Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушен

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Содержание

Введение
1. Современная система государственного регулирования российской экономики. 4
1.1. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности 7
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики 9
2.1. Антимонопольное государственное регулирование 12
4. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно – правового регулирования) в области экономики 14
5. Понятие и виды уголовных преступлений в сфере экономической деятельности 21
Практическое задание 24
Заключение 30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ!!!!!.docx

— 61.20 Кб (Скачать)

- Федеральное  агентство   по  государственным  резервам

- Федеральное  агентство  кадастра  объектов  недвижимости

- Федеральное  агентство   по  управлению  федеральным   имуществом

               Министерство  финансов 

- Федеральная  налоговая   служба

- Федеральная  служба  по  финансовому  мониторингу

- Федеральная  служба  финансово – бюджетного  надзора

- Федеральное  казначейство  (федеральная  служба)

               Министерство  промышленности  и   энергетики

- Федеральное  агентство   по  техническому  регулированию   и  метрологии

               Министерство  природных   ресурсов

- Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере   приодопользования

               Министерство  здравоохранения   и  социального   развития

- Федеральная   служба  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей   и  благополучия    человека

- Федеральная  служба  по  труду  и  занятости

               Министерство  юстиции

- Федеральная  регистрационная   служба

               Министерство  обороны

- Федеральная  служба  по  техническому  и  экспортному    контролю

- Федеральная  служба  по  оборонному  заказу 

               Министерство  сельского   хозяйства

- Федеральная  служба  по  ветеринарному  и  фитосанитарному   надзору

               Министерство  информационных  технологий  и   связи

- Федеральная служба  по  надзору   в  сфере   связи

               Министерство  транспорта

- Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере   транспорта

               Федеральная  антимонопольная   служба

               Федеральная  служба  по  финансовым  рынкам

               Федеральная  служба  по  тарифам

               Федеральная  служба  государственной  статистики

               Федеральная  служба  по  экологическому, технологическому  и  атомному  надзору[ 2,с. 414]

               Отраслевое  административно –  правовое  регулирование  в  

                         хозяйственно- экономических комплексах 

1. Административно – правовое  регулирование  в  промышленном  комплексе

         Федеральное  агентство  по  атомной  энергии

         Федеральное  космическое   агентство

         Федеральная  служба  по   экологическому, технологическому  и атомному  надзору

        Министерство  обороны

 - Федеральная служба  по  оборонному  заказу

               Министерство  промышленности  и   энергетики

- Федеральное  агентство   по  промышленности

- Федеральное  агентство   по  энергетике

- Федеральное  агентство   по  техническому  регулированию   и  метрологии

               Министерство  природных  ресурсов

- Федеральное  агентство   по  недропользованию

 

2. Административно – правовое  регулирование   в  строительном  комплексе

               Министерство  обороны

- Федеральное  агентство   специального  строительства

               Федеральная  служба  по  экологическому, технологическому и  атомному  надзору

               Министерство  регионального   развития

- Федеральное  агентство   по  строительному  и  жилищно – коммунальному хозяйству

3. Административно – правовое  регулирование  в  агропромышленном    комплексе

               Министерство  природных   ресурсов

- Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере   природопользования

- Федеральное  агентство   водных  ресурсов

- Федеральное  агентство   лесного  хозяйства

               Министерство  сельского  хозяйства

- Федеральная  служба  по  ветеринарному  и  фитосанитарному   надзору

- Федеральное  агентство  по  рыболвству [ 2, с.416]

        


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Понятие  и  виды  уголовных  преступлений  в  сфере  экономической   

                        деятельности.

                24 мая 1996 г. Государственной Думой был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ). В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 13.06.96 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса РФ" он вступает в силу с 1 января 1997 г.

                 Уголовная  ответственность  за  преступления  в  сфере  экономической  деятельности  предусмотрена   нормами   главы  22 УК. Содержащиеся в  ней  запреты  ориентированы  на  защиту  свободы  предпринимательской  деятельности  и  разнообразие  ее  организационно - правовых   форм, защиту  предпринимательства  от недобросовестной  конкуренции и  монополизма, охрану  прав потребителей  товаров  и  услуг,  защиту   финансовых  интересов  государства  в  условиях  постоянно  возрастающего  количества   совершаемых  преступлений  в  сфере  экономической  деятельности.

               Преступлениями  в  сфере   экономической   деятельности  являются  предусмотренные   главой  22УК общественно - опасные   деяния, посягающие  на  общественные  отношения, складывающиеся  по  поводу  производства, распределения,  обмена  и  потребления  материальных  благ  и услуг.

               Объединяя  самостоятельную   главу преступления, совершаемые   в сфере экономической  деятельности, закон исходит  из общности  видового  объекта  посягательства. Таковым  являются  упорядоченные  законом  и   иными  нормативными  актами  общественные   отношения, возникающие по  поводу  осуществления  экономической  деятельности   по  производству,  распределению, обмену  и  потреблению  благ  и услуг. Непосредственными объектами выступают  конкретные  общественные отношения, складывающиеся  в  процессе   функционирования   определенной  сферы  экономической  деятельности.

