций или по сокращению численности, на долю выпускников общеобразовательных  школ приходилось 8 %, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, - 3 %.

     В общей численности безработных  лица с продолжительностью безработицы  от 3 до 6 месяцев и от 6 месяцев  до одного года составляли по 27 %, более одного года – 14 %. Средняя продолжительность безработицы уменьшилась с 7,8 месяца в июле 2004 г. до 6,7 месяца в июле 2005 г.

     В январе-июле 2005 г. в органы государственной  службы занятости за помощью в  трудоустройстве обратились 173 тыс. граждан, из них признаны безработными 119 тыс. человек, или 69 % от числа обратившихся. Трудоустроено за этот период 115 тыс. человек, в том числе 85 тыс. безработных.

     В основном безработные трудоустраивались  в организации промышленности (30 % от общей численности трудоустроенных безработных), строительства (13 %), торговли и общественного питания (11 %).

     На  одну заявленную в органы государственной  службы занятости вакансию условно  приходилось 1,7 безработного (на конец  июля 2004 г. – 2,3 человека). Из общего числа вакансий 83 % предназначено для трудоустройства рабочих.

     Для временного трудоустройства граждан  используются общественные работы. В  январе-июле 2005 г. на них было привлечено 60 тыс. человек, из них 42 тыс. безработных. На профессиональное обучение за это время было направлено 14 тыс. безработных.

     Пособие по безработице в июле 2005 г. было начислено 34 тыс. безработным, и на их выплату израсходовано 1,2 млрд. BYR. Средний размер пособия на одного безработного в июле составил 36,3 тыс. BYR, или 25 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.[16, c. B21].

     Численность безработных, зарегистрированных в  целом по республике и по ее отдельным  областям, приведена в таблице 1.[18, c. 40].

     Данные  таблицы 2.1 показывают, что наибольшая безработица в абсолютном выражении сложилась в Гомельской области (12,4 тыс.чел.). 

     Таблица 2.1

     Число безработных, зарегистрированных в  службе занятости 

  Численность безработных на конец июля 2005 г. Июль 2005 г., тыс. человек Безработица на конец июля 2005 г., %
Тыс. человек В % к зарегист-рировано трудо-устроено
Июлю 2004 г. Июню 2005 г.
Республика  Беларусь 73,1 71 98,2 15,5 11,5 1,7
Области            
Брестская 11,5 66,4 98,8 2,3 1,5 1,9
Витебская 11,4 70,5 97,2 2,5 1,9 2,1
Гомельская 12,4 68,7 97,1 2,2 1,8 1,9
Гродненская 8,5 70,3 97,3 2 1,6 1,8
г. Минск 9,2 72,6 101,3 1,9 0,9 0,9
Минская 10,6 80,1 98,3 2,5 2 1,7
Могилевская 9,5 70,8 97,8 2,1 1,8 2
 
 

     Наибольшее  число безработных зарегистрировано в Витебской и Минской областях (2,5 тыс.чел.). Также в Минской и Витебской областях наибольшее количество ищущих работу трудоустроено при содействии службы занятости (2,0 тыс.чел. и 1,9 тыс.чел. соответственно).

     Наибольший  уровень безработицы зарегистрирован  в Витебской области (2,1%), наименьший уровень в г.Минске (0,9%).

     На  белорусском рынке труда сложилась  такая ситуация, при которой официальная  безработица включает преимущественно  представителей вторичного рынка труда, в то время как основные потоки найма и увольнений идут на неофициальной  его части. Причины такого явления кроются в самой практике регулирования занятости в Беларуси.

     Представителям  вторичного рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как: 1) это легализация их бездеятельности; 2) статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот.

     Представителям  же первичного рынка нет стимула  регистрироваться в службе занятости, поскольку:

     1) невысокий размер пособия не  дает возможности существовать  без дополнительного приработка, но в случае его появления  пособие не выплачивается;

     2) организуемые общественные работы  уравнивают квалифицированный и  неквалифицированный труд;

     3) службы занятости располагают  сведениями о вакансиях в основном  по непрестижным рабочим местам;

     4) в период безработицы затруднен  самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это объясняет снижение в структуре безработных удельного веса квалифицированных специалистов. [10, c. 87].

     Исследуя  динамику безработицы можно сделать  вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя (как важнейшего субъекта экономических отношений занятости), регионального и микроуровней в вопросах регулирования занятости и безработицы. Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).

     Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту  ее теневых видов, размеры которых  невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).

     Методологическая  непроработанность вопроса о  сущности и путях снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных  служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности занятости.

     Административный  запрет на массовые высвобождения обусловил  снижение доли безработных по причине  высвобождения, ликвидации предприятий и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному желанию. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости.         [8, c. 40]. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

     Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

  1. оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  2. совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

     Существенное  влияние на ситуацию на республиканском  и региональном рынках труда оказывает  своевременное решение проблем  подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Поскольку возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

     Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования  государственной статистики в области  занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается уделение наибольшего внимания изучению проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время не уделено внимание вопросам эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

     Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

Информация о работе Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларус