Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:43, контрольная работа
Виды коммерческой деятельности. Правовые способы охраны и защиты коммерческой информации и коммерческой тайны. Правовое обеспечение деятельности предприятий розничной торговли. Права и обязанности правообладателя и пользователя по договору коммерческой концессии (франчайзинга)
Введение………………………………………………………………………….3
1. Виды коммерческой деятельности………………………………..…………..5
2. Правовые способы охраны и защиты коммерческой информации и коммерческой тайны ……………….……………………… ………………........7
3. Правовое обеспечение деятельности предприятий розничной торговли ...13
4. Права и обязанности правообладателя и пользователя по договору коммерческой концессии (франчайзинга…………………………………...…15
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список литературы………………………………………
Поскольку предметом данного договора является разрешение использовать некоторые объекты исключительных прав, необходима дополнительная регистрация этого договора (в части использования объекта соответствующего исключительного права) в патентном или ином аналогичном ведомстве под страхом признания договора недействительным (ничтожным) (абз. 4 п. 2 ст. 1028 ГК, п. 2 ст. 13 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 года, ст. 27 Закона о товарных знаках). Выдача и оформление соответствующих лицензий (включая их регистрацию и уплату установленных пошлин и сборов) по общему правилу является обязанностью правообладателя (п. 1 ст. 1031 ГК).
Обязанность осуществления регистрации самого договора по общему правилу также лежит на правообладателе, если, однако, иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). Правообладатель обязан также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых пользователем на основании договора. Эта обязанность установлена в интересах правообладателя, поддерживающего таким образом свою коммерческую репутацию, она может и отсутствовать в конкретном договоре.
Обязанности правообладателя, определенные п. 1 ст. 1031 Кодекса, относятся к сформулированным законом императивно. Условия, указанные в п. 2 ст. 1031 сформулированы диспозитивно, иначе говоря, они могут отсутствовать в договоре, а в некоторых случаях даже составлять обязанность пользователя.
К числу непременных обязанностей пользователя ст. 1032 ГК относит, во-первых, уже указанную обязанность использования объектов исключительных прав лишь строго ограниченными в договоре способами, а также неразглашения содержания конфиденциальной коммерческой информации, полученной от контрагента. Во-вторых, это ряд обязанностей, исполнение которых призвано обеспечить соответствие результатов деятельности пользователя аналогичным результатам (товарам, работам или услугам) правообладателя: соответствие качества названных результатов, соблюдение инструкций и указаний правообладателя, в том числе о технологии их получения и даже оформлении коммерческих помещений, используемых для их реализации, оказание заказчикам дополнительных (сопутствующих) услуг, которые обычно предоставляет правообладатель.
В интересах охраны прав потребителей пользователь обязан информировать их об использовании им соответствующих объектов правообладателя в силу договора коммерческой концессии, с тем чтобы не вводить их в заблуждение относительно фактического услугодателя. Все перечисленные обязанности сформулированы императивно.
Договор коммерческой концессии может быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам гражданского права (глава 29 ГК). Однако любые изменения этого договора подлежат обязательной государственной регистрации в том же порядке, что и его заключение (ст. 1036). Лишь с момента регистрации изменения приобретают силу для третьих лиц, в том числе для заказчиков пользователя.
Любая из сторон договора коммерческой концессии имеет право на досрочное расторжение при условии уведомления другой стороны не менее чем за шесть месяцев. При этом досрочное расторжение, как и прекращение договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, подлежат обязательной регистрации (п. 2 ст. 1037 ГК), как и соответствующее прекращение пользования зарегистрированным объектом исключительного права. С этого момента договор считается прекращенным для третьих лиц, и прежде всего, заказчиков пользователя.
Добросовестный пользователь вправе добиваться заключения договора на новый срок на тех же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК). Отказ пользователя в заключении договора на новый срок (по существу, в его продлении) может быть связан с его нежеланием использовать далее соответствующие исключительные и иные права, но не может быть обусловлен наличием других потенциальных пользователей. Поэтому согласно п. 2 ст. 1035 ГК правообладатель может отказать добросовестному пользователю в заключении договора, если в течение трех лет он не будет заключать аналогичные договоры с другими пользователями на территории, где действовал прежний договор. В ином случае он обязан либо заключить такой договор с прежним пользователем (причем на не менее благоприятных для пользователя условиях, чем в прекратившемся договоре), либо возместить ему все возможные убытки, включая и упущенную выгоду.
Разумеется, данная обязанность не распространяется на правообладателя в случаях ненадлежащего исполнения пользователем своих обязанностей по договору.