               С  объективной  стороны большинство преступлений  в сфере экономической деятельности  совершаются путем действий ( например, незаконное  предпринимательство, принуждение  к  совершению  сделки  или  к  отказу  от  ее  совершения,  незаконное  использование  товарного  знака,  изготовление  или  сбыт   поддельных   денег  или  ценных  бумаг  и   др.). Некоторые  преступления  могут  быть  выполнены  только   путем  бездействия ( например, злостное  уклонение от  погашения  кредиторской  задолженности, невозвращение  на  территорию  РФ  предметов   художественного,  исторического   и  археологического   достояния  народов  РФ  и  зарубежных  стран  и  др. ).

               Обязательный  признак   ряда    преступлений   в  сфере   экономической  деятельности  -  наступление  предусмотренных   законом   общественно - опасных   последствий. Эти  преступления  имеют  материальные  составы  ( например, незаконное  предпринимательство,  незаконная  банковская  деятельность,  лжепредпринимательство  и др.).  Такие преступления  признаются оконченными с  момента   наступления   указанных  в  законе    последствий, как  правило,  крупного  ущерба.  В  преступлениях  в  сфере   экономической  деятельности, составы   которых   сконструированы    по  типу   материальных,  надо  установить   наличие   причинной  связи  между  деянием   и  преступным  результатом.

               В  систему  преступлений  в  сфере  экономической   деятельности   входят  также   деяния, содержащие     формальные  составы, например   воспрепятствование    законной  предпринимательской   деятельности,  регистрация    незаконных  сделок  с  землей  и  др. Для  признания   этих   преступлений  оконченными  достаточно   установить факт  совершения  деяния (действия  или  бездействия).

               Объективная  сторона  преступлений   в  сфере  экономической  деятельности  в  значительном  числе  случаев  закрепляются  в  бланкетных  диспозициях  (ст. 169, 170, 171, 172   УК  и  др.) Установление  признаков  объективной  стороны  составов  этих  преступлений  предполагает  использование нормативных актов,  относящихся к другим   отраслям  права: гражданскому, финансовому, административному и др.

               С  субъективной  стороны  все  преступления  в  сфере  экономической  деятельности  характеризуются  умышленной  виной. Обязательным  признаком  субъективной  стороны  некоторых  составов  являются  мотив и  цель. Так, регистрация незаконных  сделок с землей  предполагает  корыстную   или иную  личную  заинтересованность  со  стороны должностного  лица.

               Субъектами  преступлений   в  сфере  экономической  деятельности  могут  быть  лица,  достигшие  к  моменту  совершения  преступлений  16  лет. На основании  прямого   указания  закона  субъектами  некоторых  преступлений  в  сфере  экономической  деятельности  являются  только  должностные  лица. Таковы  составы  воспрепятствования  законной  предпринимательской  деятельности, регистрации незаконных  сделок   с  землей. Субъектами  отдельных    преступлений  выступают  как  должностные, так  и  иные  (частные) лица  (например, при  злостном  уклонении  от  погашения  кредиторской  задолженности,  незаконном  использовании  товарного  знака  и др.). [ 5, с. 399]

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Практическое  задание

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или  иной деятельности

Объект преступления - установленный  порядок осуществления предпринимательской  или иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии): 1) неправомерном отказе в государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  или юридического лица; 2) уклонении  от их регистрации; 3) неправомерном  отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонении от его  выдачи; 5) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя  или юридического лица в зависимости  от организационно-правовой формы; 6) незаконном ограничении самостоятельности; 7) ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Уклонение от регистрации  или от выдачи лицензии - это бездействие  должностных лиц, затягивающих и (или) не выполняющих без оснований  в установленный срок соответствующие  действия - осуществление государственной  регистрации юридических лиц  или индивидуальных предпринимателей либо предоставление им специального разрешения. Например, требование представления  документов, не предусмотренных законом, или незаконное продление сроков регистрации.

               Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица - это незаконное уменьшение правоспособности этих лиц по причинам их организационно-правовой формы. Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов предпринимателям, поскольку они не зарегистрированы в качестве юридического лица, или приостановление лицензии всем формам предпринимательской деятельности, кроме открытых акционерных обществ.

               Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или организации может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению предпринимательской и иной деятельности. Например, установление необходимости согласования принимаемых ими управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений или навязывание им таких решений, запрещение эксплуатации помещений и земельных участков.

               Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.

               Не будет являться незаконным воспрепятствованием вмешательство органов государства и местного самоуправления в предпринимательскую и иную деятельность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Например, при контроле выполнения индивидуальными предпринимателями и организациями экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических требований.

               Деяние является оконченным в момент совершения любого действия (бездействия), указанного в диспозиции статьи.

               Состав преступления формальный.

               Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо осознает, что, используя свое служебное положение, совершает одно или несколько из указанных действий (бездействие), и желает этого.

               Мотив и цель не являются обязательными признаками преступления. Вместе с тем они могут быть следующими: месть, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы, устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организацией, пополнение местного бюджета и т.п.

Информация о работе Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушен