Перспективы развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:51, реферат

Описание работы

Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности. Одним из важнейших аспектов этой тематики становится социально-исторический аспект. Общество, не обращающееся бережно со своим историческим наследием, не соблюдающее духовную преемственность поколений, не может надеется на успешный процесс национально-гражданского становления. Осознание этого положения становится одним из серьезных условий успешного выхода России на путь цивилизованных рыночных отношений. Для создания таких условий необходима особая экономическая политика, мудро соразмеряющая реформаторскую деятельность с национальными традициями страны, учитывающая социальные и ментальные особенности «почвы», где происходит приживление заимствованного опыта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. История развития предпринимательского права в России……………….5
2. Проблемы предпринимательства в России………………………………..13
3. Перспективы развития предпринимательства в России………………….18
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемых источников…………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Эссе - хоз право.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Павла I.

Вступление  в царствование Николая I ознаменовалось началом работы (1826 г.) по составлению  Свода законов Российской Империи. Руководил работами по сбору и переработке старых Законов и указов известный юрист М.М. Сперанский. В основу Свода законов был положен такой принцип: общественная жизнь воплощается в союз государственный и союз гражданский. В основе каждого из них лежат законы, устанавливающие границы его действия (определенные) и вытекающие из них ограждающие права (охранительные).

Свод  законов Российской империи состоял  из 8 частей:

1. законы, определяющие существо верховной  власти;

2. законы, устанавливающие устройство органов  власти;

3. законы  о способах действия органов  государственной власти;

4. законы  о правах и обязанностях подданных  по степени участия их в  составе установлений и сил  государственных; 

5. законы  гражданские и межевые, включающие  семейственные и имущественные  отношения;

6. уставы  государственного благоустройства; 

7. полицейские  законы;

8. законы  уголовные. 

Свод  законов опубликован в Манифесте 31 января 1833 г. и вступил в силу 1 января 1835 г. К Своду стали ежегодно печататься Продолжения, отменяющие отдельные статья. В них также публиковались вновь принятые законы. Первоначально Свод законов состоял из 15 томов. Судебные уставы 1864 г. не входили в него. Однако в 1876 г. была сделана попытка распределить эти уставы по отдельным томам Свода законов, что, однако, привело к многим искажениям. Поэтому для восстановления единства Судебных уставов их части в 1883 г. были вновь объединены и в 1892 г. они составили 16-й том Свода законов Российской империи.

Особый  этап русского предпринимательства  приходится на конец 19 – начало 20 вв. Он связан с отменой крепостного права 19 февраля 1861 г. и проведением реформ: земской, городской, судебной, военной, просвещения и печати 1864-1874 гг. Широкие слои населения России получили право заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении государством. Под контролем Сената с 1863 г. издается периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства, в которое входят уставы акционерных и кредитных обществ, постановления министров, публикуется сенатская практика.

Аграрная  реформа, начавшаяся в 1905 г., активизировала предпринимательские отношения  среди крестьян и ускорила формирование класса сельской буржуазии. Правовое регулирование  экономики становится одной из основных задач законодателя.

Используя старые правовые акты (Свод законов), законодатель активно дополнял и толковал их, вводя в оборот новые подзаконные нормы. В ноябре 1905 г. был принят «Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения», уменьшавший выкупные платежи для всех категорий на 50%, а с января 1907 г. полностью их отменивший.

В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». Аграрные указы  закреплялись в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. был принят Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», закрепивший право крестьян выделять свои наследственные наделы при сохранении права на недра за общиной. Закон «О землеустройстве» (май 1911 г.) подробно регламентировал порядок землеустройства.

После победы социалистической революции  в октябре 1917 г. была введена в  действие сформулированная в политических программах революционных партий политико-правовая доктрина «слома» старого экономического и государственного устройства России.

Предпринимательские отношения в стране существенно  изменились. Новые административно-хозяйственные  отношения стали основываться на таких категориях, как национализация, план, государственное регулирование. Имущественный оборот в структурном отношении распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителя.

Формирование  основ социалистического права  началось с принятием первых декретов второго Всероссийского съезда Советов. Декрет о суде № 1 отменил действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. Она закрепила диктатуру пролетариата, полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства, ликвидацию эксплуатации человека человеком и т.д.

В марте 1921 г. Х съезд партии провозгласил переход к НЭПу. В период новой экономической политики (НЭПа) были возрождены некоторые элементы предпринимательской деятельности, достигнуты существенные экономические результаты. Однако по мере своего развития мелкое производство могло превратиться в среднее и крупное, которое могло оказать заметное влияние на экономику. Этого политическая власть допустить не могла. Система налогообложения и государственного контроля, ужесточавшаяся по мере развития предпринимательства, привела к укрыванию частного капитала. В начале 30-х годов частное предпринимательство фактически перестало существовать в законных формах.

Впервые годы после революции законодательство различало два типа товарищеских объединений:

· товарищество лиц (полное товарищество);

· товарищество капиталов (акционерное общество).

Постановление СТО от 19 февраля 1926 г. государственным  предприятиям разрешалось участие  в полных товариществах «при условии  соответствия целей товарищества уставным целям предприятия». В 1927 г. было принято  Положение об акционерных обществах. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность. Принцип обезличенности акций был заменен определенно-личностными отношениями, акции обществ не котировались на бирже, не переходили из рук в руки в качестве товара, а играли роль паев объединенных субъектов.

Административно-командные  методы управления продолжали действовать  и после Великой Отечественной  войны (1941 – 1945 гг.) однако экономическая  реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и самостоятельности предприятий. Предприятиям разрешалось теперь устанавливать нормы выработки, разрабатывать графики сменности, должностные инструкции, решать другие вопросы. Они могли сами регулировать вопросы премирования, устанавливать условия соревнований. Вместе с тем реформа 1965 г. не носила глубокого характера. В централизованном порядке по-прежнему регулировалось все до мелочей. Законодательство превращалось в громоздкую, негибкую систему и в результате становилась тормозом на пути экономического и социального развития.

Перестройка общества, объявленная в 1985 г., выдвинула  задачу расширения инициативы и самостоятельности  предприятий. Однако очередной законодательный  бум (Закон о государственном  предприятии, Закон об индивидуальной трудовой деятельности, Закон о собственности, Закон о кооперации и др.) не был направлен на отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств.

Начало  современному этапу становления  предпринимательского права было положено в начале 90-х годов. Постепенно вплоть до настоящего времени в России формируется хозяйственное законодательство. В настоящее время сформированы кодифицированные основы предпринимательского права: действует Гражданский кодекс Российской Федерации, множество Федеральных законов о хозяйствующих субъектах. Однако формирование норм предпринимательского права в России еще продолжаются: ведутся споры о принятии специальных кодифицированных нормативных актах о предпринимательской деятельности. 
 

2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Предпринимательство в широком смысле этого слова  начало зарождаться в России в  девяностые года XX века. Эти годы, бесспорно, являются переломными в истории  нашего государства.

В этот период была разрушена старая система управления экономикой. Прежнему командно-административному экономическому укладу на смену пришел капиталистический, рыночный. Соответственно, если в советской экономической системе главным элементом являлось государство, а собственность была социалистической, то в период 1990-х годов во главу угла была поставлена частная собственность. По сути, был задан абсолютно противоположный вектор развития государства и процесс этот не мог пройти безболезненно. В обществе появился новый социальный слой – предприниматели. Именно эти люди стали основным катализатором развития и функционирования экономики. При этом они столкнулись с рядом сложных и острых проблем, многие из которых не решены до сих пор. Прежде чем подробно их рассмотреть, необходимо обратиться к истории законодательства о предпринимательстве в период распада СССР и последующие годы.

