Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:10, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является исследование текущего состояния правового регулирования конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках.
Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
- выявить правовые источники регулирования конкурентных отношений;
- определить организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
Введение 3
1. Правовые источники регулирования конкурентных отношений 4
2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция 7
3. Федеральная антимонопольная служба 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Министерство образования и науки РФ
Воркутинский филиал
Сыктывкарского государственного университета
Факультет управления
Контрольная работа
по дисциплине: «Хозяйственное право»
тема: «Правовая защита свободы конкуренции В РФ»
Исполнитель: студент 3 курса, гр.4390
А.А. Соболева
Проверил: преподаватель
А.А.Ситников
Воркута 2011
Содержание
Введение 3
1. Правовые источники регулирования конкурентных отношений 4
2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция 7
3. Федеральная антимонопольная служба 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
На современном этапе развития экономики России защита конкуренции приобретает особую значимость, так как следствием разрушения конкуренции является замедление экономического роста, отступление от законов рыночной среды и, в конечном итоге, падение эффективности по всем направлениям экономики. Быстро меняющиеся условия российской экономики, накопленный опыт антимонопольного регулирования, глобализация экономики и грядущее вступление России во Всемирную торговую организацию объективно показали необходимость совершенствования антимонопольного законодательства.
Система ранее действовавшего антимонопольного законодательства основывалась на нескольких законах, основными из которых являлись следующие: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". За время своего существования указанные законодательные акты неоднократно подвергались изменениям. По мнению многих специалистов, это было связано с тем, что законы зачастую не отвечали складывающимся экономическим реалиям, в частности из-за отсутствия должного уровня конкретизации их положений.
Принятый 26 июля 2006 года Федеральный закон «О защите конкуренции» направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Целью данной контрольной работы является исследование текущего состояния правового регулирования конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках.
Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
- выявить правовые источники регулирования конкурентных отношений;
- определить организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- исследовать основные полномочия Федеральной антимонопольной службы в сфере обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждения и недобросовестной конкуренции.
Правовые основы регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством.
Принятый 26 июля 2006 года Федеральный закон «О защите конкуренции» объединил в себе два ранее действовавших закона - Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и, таким образом, устанавливает единые нормы по защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.
Статья 1 названного Федерального закона определяет предмет и цели данного законодательного акта. Предметом являются организационные и правовые основы защиты конкуренции, одним из составляющих которых является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» раскрывает понятия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции:
- монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;
- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция включает в себя:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3).
Положения данного Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:
1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;
2) соглашения приводят
или могут привести к
Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» к источникам антимонопольного законодательства относятся:
- Конституция РФ, в соответствии с которой гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34);
- Гражданский кодекс РФ, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);
- Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за нарушения антимонопольного законодательства;
- Уголовный кодекс РФ (ст. 178);
- указы Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в рамках ее компетенции.
В современных рыночных условиях
все более значимой становится проблема
конкурентного соперничества
Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»). Злоупотреблением при этом будут считаться действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание
монопольно высокой или
2) изъятие товара из
обращения, если результатом
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически или
5) экономически или
6) экономически, технологически
и иным образом не
7) установление финансовой
организацией необоснованно
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Допустимость указанных действий (бездействия) определяется в соответствии с правилами ст. 13 названного Федерального закона, которая устанавливает, что такие действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
Часть 4 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит исключения на распространение требований о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Не подпадают под его действие осуществление исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Согласованные действия представляют собой особую разновидность монополистической деятельности. В общем случае согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, не предполагают заключение соглашений или достижение каких-либо иных формальных договоренностей, но являются особой моделью группового поведения, замещающей конкурентные отношения сознательной кооперацией, наносящей ущерб интересам потребителей и ограничивающей конкуренцию.
Информация о работе Правовая защита свободы конкуренции в РФ