Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:32, контрольная работа
Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Введение
1. Современная система государственного регулирования российской экономики. 4
1.1. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности 7
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики 9
2.1. Антимонопольное государственное регулирование 12
4. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно – правового регулирования) в области экономики 14
5. Понятие и виды уголовных преступлений в сфере экономической деятельности 21
Практическое задание 24
Заключение 30
Список литературы
Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Функциями административных методов являются:
- обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой
жизни;
- защита конкурентной среды;
- гарантирование права собственности и свободы принятия
экономических решений.
Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло.
Из экономических мер наиболее часто используются:
- средства финансовой политики (бюджетной, фискальной)
политики;
- средства денежно- кредитной политики;
- прогнозирование, планирование и программирование экономики;
- воздействие государственного сектора экономики, являющегося
самостоятельным комплексным инструментом.
Финансовая политика - многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом.
Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется центральным банком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной власти.
Банки – это коммерческие учреждения, являющимися юридическими лицами, которым предоставлено право, привлекать денежные средства от юридических физических лиц и от своего имени размещать на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять другие банковские операции. Банковскую систему России составляют: Центральный банк России, Сберегательный банк, коммерческие банки различных видов, а также иные кредитные учреждения, имеющие лицензию на осуществление отдельных банковских операций. Центральный банк является главным банком России и находится в ее собственности. Он независим от органов исполнительной власти, экономически самостоятелен и осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.
[4,с.30]
К важнейшим законодательным
Антимонопольное государственное регулирование.
Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции Органом антимонопольного государственного регулирования на товарных рынках выступает Федеральная антимонопольная служба и частично Федеральная служба по финансовым рынкам, которые находятся в непосредственном ведении Правительства РФ.[2,с.244]
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т. д.
Антимонопольное (антитрестовское)
законодательство представляет
собой пакет законов, который
выступает как средство
поддержания государством баланса
между конкуренцией и монополией,
как средство установления официальных
"правил игры" на рынке.
Характер и содержание
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Понятие и система государственного регулирования и управления (административно -правового регулирования) в области экономики
Государственное
Субъектами государственного регулирования
области экономики являются
государственные органы всех
ветвей государственной власти
(законодательной,
Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими собственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и др.
Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности .
Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, собственно организационно - правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.
В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно - правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений надотраслевого экономико - правового регулирования. [2,с. 240]
Межотраслевое административно –
правовое регулирование в области
экономики: основные направления
экономико – правового регулирования
и сферы государственного управления:
3. Антимонопольное
4. Государственное банковское и налоговое регулирование.
5. Государственное
экономики.
6. Контрольно – разрешительная деятельность государства в
экономической области.
7. Государственное
трудовой сферы.
Определенные уполномоченные на то государственные органы межотраслевого управления и их должностные лица в пределах своей компетенции могут возбуждать дела и привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц, виновных в совершении различных административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа, являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (они перечислены в ст. 28.3 КоАП РФ).
Налоговые органы Министерства финансов РФ рассматривают дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ.
Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета. Ст. 15.14 – 15.16 КоАП РФ.
Органы экспортного контроля. Ст. 14.20 КоАП РФ
Федеральная служба по труду и занятости. Ст. 5.27, 5.28 – 5.34,5.44 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственный экологический контроль. Ст. 7.2, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 – 8.6, 8.18, 8.19, 8.21 – 8.23, 8.31, 8.33 – 8.36, 8.37, 8.39.
Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.Ст. 7.2, 8.5, 8.21 и 8.40 КоАП РФ.
Федеральный орган
Федеральный антимонопольный
орган и его
Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования. Ст. 14.6 КоАП РФ.
Органы стандартизации, метрологии и сертификации. Ст 19.19 КоАП РФ.
Органы государственного статистического учета. Ст. 13.19 КоАП РФ.
Органы регулирования естественных монополий. Ст. 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
Органы валютного контроля. Ст. 15.25 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц. Ст. 14.25 КоАП РФ.[ 2, с. 252]
Система органов межотраслевого управления экономикой
Министерство экономического развития и торговли
- Федеральное агентство по управлению особыми экономическими эонами.
- Федеральная таможенная служба