При изменении правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, используемых пользователем, последний сохраняет силу в отношении нового наименования (обозначения) при согласии на это пользователя. Разумеется, договор, как и право пользования фирменным наименованием, в этом случае должны быть изменены и перерегистрированы по общему правилу за счет правообладателя. Пользователь же получает право требовать соразмерного уменьшения вознаграждения правообладателю (ст. 1039 ГК), ибо новое наименование обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее.
При несогласии пользователя на продолжение действия договора он подлежит прекращению с возмещением пользователю всех причиненных этим обстоятельством убытков. При прекращении установленного соответствующим законом срока действия исключительного права, использовавшегося по договору коммерческой концессии, он также продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (ч. 1 ст. 1040 ГК). Разумеется, пользователь вправе потребовать от правообладателя соразмерного уменьшения вознаграждения (если иное не предусмотрено договором).
При переходе исключительного права, являющегося объектом договора коммерческой концессии, к другому лицу стороной договора становится новый правообладатель (правопреемник предыдущего правообладателя), а сам договор сохраняет силу (п. 1 ст. 1038 ГК). Это же касается и случаев смерти правообладателя - физического лица, на место которого по общему правилу могут встать его наследники (наследник). Конечно, при этом необходимо соблюдение процедуры принятия наследства, установленной законом, и регистрации наследника в качестве индивидуального предпринимателя (иначе он не вправе быть стороной рассматриваемого договора). До этого момента осуществление прав и обязанностей правообладателя возлагается на назначенного нотариусом (осуществляющим меры по охране наследства) управляющего, который действует по правилам о договоре доверительного управления имуществом (ст. 1026 ГК). При невозможности достижения такой ситуации, в том числе, при отказе от этого наследников, договор прекращается.
Заключение
Рассмотрев заданные вопросы, мы выяснили, что коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги.
Коммерческая деятельность связана с:
- реализацией товаров и услуг;
- деятельность по снабжению предприятия материальными ресурсами;
- торгово-посреднической деятельностью.
Т.к. коммерческая деятельность неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации, то отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности регулирует вступившая в силу с 01 января 2008 года ГК РФ часть IV и ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Информацией, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Нарушение Федерального закона «О коммерческой тайне» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из видов коммерческих предприятий, являются предприятия розничной торговли. Это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины (универсальные, специализированные, с комбинированным и смешанным ассортиментом товаров), павильоны, киоски и палатки.
Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли подразделяется на закупочную деятельность (материально-техническое обеспечение); логистику; сбытовую деятельность.
Российской Федерацией государственное регулирование розничной торговли осуществляется посредством:
- установления федеральными законами специальных требований к розничной торговле отдельными видами товаров;
- лицензирования розничной торговли отдельными видами товаров;
- регулирования цен на отдельные виды товаров, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, путем установления предельного уровня цен либо обязанности продавца предоставлять потребителю информацию об отпускной цене изготовителя соответствующего товара;
- установления максимальной допустимой доли импортных товаров в общем объеме розничного торгового оборота продовольственных товаров (кроме алкогольной продукции, табака и табачных изделий), обязательной для всех продавцов таких товаров;
- государственного надзора за выполнением продавцами в торговых объектах требований законодательства о розничной торговле и о защите прав потребителей.
В коммерческой деятельности существует такой аспект, как франчайзинг.
Франчайзинг — это система сетевого бизнеса, при которой компания - франчайзор, разработавшая и успешно ведущая свой собственный бизнес, продает право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса компаниям или индивидуальным предпринимателям (франчайзи).
Основная обязанность правообладателя по договору коммерческой концессии – передать комплекс исключительных прав в предусмотренном договором объеме.
Договор коммерческой концессии может определять конкретный объем использования полученных пользователем прав и информации (например, по стоимости или количеству произведенных товаров или оказанных услуг, использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве и т. п.), причем с указанием или без указания территории использования применительно к соответствующей сфере предпринимательской деятельности (например, торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только в данном регионе).
Список литературы
1. Гражданский Кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
3. Гражданское право: Учебник в 4 т. Том 4. / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2009.
4. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2008.
5. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2006
6. Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны // Правоведение. 2008.
8. Гражданское право: Учебное пособие. Протас Е.В. - М.: МГИУ, 2005.
9. Франчайзинг. Коммерческая концессия. Сосна С.А., Васильева Е.Н. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.
10. Коммерческая деятельность Виноградова С.Н. - М..: ИНФРА - М., 2006.
11. Торговое право: учебное пособие. Булатецкий Ю.Е. - М.: МЦФЭР, 2004.
2
Информация о работе Контрольная работа по "Коммерческому праву"