Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:30, реферат
Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
1.Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.
Занятость
представляет собой макроэкономическую
проблему, оказывающую наиболее прямое
и сильное воздействие на каждого
человека. В современных условиях
экономического хаоса потеря работы
для большинства людей означает
снижение жизненного уровня, часто вплоть
до полной нищеты, и наносит серьезную
психологическую травму. Поэтому неудивительно,
что проблема занятости часто является
предметом многочисленных дискуссий и
исследований.
1. Правовое регулирование и направления политики занятости
в
Республике Беларусь
Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].
Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).
Принуждение
к труду в административном порядке
не допускается, за исключением случаев,
предусмотренных
Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест. [2].
В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].
В
соответствии со ст. 9 Закона «О занятости
населения Республики Беларусь»
для реализации политики занятости
населения и обеспечения
В состав государственной службы занятости входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.
Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.
Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
в)
выплату в установленном
г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
Государственные
программы занятости
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
2.2.
Анализ состояния рынка труда
Республики Беларусь
Анализ
состояния рынка труда
В I полугодии 2005 г. в экономике Беларуси было занято 4,3 млн. человек, в том числе 3,5 млн. человек, или 81 % составляли работающие в организациях (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности).
На
условиях совместительства и по договорам
гражданско-правового
Предприятиями и организациями было принято на работу 403 тыс. человек (11,5 % среднемесячной численности работников), из них 26 тыс. человек – на дополнительно введенные рабочие места.
За этот же период было уволено по различным причинам 408 тыс. человек (11,7 % среднемесячной численности работников), из них 79 % выбыло по собственному желанию, 7 % - за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, 2 % - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией предприятий, организаций.
175 тыс. работников предприятий и организаций (5 % среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в I полугодии 2004 г. – 186 тыс. человек, или 5,3 %). Общее количество неотработанного ими времени составило 1,8 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 15 тыс. человек (в I полугодии 2004 г. – 17 тыс.).
Таким образом, наблюдается снижение работников, работающих в условиях неполной занятости.
Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней 79 % приходилось на промышленные предприятия, 9 % - на строительные организации. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составляла в промышленности 11 тыс. человек, в строительстве – 1,3 тыс. человек.
В основных отраслях материального производства, в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения отработанное время в общем фонде рабочего времени составляло 86,3 %, неявки по уважительным причинам (трудовые отпуска, временная нетрудоспособность и другое) – 11,3 %, потери рабочего времени – 2,4%.
Среди потерь рабочего времени наибольший удельный вес занимали отпуска, предоставляемые по договоренности между работником и нанимателем, - 51 %, на целодневные простои приходился 21 %, на работу в режиме неполного рабочего времени – 13 %, отпуска по инициативе нанимателя – 11 %, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины – 4 %.
Прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины в указанных выше отраслях совершили 73 тыс. человек (в I полугодии 2004 г. – 75 тыс. человек), в том числе в сельскохозяйственном производстве – 32 тыс., промышленности – 19 тыс., строительстве – 12 тыс. человек. На 1000 работающих в сельскохозяйственном производстве приходилось 76 нарушителей трудовой дисциплины, в строительстве – 50, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения – по 20 нарушителей трудовой дисциплины, в промышленности – 19.
Информация о работе Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларус