Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:30, реферат
Актуальность темы обусловлена также теоретической и практической значимостью прав и обязанностей кредиторов в процедурах банкротства в Российской Федерации на современном этапе развития законодательства о банкротстве, с учетом сложившейся правоприменительной практики. Необходимость системного теоретического осмысления прав и обязанностей кредиторов объясняется важной ролью кредиторов в деле о банкротстве и правовой незащищенностью их законных интересов в условиях рыночной экономики России, что подтверждается судебной практикой по рассмотрению дел о несостоятельности.
Введение...................................................................................................................3
Кредитор как субъект банкротства........................................................................4
Понятие кредитора........................................................................................4
Права и обязанности кредитора...................................................................8
Заключение.............................................................................................................19
Список использованной литературы....................................................................20
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Удмуртский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра
международных экономических
РЕФЕРАТ
по курсу «Хозяйственное право»
на тему:
Права
и обязанности
кредиторов в процедурах
банкротства
Выполнила:
Студентка гр. 608-31
А.И. Давлятшина
Проверила:
Доцент каф. МЭОиП
О.Ю. Ревина
Ижевск 2011
Содержание
Введение......................
Кредитор
как субъект банкротства.......
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Введение
Правовая охрана законных интересов кредиторов в процедурах банкротства является одной из главных задач, выполняемых современным правом в этой области. Объективными предпосылками к этому является историческое развитие России. В советский период не было необходимости в существовании данного института, поскольку банкротство одного юридического лица означало бы для государства перераспределение капитала. То есть государство могло являться кредитором и должником в одном лице, в связи с чем в правовой охране своих интересов не нуждалось. С момента принятия Закона РФ от 19.11.1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» до настоящего времени прошло уже семнадцать лет, за которые институт банкротства претерпевал множество изменений.
Актуальность
темы обусловлена также
Для
написания реферата буду использованы
главным образом Гражданский кодекс РФ,
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
литература автора Телюкиной М.В. о правовом
положение кредиторов должника, а также
другие сопутствующие нормативно-правовые
акты и литература.
Кредитор как субъект банкротства
1. Понятие кредитора
Итак, субъектом банкротства, которому отведена одна из ключевых ролей в процедуре банкротства – это кредитор. Статья 307 Гражданского кодекса РФ определяет кредитора как лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, - наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности. Однако участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту. Кто же может выступать в качестве кредиторов по денежным обязательствам? А это: российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Однако, не все кредиторы по своей правосубъектности равны. Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами. Исходя из статьи 2 Закона о банкротстве, конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены законодателем большим объемом правомочий. Это выражается, во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (статья 34 Закона о банкротстве); во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (статья 7); в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы (статья 12). М.В. Телюкина предлагает классификацию кредиторов по их статусу, выделяя крупных и мелких, в зависимости от суммы требования. Она считает, что эта дифференциация "основывается на оценочных категориях. Крупными являются кредиторы, в силу объема своих требований имеющие возможность реально влиять на положение должника. Это, как правило, юридические лица. Такие кредиторы всегда более организованны и осведомлены, в том числе в экономических и правовых вопросах. Это дает им возможность принимать на собраниях кредиторов решения в свою пользу, подчас в ущерб интересам мелких кредиторов и самого должника. Мелкие же кредиторы, несмотря на свою численность, разобщены и неорганизованны, поэтому не могут в значительной степени воздействовать на положение дел"1. Хочется, конечно, тут же вступиться за наше законодательство, и сказать, что все кредиторы как субъекты процесса банкротства равны между собой и уравнены в правах и обязанностях. Но это с точки зрения права. На деле же все обстоит иначе, и трудно не признать правоту М.В. Телюкиной. «Мелким» кредиторам сложнее участвовать в процессе банкротства в силу их малобюджетности, то есть, даже содержать собственный штат профессиональных юристов для многих из них слишком обременительно. Получается опять, право есть, а возможность им воспользоваться осложнено. Но здесь навряд ли что-то возможно предпринять, так как это уже естественное различие, строящееся на особенности и специфичности каждого из субъектов. С позиции самого процесса банкротства важнее градация кредиторов по обстоятельствам: является или нет кредитор инициатором процесса банкротства (на этом основании следует различать кредиторов-заявителей и кредиторов, не инициирующих дело о несостоятельности), и в зависимости от порядка удовлетворения требований (очередных и неочередных кредиторов). Как видно из статьи 134 Закона о банкротстве, требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной этим законом очередности. А неочередные кредиторы - это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника. Причем они делятся на внеочередных и послеочередных. К первой группе (внеочередных) требований относятся:
Ко второй группе (послеочередных) требований относятся требования, удовлетворяемые после погашения всех очередных требований. Послеочередными кредиторами являются учредители (участники) юридического лица, а также кредиторы третьей очереди, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов.
В случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей новый Закон о банкротстве называет кредиторами налоговые и иные уполномоченные органы (в частности, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и т.д.). Однако данные органы в этом случае выступают как субъекты публично-правовых отношений, реализующие свои властные функции, а не как кредиторы в собственном смысле этого слова.
