Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:03, контрольная работа
Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.
1. Введение 3
2. Понятие источников хозяйственного права 4
3. Виды источников хозяйственного права и их систематизация 8
4. Конкуренция норм хозяйственного права и способы ее разрешения 10
5. Выводы 35
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(филиал в г. Воскресенске)
Кафедра Менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Хозяйственное право»
Вариант № 2
Шифр: 9022142
Выполнил: студент
Заочной формы обучения
Специальности 080507
5 курса МК-5 группы / Райлян Р. Г./
Руководитель работы
Зав. Кафедрой менеджмента, доцент /Сибаев В.А./
Воскресенск, 2010-2011
Содержание
1. Введение 3
2. Понятие источников хозяйственного права 4
3. Виды источников хозяйственного права и их систематизация 8
4. Конкуренция норм хозяйственного права и способы ее разрешения 10
5. Выводы 35
Список литературы 38
Введение
Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.
Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.
Предмет хозяйственного права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.
В предмет хозяйственного права входят:
1. профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
2. отношения по реализации, доставке, хранению товаров и т.д.;
3. хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
4. хозяйственное правовое регулирование предпринимательской деятельности предприятия;
5. государственное воздействие на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.
Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Российской федерации.
Главным источником является Конституция Российской Федерации.
Тема исследования - "Источники хозяйственного права".
Понятие источников хозяйственного права
Под источником права в общем значении понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. В конкретном значении источником права являются именно эти акты, содержащие правовые нормы. Для каждой отрасли права важно определить, в каких актах содержится отраслевое регулирование.
Для хозяйственного права эта задача тем более важна, поскольку в основе хозяйственного законодательства не было и нет системообразующего акта и законы хозяйственной сферы представляют собой неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными государственными органами вне какой-либо системы. Установление круга источников хозяйственного права осложнено и научными представлениями о данной отрасли, ее системе, субъектах и т.п.
Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы.
Нужно отметить, что наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат и обычаи делового оборота, которые применяются в случае пробела в законодательстве, но не вопреки нему. Понятие обычаев делового оборота дается в ст. 5 ГК РФ:
- это сложившееся и широко применяемое, в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Под источниками права понимается воля, выраженная в акте компетентного государственного органа.
И так, главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы статьи 8 и 9, определяющие равенство форм собственности.
Необходимо также обратить внимание на статью 34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы статьи 35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также статьи 57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.
Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8).
Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.
Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.
Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.).
В статье 2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.
ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.
Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.
В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.
Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения.
В соответствии со статьей 90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ.
Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.
Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права.
Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.
К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.
Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.
Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.
В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.
Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.
Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.
Наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат обычаи делового оборота, обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Виды источников хозяйственного права и их систематизация
В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
акты федеральных органов;
акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления;
акты органов бывшего СССР;
международные акты.
Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;
Акты Федерального Собрания Российской Федерации: федеральные конституционные законы; федеральные законы;
Подзаконные федеральные акты:
указы, распоряжения Президента Российской Федерации; постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
конституции, уставы субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации: указы, распоряжения" президентов (губернаторов);
постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;
приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации
Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местное администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.
После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.
Информация о работе Контрольная работа по «Хозяйственное право»