Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:03, контрольная работа
Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.
1. Введение 3
2. Понятие источников хозяйственного права 4
3. Виды источников хозяйственного права и их систематизация 8
4. Конкуренция норм хозяйственного права и способы ее разрешения 10
5. Выводы 35
Список литературы
А самое главное, при их применении Конституционный Суд РФ исходит из того, что эти общеправовые (общие) принципы «обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права». Наиболее четко это было выражено еще в постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы».
Тем самым основное значение правовых принципов заключается в том, что они выступают в качестве исходных ориентиров в правовом поведении, а также при применении и толковании права[4], т.е. за счет правовых принципов обеспечивается единство действия права и соблюдение баланса интересов, заложенного в этом праве.
По степени выражения в праве необходимо говорить о двух видах правовых принципов:
1) о принципах-идеях;
2) о принципах, суть которых прямо закреплена в нормах права.
Первый вид принципов - это принципы, выработанные в процессе формирования всей системы права, реализации права и его применения. Данные принципы могут быть только общеправовыми. В тех случаях, когда они не закреплены прямо в нормах права, выявляются они через результаты толкования уполномоченными органами Конституции РФ и федеральных законов. Реализуются эти принципы через акты применения права (индивидуальные акты).
Второй вид принципов – это, как правило, не относящиеся к числу общеправовых принципы правовых образований, составляющих систему права. Это связано с тем, что выделение любого образования в праве обязательно должно быть обусловлено наличием характерных только для этого образования принципов правового регулирования.
В соответствии с правовыми образованиями, составляющими систему права (т. е. по сфере действия) выделяются следующие виды правовых принципов:
1) общеправовые (общие), которые распространяются на всю систему права;
2) принципы частного и публичного права;
3) межотраслевые принципы, которые распространяются на несколько отраслей права;
4) отраслевые, которые распространяются на одну профилирующую (фундаментальную, основную) отрасль права;
5) специальные, которые характерны для комплексных отраслей права;
6) специфические подотраслевые принципы (например, принципы наcледственного или авторского права);
7) институциональные принципы, характерные для институтов права как профилирующих (фундаментальных, основных), так и комплексных отраслей права (например, принципы безналичных расчетов).
Принципы международного права, являющиеся составной частью правовой системы РФ (п.4 ст.15 Конституции РФ) могут относится к любой из разновидностей в зависимости от сферы своего распространения.
Кроме того, заслуживает внимания еще одна классификация правовых принципов по тем целям, которым они служат:
1) принципы построения нормативной базы (например, принцип единства права);
2) принципы регламентации поведения субъектов (например, принцип недопустимости злоупотребления правом);
3) принципы применения права (например, презумпция невиновности, принципы разрешения коллизий в праве).
1. Приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой.
Данный принцип выражен в целой системе коллизионных норм, смысл которых сводится к установлению, что акт определенного вида не может противоречить акту более высокой юридической силы.
Например, согласно п.3 ст.76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, в силу п.3 ст.90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и т. д.
Кроме того, существуют правила, согласно которым суды, установив при разрешении дела, что нормативный акт не соответствует нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (ч.2 ст.120 Конституции РФ, п.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса РФ, п.2 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
2. Приоритет специальной нормы перед общей.
В данном случае под специальной понимается правовая норма, закрепляющая особенности, присущие для какого-либо субъекта или объекта. Указанное понятие в связи с отсутствием его специального юридического значения основано на общем филологическом смысле слова «специальный».
В праве специальный характер норм может прямо закладываться через систему отсылочных норм. Например, в п.3 ст.1 ФЗ «Об акционерных обществах» закреплено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
3. Приоритет нормы, принятой позднее.
Этот принцип в праве может закладываться через положения, типа содержащегося в п.1 ст.4 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно этому пункту впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных актов, они применяются постольку, поскольку не противоречат Жилищному кодексу РФ. Следует отметить, что это не является закреплением приоритета норм кодифицированного акта, поскольку, во-первых, закреплено не в самом Кодексе, а в законе о его введении в действие, а во-вторых, касается только ранее принятых актов.
Однако в силу того, что данные принципы выводятся из целой системы коллизионных норм, для их применения в конкретном случае не требуется, чтобы было прямое указание об этом в нормах права.
Существует строго определенная последовательность применения перечисленных принципов, т. е. каждый последующий из них применяется только при невозможности применения предыдущего.
В первую очередь применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой.
Юридическая сила акта определяется исходя из органа, принявшего акт, а в отдельных случаях - исходя из вида акта (применительно к соотношению Конституции РФ с иными актами, а также федеральных конституционных законов с федеральными законами). При разрешении коллизий между нормами, содержащимися в актах федерального уровня, и нормами, содержащимися в актах субъектов РФ, юридическая сила этих актов по отношению к друг другу определяется в зависимости от предметов ведения.
Во вторую очередь применяется принцип приоритета специальной нормы перед общей.