В соответствии с положениями действующего Закона о банкротстве государство - это равноправный участник всего процесса несостоятельности. Уполномоченные органы федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления наравне с конкурсными кредиторами участвуют в собрании кредиторов с правом голоса, а также во всех других процедурах, предусматривающих участие кредиторов. Следует заметить, что первоочередного удовлетворения требований по налогам и другим обязательным платежам Закон о банкротстве 2002г. не предусматривает. С этой позицией законодателя нельзя не согласиться. Но хочется сказать несколько слов в защиту должника: по-прежнему остается нерешенным вопрос о защите интересов предприятия-должника, которому угрожает банкротство по вине государства. Речь идет о ситуации, когда выполненный предприятием государственный заказ не оплачен в установленный срок. Это означает порой извлечение из оборота огромных средств предприятия, а иногда приводит к невозможности его дальнейшего нормального функционирования.
В этой связи предлагается на законодательном уровне запретить положение об отложении рассмотрения в арбитражном суде заявления кредитора о признании должника банкротом до момента погашения государством задолженности перед предприятием-должником.
Обращает
на себя внимание еще один интересный
факт - изменилось отношение законодателя
к заявлению уполномоченного органа. Ранее
в соответствии с п. 2 статьи 39 Закона о
банкротстве 1998 года устанавливалось,
что к заявлению налогового или иного
уполномоченного органа о признании должника
- юридического лица банкротом должны
быть приложены доказательства принятия
мер к получению задолженности по обязательным
платежам в установленном федеральным
законом порядке. В соответствии с действующим
законодательством требования уполномоченных
органов должны быть подтверждены решением
самого органа (решение о взыскании задолженности
за счет имущества должника), а не арбитражного
суда.
2. Права и обязанности кредитора
Итак, правом на обращение в арбитражный суд пользуется конкурсный кредитор. Такая система контроля не должна позволять должнику увильнуть от исполнения им своих обязанностей. Заявление кредитора должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодателем к заявлению должника, и должно содержать:
Так же, кредитор обязан указать иные сведения, которые характерны только для заявления кредитора, в частности, доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником. Кроме того, кредитор-заявитель должен иметь требования, подтвержденные судебным решением. Иными словами, заявление не может быть принято арбитражным судом, пока заявитель не докажет, что он предварительно предъявлял исковое требование к должнику, получил соответствующее решение суда и не смог его исполнить. В соответствии с положениями статьи 39 Закона о банкротстве кредитор обязан также приложить к заявлению документы, подтверждающие размер задолженности по обязательствам. Такими документами (при наличии исполнительных документов) являются, в частности, постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю, об окончании исполнительного производства. Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным основаниям. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в арбитражный суд с одним заявлением. Пункт 5 статьи 39 Закона о банкротстве указывает, что такое заявление подписывается всеми кредиторами, объединившими свои требования. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Стоит отметить, что: «Текущие требования налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом)... удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации части первой от 31 июля 1998г. N 146-ФЗ. При этом взыскание за счет денежных средств должника на счетах осуществляется путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога, то есть в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. А вот процедура взыскания за счет иного имущества должника от стандартной процедуры отличается тем, что аресты на его имущество могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абз. 4 п. 1 статья 81, абз. 6 п. 1 статья 94 Закона о банкротстве). Причем подобное взыскание должно быть прекращено с даты принятия судебного решения о признании должника банкротом (абз. 6, 9, 10 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве)»2.
Заявление уполномоченного органа должно соответствовать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора. Вместе с тем к заявлению уполномоченного органа должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также сведения о задолженности по данным уполномоченного органа, так постанавливает статья 41 Закона о банкротстве. Кроме того, законодатель наделяет уполномоченные органы правом участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.
Необходимость полноты всех требований и соотвествующх доказательств можно проиллюстрировать следующим примером из практики:
В арбитражный суд поступило заявление компании, в котором она просит рассмотреть «кредиторские требования». В основание заявления положен акт сверки задолженности, подписанный главными бухгалтерами заявителя и должника.
Определением Арбитражного суда в удовлетворении заявления отказано в связи с недоказанностью обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд с заявлением об установлении требований кредитора.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсными кредиторами в деле о банкротстве являются кредиторы по денежным обязательствам, денежным обязательством является обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию. Следовательно, для установления размера требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 71 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие неисполненного денежного обязательства должника, возникшего из гражданско-правовых отношений, обязанность доказывания данных обстоятельств ст. 65 АПК РФ возложена на лицо, обратившееся в суд с требованием.
В основание требования заявитель положил только подписанный главными бухгалтерами заявителя и должника акт сверки задолженности, из которого невозможно определить ни обязательство, из которого возникло требование, ни правовую природу данного обязательства, ни характер требования (денежное или иное).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления по основаниям недоказанности обстоятельств, указанных в ст. 2 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)».
Информация о работе Права и обязанности кредиторов в процедурах банкротства