Правовое обеспечение туризма и туристической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ правового обеспечения туристической деятельности, определение основных понятий, субъектов и участников договорных отношений в сфере туризма, раскрытие особенностей оказания туристических услуг в Республике Беларусь, характеристика договора на оказание туристических услуг, определение роли государственного регулирования в сфере туризма.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Понятие и система правового регулирования туристической деятельности……………………………….......................................................................4
1.1. Основное понятие туризма и туристистической деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….4
1.2. Источники правового регулирования туристической деятельности………………………….. ……………………………………………6
1.3.Особенности государственного регулирования оказания услуг в сфере туризма…………………………………………………………………………….10
2.Договорные отношения в сфере туризма ………………………………………………………………………………….14
2.1.Субъекты договорных отношений в сфере туристической деятельности и их правовой статус …………………………………………………………..14
2.2. Виды договоров в туристической деятельности. Особенности страхования в сфере туризма ………………..............................................................................18
2.3.Особенности договора о реализации турпродукта………………………...22
Заключение ……………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………26
Приложение……………………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

переделанная курсовая.docx

— 71.35 Кб (Скачать)

     Перечисленные в таблице 1 указы: "О некоторых  мерах государственной поддержки  развития туризма в Республике Беларусь", «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»; «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санитарно-курортное лечение и оздоровление населения» целом направлены на развитие въездного и внутреннего туризма, в том числе агроэкотуризма; создание более благоприятных условий для функционирования субъектов туристической деятельности: (освобождение от НДС стоимости услуг по организации путешествий иностранных туристов по Беларуси, услуг гидов-переводчиков и экскурсоводов; льготы по таможенным пошлинам при ввозе автобусов; гарантии и льготы инвесторам, льготы и преференции владельцам усадеб и т.д.).[3  ]

     «Положение  о лицензировании туристической  деятельности» (с изм. и доп.) определяет порядок лицензирования, лицензионные требования и условия, предъявляемые  к соискателю лицензии (лицензиату) при ее выдаче (продлении); перечень документов; особые требования и условия  к осуществлению туристической  деятельности; контроль за соблюдением  лицензиатом законодательства; перечень грубых нарушений.[4, ст. 186]

     Также в статье 2 Закона Республики Беларусь "О туризме" упоминается Закон  Республики Беларусь от 9 января 2002г. N 90-3 «О защите прав потребителей". Данный закон определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей, регулирует отношения, возникающие между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем, производящими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, реализующими товары потребителям при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Т.е потребитель в сфере туризма имеет тот же объем прав, что и потребитель в других сферах деятельности, а именно: просвещение в области своих прав; безопасность товара (услуги); информацию об изготовителе товара (услуги); другие права.[5]

     В заключение по обзору законодательной базы в сфере туризма, хотелось бы отметить, что перечень представленных в таблице 1 нормативных актов, далеко не полный; в него можно вносить и вносить различного рода правовые акты. Связано это с тем, что туризм и как следствие туристическая деятельность многогранны, затрагивают много аспектов хозяйственной деятельности различного рода, поэтому требует регулирования различными отраслями права. 
 

1.3. Особенности государственного регулирования оказания услуг в сфере туризма 

       Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере туризма, осуществляет координацию деятельности в сфере туризма других республиканских органов государственного управления. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма. [ 2,статья 4  ]

     Основными принципами государственного регулирования  в сфере туризма являются:

-защита прав и законных интересов физических лиц, в том числе обеспечение их безопасности в сфере туризма;

-развитие туризма и туристической индустрии;

-поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;

-развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности на рынке туристических услуг;

-гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования в сфере туризма.

     Основными целями государственного регулирования  в сфере туризма являются:

-обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма;

-формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов;

-обеспечение доступности туризма;

-рациональное использование туристических ресурсов;

-создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь;

-развитие туристических зон;

-развитие международных контактов.

