Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:32, контрольная работа
Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Введение
1. Современная система государственного регулирования российской экономики. 4
1.1. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности 7
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики 9
2.1. Антимонопольное государственное регулирование 12
4. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно – правового регулирования) в области экономики 14
5. Понятие и виды уголовных преступлений в сфере экономической деятельности 21
Практическое задание 24
Заключение 30
Список литературы
- Федеральное агентство по государственным резервам
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Министерство финансов
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
- Федеральная служба финансово – бюджетного надзора
- Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство промышленности и энергетики
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство природных ресурсов
- Федеральная служба по надзору в сфере приодопользования
Министерство здравоохранения и социального развития
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по труду и занятости
Министерство юстиции
- Федеральная регистрационная служба
Министерство обороны
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральная служба по оборонному заказу
Министерство сельского хозяйства
- Федеральная служба
по ветеринарному и
Министерство информационных технологий и связи
- Федеральная служба по надзору в сфере связи
Министерство транспорта
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по тарифам
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору[ 2,с. 414]
Отраслевое административно – правовое регулирование в
хозяйственно- экономических комплексах
1. Административно – правовое регулирование в промышленном комплексе
Федеральное агентство по атомной энергии
Федеральное космическое агентство
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Министерство обороны
- Федеральная служба по оборонному заказу
Министерство промышленности и энергетики
- Федеральное агентство по промышленности
- Федеральное агентство по энергетике
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство природных ресурсов
- Федеральное агентство по недропользованию
2. Административно – правовое регулирование в строительном комплексе
Министерство обороны
- Федеральное агентство специального строительства
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Министерство регионального развития
- Федеральное агентство по строительному и жилищно – коммунальному хозяйству
3. Административно – правовое
регулирование в
Министерство природных ресурсов
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- Федеральное агентство водных ресурсов
- Федеральное агентство лесного хозяйства
Министерство сельского хозяйства
- Федеральная служба
по ветеринарному и
- Федеральное агентство по рыболвству [ 2, с.416]
Понятие и виды уголовных преступлений в сфере экономической
деятельности.
24 мая 1996 г. Государственной Думой был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ). В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 13.06.96 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса РФ" он вступает в силу с 1 января 1997 г.
Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК. Содержащиеся в ней запреты ориентированы на защиту свободы предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно - правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства в условиях постоянно возрастающего количества совершаемых преступлений в сфере экономической деятельности.
Преступлениями в сфере экономической деятельности являются предусмотренные главой 22УК общественно - опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Объединяя самостоятельную
главу преступления, совершаемые
в сфере экономической
С объективной стороны большинство преступлений в сфере экономической деятельности совершаются путем действий ( например, незаконное предпринимательство, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и др.). Некоторые преступления могут быть выполнены только путем бездействия ( например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и др. ).
Обязательный признак ряда
преступлений в сфере
экономической деятельности
- наступление предусмотренных
законом общественно - опасных
последствий. Эти
В систему преступлений в сфере экономической деятельности входят также деяния, содержащие формальные составы, например воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей и др. Для признания этих преступлений оконченными достаточно установить факт совершения деяния (действия или бездействия).
Объективная сторона
С субъективной стороны все преступления в сфере экономической деятельности характеризуются умышленной виной. Обязательным признаком субъективной стороны некоторых составов являются мотив и цель. Так, регистрация незаконных сделок с землей предполагает корыстную или иную личную заинтересованность со стороны должностного лица.
Субъектами преступлений в сфере экономической деятельности могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступлений 16 лет. На основании прямого указания закона субъектами некоторых преступлений в сфере экономической деятельности являются только должностные лица. Таковы составы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, регистрации незаконных сделок с землей. Субъектами отдельных преступлений выступают как должностные, так и иные (частные) лица (например, при злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, незаконном использовании товарного знака и др.). [ 5, с. 399]
Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Объект преступления - установленный
порядок осуществления
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Объективная сторона преступления
выражается в действиях (бездействии):
1) неправомерном отказе в государственной
регистрации индивидуального
Уклонение от регистрации или от выдачи лицензии - это бездействие должностных лиц, затягивающих и (или) не выполняющих без оснований в установленный срок соответствующие действия - осуществление государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо предоставление им специального разрешения. Например, требование представления документов, не предусмотренных законом, или незаконное продление сроков регистрации.
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица - это незаконное уменьшение правоспособности этих лиц по причинам их организационно-правовой формы. Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов предпринимателям, поскольку они не зарегистрированы в качестве юридического лица, или приостановление лицензии всем формам предпринимательской деятельности, кроме открытых акционерных обществ.
Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или организации может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению предпринимательской и иной деятельности. Например, установление необходимости согласования принимаемых ими управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений или навязывание им таких решений, запрещение эксплуатации помещений и земельных участков.
Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.
Не будет являться незаконным воспрепятствованием вмешательство органов государства и местного самоуправления в предпринимательскую и иную деятельность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Например, при контроле выполнения индивидуальными предпринимателями и организациями экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических требований.
Деяние является оконченным в момент совершения любого действия (бездействия), указанного в диспозиции статьи.
Состав преступления формальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо осознает, что, используя свое служебное положение, совершает одно или несколько из указанных действий (бездействие), и желает этого.
Мотив и цель не являются обязательными признаками преступления. Вместе с тем они могут быть следующими: месть, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы, устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организацией, пополнение местного бюджета и т.п.