Первыми законодательными актами, которые заложили основу предпринимательства в России конца XX века, являются:

- принятые  в 1986 г. Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", в 1987 г. Закон "О государственном предприятии" (распространенный на все предприятия с 1989 г.), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 г.);

- Закон  "О кооперации" (1988 г.), давший  мощный толчок развитию кооперативной  деятельности. В этом Законе нашел  законодательное воплощение новый  подход к экономической политике, так как Закон выражал и  брал под защиту сердцевину  кооперативного строя - демократизм. С принятием этого Закона начинает расширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства, которое, однако, не получило широкого развития;

- принятый  в марте 1990 года Закон «О  собственности в СССР», в котором  были перечислены три основные  ее формы: «собственность граждан», коллективная и государственная.  Помимо этого, законом допускалось  существование собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан;

- Закон   «Об основах экономических отношений  Союза ССР, союзных и автономных  республик» от 10 апреля 1990 года, который  разграничил полномочия Союза  и республик в сфере экономики и финансов. В законе фиксировалось понятие «общесоюзный рынок», формируемый и функционирующий на основе «самостоятельности предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства;

- Закон  «О собственности в РСФСР», принятый  в декабре 1990 года и вступивший  в силу в начале 1991 года. Данный  нормативно-правовой акт уравнивал  между собой государственную, муниципальную и частную собственность. Кроме того, устанавливались гарантии по защите частной собственности, которые включали в себя компенсацию, возмещение убытков, исключительное судебное разбирательство споров о собственности. Данный закон заложил правовую базу для рыночной экономики, и, как следствие, послужил стартом для начала широкомасштабной приватизации государственного и муниципального имущества частными лицами.[1]

Также в начале и первой половине 1990-х  гг. были приняты новый Гражданский  кодекс РФ, возродивший частноправовые начала в российском законодательстве и ряд других нормативно-правовых актов, в числе которых Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Однако, несмотря на обилие законодательства, на практике предприниматели столкнулись с рядом проблем.[2]

В первую очередь, «либеральные» реформы, как  отмечают исследователи, вызвали значительный рост преступности в России. Факторами роста преступности являлись, в частности, обнищание населения, ослабление милиции и судебной системы в результате недофинансирования, ослабление моральных норм. Все это не могло не оказать своего влияния и на предпринимателей.

Бесспорным  является тот факт, что в 1990-е годы начался активный процесс криминализации предпринимательской, особенно коммерческой деятельности, которая стала тесно сращиваться с преступностью.[3]

Большое распространение получило такое  явление как вымогательство, ставшее  настоящей бедой для частных собственников и предпринимателей, и сохраняется оно до сих пор, но в меньших масштабах. Поэтому рассмотрим его более подробно.

В научной  литературе вымогательство классифицируют по 2 категориям: вымогательство рэкетирского типа и вымогательство должностного типа. Первый тип является наиболее распространенным. В 1990-е гг. «рэкет» чаще всего выражался в форме «вульгарного наезда», то есть представлял собой получение от собственника денежной дани под угрозой насилия, повреждения или уничтожения имущества (поджога складов, ларьков, магазинов). Далее, преступники стали создавать группировки по «выбиванию» долгов за определенный процент от суммы задолженности. Тут следует отметить, что и сами предприниматели часто выступали заказчиками такого рода «услуг» с целью уничтожить своих конкурентов на рынке. Впоследствии, самой распространенной формой данного типа вымогательства, которая существует и по сей день, стала организация постоянных нелегальных или легально действующих «крыш» по защите предпринимательских структур на основе регулярно получаемой от них денежной доли по гибкой ставке, изменяющейся в зависимости от инфляции и расширения предпринимательских операций, от трудоемкости операций по защите от посягательств со стороны других преступных группировок. Чаще всего, «договор о крышевании» между бандитами и предпринимателями заключается под давлением и угрозами первых.

Информация о работе Перспективы развития предпринимательства в России