     Приоритетными направлениями государственного регулирования  в сфере туризма являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма.[   2]

Межведомственный  экспертно-координационный совет  по туризму при Совете Министров Республики Беларусь создается в целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Республике Беларусь, повышения его экономической эффективности, формирования конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристических услуг, а также для выработки рекомендаций по:

-проведению государственной политики в сфере туризма и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов, мероприятий;

-реализации международных договоров Республики Беларусь и международных программ по вопросам поддержки и развития туризма;

-обеспечению и защите интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии в сфере туризма. [2, статья 7  ]

Положение о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь, а также его состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Государственные программы развития туризма разрабатываются  Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Местные программы развития туризма разрабатываются местными исполнительными и распорядительными органами и утверждаются местными Советами депутатов.[ 2, статья 8  ]

    В целях содействия развитию международного и внутреннего туризма, формирования и распространения информации о  Республике Беларусь и ее туристическом потенциале создаются туристические информационные центры, в том числе за пределами Республики Беларусь.

    Туристические информационные центры создаются местными исполнительными и распорядительными  органами, иными юридическими и физическими  лицами в любой организационно-правовой форме, за исключением потребительского, производственного кооперативов, крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии с законодательством.

    Туристические информационные центры могут создаваться  в виде структурного подразделения  юридического лица, в том числе  обособленного.

    Туристические информационные центры осуществляют сбор, накопление, обработку, анализ и распространение  информации о достопримечательностях, памятниках искусства, истории и  архитектуры Республики Беларусь, особо  охраняемых природных территориях, объектах агроэкотуризма, предлагаемых экскурсиях, культурно-массовых мероприятиях, выставках, фестивалях, расписании движения транспорта, иной информации, необходимой  для субъектов туристической  деятельности, участников туристической  деятельности.

    Туристические информационные центры должны быть обозначены информационным знаком, на зеленом  фоне которого расположена буква "i" белого цвета и который размещается  на вывеске, информационном стенде (табло) по месту нахождения туристического информационного центра.[2, статья 9] 

В конце первой главы данной работы сделаем вывод  о том, что, благодаря повышенному  вниманию государственного аппарата к  сфере туризма (довольно обширная нормативно-правовая база, четкое определение функций  органов управления в сфере туризма, выделение денежных средств и  предоставление льгот на занятие  туристической деятельностью) данная область идет по пути развития и  укрепления своего положения в сфере  предпринимательской деятельности. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

ДОГОВОРНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ  ТУРИЗМА

2.1. Субъекты договорных отношений в сфере туристической деятельности и их правовой статус

Законом введены  понятия субъектов и участников туристической деятельности. При  этом под субъектами туристической  деятельности понимаются туроператоры и турагенты, а под участниками  туристической деятельности – туристы, а также юридические и физические лица, имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические  услуги для целей, не связанных с  осуществлением предпринимательской  деятельности. В новой редакции четко  разграничены понятия: туроператор  и турагент. Период, осуществление  путешествия, в течение которого признается туризмом, увеличен с 6 до12месяцев. [ 2, статья 1  ]

Участники туристической  деятельности имеют право на:

-необходимую и достоверную информацию о программе тура, иную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, а при международном туризме — также информацию, определенную частью четвертой статьи 14 настоящего Закона;

-свободу передвижения, свободный доступ к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

-защиту своих прав как потребителей туристических услуг;

-неразглашение сведений о себе, полученных исполнителем договора оказания туристических услуг, и стране (месте) временного пребывания туриста, если иное не установлено законодательными актами или если участник туристической деятельности не выразил согласия на распространение таких сведений;

-обеспечение субъектом туристической деятельности безопасности оказываемых туристических услуг;

-возмещение субъектом туристической деятельности причиненных убытков (вреда) в случаях и порядке, установленных законодательством.[ 2 ]

Участники туристической  деятельности обязаны:

-соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее политическое и социальное устройство, обычаи, традиции, религии населения;

-бережно относиться к окружающей среде, материальным историко-культурным ценностям;

-соблюдать правила въезда и выезда страны (места) временного пребывания (стран транзитного проезда);

-соблюдать правила личной безопасности;

-исполнять условия договора оказания туристических услуг.

Участники туристической  деятельности могут иметь иные права  и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.[ 2, статья 13 ]

Права и обязанности субъектов туристической деятельности

Субъекты туристической  деятельности имеют право:

-на реализацию тура в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;

-на получение в государственных органах, иных организациях в установленном законодательством порядке информации, необходимой для осуществления их деятельности;

-принимать участие в разработке программ развития туризма;

-оказывать консультационно-информационные услуги, связанные с организацией путешествия.

Информация о работе Правовое обеспечение туризма и туристической деятельности