Специальный характер нормы определяется либо через наличие указания на возможность установления особенностей правового регулирования в других актах либо через сравнение сферы действия норм по субъекту или по объекту.
Сферы действия общей и специальной норм должны либо совпадать по объектам правового регулирования, но соотносится как общее и частное по субъектам регулируемых отношений либо совпадать по субъектам регулируемых отношений, но соотносится как общее и частное либо по объектам.
В последнюю очередь применяется принцип приоритета нормы принятой позднее (см., например, абз.3 п.2 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 5 октября 2000 г. N 199-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Достаточно хаотичные правовое регулирование и правоприменение в России привели к возникновению отдельных способов разрешения коллизий, которые хотя и используются для разрешения коллизий, но не могут быть отнесены к общеправовым принципам. Это свидетельствует о постепенном размывании ранее сложившейся системы общеправовых принципов разрешения коллизий в праве.
Сюда относится приоритет норм кодифицированных актов (кодексов) по отношению к нормам других федеральных законов, возможность которого подтверждена Конституционным Судом РФ применительно к Уголовно-процессуальному кодексу РФ.
Однако приоритет норм кодифицированных актов не может считаться правовым принципом, поскольку, во-первых, применительно к конкретному кодифицированному акту закрепляется законодателем, а во-вторых, может применяться только при невозможности применения принципа приоритета специальной нормы перед общей, т. е. в иной последовательности чем общеправовые принципы разрешения коллизий в праве.
Существует также еще один способ, применяемый в случаях, когда речь идет о коллизии между нормами, содержащимися в подзаконных актах одного уровня, принятых различными органами.
Его суть заключается в том, что правовое регулирования конкретного вопроса на подзаконном уровне может осуществлять только строго уполномоченным органом, акту которого и отдается приоритет, т.е. в этом случае, прежде всего, производится оценка правомочности органа, принявшего акт, осуществлять правовое регулирование данного вопроса.
Этот способ достаточно ограниченной сферы действия, который применяется вместо принципа приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой, опять же при невозможности применения принципа приоритета специальной нормы перед общей.
Рассмотрим применение принципов и способов разрешения коллизий в праве на конкретных примерах.
В соответствии с п.2 ст.854 Гражданского кодекса РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных федеральным законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. В то же время согласно ч.3 ст.27 ФЗ «О банках и банковской деятельности» взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством РФ. Иными словами, Гражданский кодекс РФ определяет более широкий перечень оснований списания банками денежных средств со счетов без распоряжения клиентов.
Гражданский кодекс РФ и ФЗ «О банках и банковской деятельности» являются актами одного уровня (федеральными законами). Поэтому первый принцип разрешения коллизий между правовыми нормами здесь неприменим.
Указанные статьи не соотносятся как общая и специальная, поскольку у них разные сферы действия. По субъектам шире сфера действия ст.854 Гражданского кодекса РФ, поскольку она касается взыскателей, действующих не только на основании исполнительных документов, но и положений законов и договоров. По объектам – наоборот. Статья 854 Гражданского кодекса РФ определяет перечень случаев, когда возможно списание с банковских счетов без согласия их «владельцев» только денежных средств. Статья 27 ФЗ «О банках и банковской деятельности» распространяется не только на денежные средства, но и на иные ценности клиентов, с которыми работают банки (например, на драгоценные металлы, ценные бумаги).
Вместе с тем, поскольку вопросы списания средств с банковских счетов без распоряжения их владельцев включены в предмет регулирования Гражданского кодекса РФ, то указанная коллизия в части, касающейся денежных средств, должна разрешаться в пользу положений Гражданского кодекса РФ как кодифицированного акта (абз.2 п.2 ст.3).
В части, касающейся обращения взыскания на иные ценности, хранящиеся в банках, действует ст.27 ФЗ «О банках и банковской деятельности», поскольку в этой части она п.2 ст.854 Гражданского кодекса РФ не противоречит.
Еще пример. В силу ч.2 ст.1 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и данным Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
С точки зрения правового регулирования Банком России определенных вопросов (например, наличных и безналичных расчетов, порядка обращения иностранной валюты на территории России, порядка ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях) это означает, что актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств (т. е. органами, в подчинении которых Банк России не находится) напрямую данные вопросы регулироваться не могут и соответственно при возникновении противоречий приоритет должны иметь акты Банка России.
На примере ранее выделенных видов коллизий в праве и порядка применения принципов и способов их разрешения можно выделить следующие подходы к разрешению коллизий в российском праве.
1. При коллизии между положениями вступившего в силу для Российской Федерации международного договора и национального права (например, между содержащимися в международных соглашениях по вопросам налогообложения и в российском налоговом праве) на основании п.4 ст.15 Конституции РФ и п.2 ст.5 ФЗ «О международных договорах РФ» приоритет имеют положения международного договора.
Информация о работе Контрольная работа по «Хозяйственное право»