Понятие таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта таможенного права. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения.
Под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, которые выступают в качестве товара. В то же время транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке.

Содержание

1. Понятие таможенных правоотношений.
2. Виды таможенных органов.
3. Таможенная территория и таможенная граница.
4. Виды таможенных режимов.

Работа содержит 1 файл

ХОзяйственное право.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Понятие таможенных правоотношений.

  1. Понятие таможенных правоотношений.
  2. Виды таможенных органов.
  3. Таможенная территория и таможенная граница.
  4. Виды таможенных режимов.

    1. Таможенные правоотношения

    Таможенные  правоотношения представляют собой  урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

    Таможенные  правоотношения, возникающие при  перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта  таможенного права. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения.

    Под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, которые выступают в качестве товара. В то же время транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке.

    Таможенный  кодекс РБ определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные в Таможенном кодексе правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

    Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют также состав участников правоотношений, их права и обязанности, способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.

    Правоотношения  представляют собой различного рода связи их участников, реализующих субъективные права и выполняющие юридические обязанности. Государственное обеспечение является одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию установленного правопорядка.

    Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать  сферу их возникновения и особенность правового регулирования. Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.

    Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники правоотношений наделены государственно-властными полномочиями.

    Отнесение правоотношений к категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами таможенного права. Если таможенные правоотношения рассматривать с точки зрения формы распределения прав и обязанностей их участников, то их можно распределить на простые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая - обязанностями, и сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями.

    В таможенной сфере преобладают сложные  правоотношения, т.к. их участники, как  правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в связи, с чем они наделяются как правами, так и обязанностями.

    Таможенные  правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует  обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего товары, представления документов и самого товара для проведения таможенного контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность, представить такие документы и товары. Взаимная связь прав и обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур.

    По  характеру воздействия на участников таможенные правоотношения являются регулятивными, поскольку в них устанавливаются конкретные права и обязанности.

    Таможенные  правоотношения могут возникнуть при  наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможенно-правовыми нормами. В качестве таких условий выступают юридические факты, т.е. конкретные обстоятельства, с которыми нормы таможенного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть, например, подача заявления или декларации, действие непреодолимой силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д.

    В зависимости от правовых последствий  юридические факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д. Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.

    По  волевому признаку юридические факты  подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации. Действия являются преобладающими среди юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. В свою очередь, действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.

    Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта, т.е. участника  правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению. Круг субъектов таможенных правоотношений очерчен в Таможенном кодексе РБ: таможенный орган и лица.

    Под таможенным органом понимается орган  исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля (Республиканская таможенная служба РБ) и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов.

    Понятие лица включает в себя физических и  юридических лиц, которые могут  быть белорусскими или иностранными. Под белорусскими лицами понимаются юридические лица, которые находятся в РБ и созданы в соответствии с законодательством, и физические лица, постоянно проживающие на территории РБ, в том числе, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В качестве иностранных лиц рассматриваются все иные лица, которые не подпадают под категорию белорусских граждан. Выделение лиц имеет свои правовые последствия. Так, лишь белорусские граждани могут быть декларанты, таможенные перевозчики, таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли и некоторые другие.

    Нормы таможенного права определяют правовой статус лиц, который основывается на положении, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным кодексом.

    Таможенный  кодекс определяет компетенцию таможенных органов, которые не вправе вмешиваться  в хозяйственную деятельность лиц. Таможенные органы осуществляют контроль исполнения законодательства, регулирующего таможенные правоотношения. В ряде случаев нормы Таможенного кодекса содержат запрещения для таможенных органов требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через границу, например, сведений, не предусмотренных законом.

    Таможенный  кодекс содержит гарантии соблюдения прав субъектов рассматриваемых правоотношений. Данные гарантии связываются с возможностью обжалования действий или, наоборот, бездействия таможенных органов и их должностных лиц.

    Закон устанавливает два порядка обжалования: судебный и по подчиненности таможенных органов и их должностных лиц. Допускается обжалование нормативных  правовых актов. Такие правовые акты, затрагивающие права, свободы и  законные интересы граждан и организаций могут быть обжалованы в Верховный Суд РБ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в Высший Арбитражный Суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    2. Виды таможенных  органов.

        Таможенными органами являются Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.

        Таможенные  органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему.

        Государственному  таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

        Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.

        Создание  и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь

        Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе определять компетенцию таможен  в части осуществления ими  отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности.

        Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании  положений, утверждаемых Государственным  таможенным комитетом Республики Беларусь.

        Таможенные  органы выполняют следующие основные функции:

  • осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
  • взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
  • осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
  • ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
  • осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
  • проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Информация о работе Понятие таможенных правоотношений