Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 00:06, курсовая работа
Современный процесс социально – экономических преобразований в Республике Беларусь, вхождение её в мировое сообщество как суверенного государства требуют изучения особенностей и факторов формирования внешнеторгового потенциала, оценки динамики развития и направлений его совершенствования. Глубокий социально – экономический кризис, охвативший в начале 90-х гг., настойчивые попытки проведения в них экономических реформ заставили по-новому взглянуть на проблему экономических связей.
Двустороннем сотрудничество РБ с Колумбией наиболее развито в рамках международных организаций, в частности ООН. В экономике также существует много сфер взаимного интереса, но пока это лишь потенциал.
В 2007г. товарооборот между Беларусью и Колумбией превысил 29 млн.долл., что на 385,6% больше, чем в 2006г. Значительный рост произошел за счет экспорта белорусских минеральных удобрений. Основные статьи импорта из Колумбии – бананы (2,2 млн.долл.), срезанные цветы и бутоны (1,5 млн.долл.), экстракты, эссенции, концентраты кофе, чая, мате (1,6 млн.долл.). В 2007г. торговое сальдо сложилось положительное в 17,1 млн.долл. В янв.-сент. 2008г. товарооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007г. более чем в 4 раза и достиг 83,3 млн.долл. Из них импорт – 3,7 млн.долл.[26]
На сегодняшний день Беларусь успешно торгует с Колумбией (84,8 млн дол. США товарооборота в 2008 г.), Эквадором (69 млн дол.) и Чили (13 млн дол.). Белорусский экспорт в первые две страны (99 и 95 % соответственно) составляют калийные удобрения. Однако подъем двусторонней торговли в этих странах произошел именно в последние годы.
Укрепляется разноплановое взаимодействие Беларуси с Аргентиной, Боливией, Никарагуа, Перу, Сальвадором, Эквадором и рядом других стран латиноамериканского региона.
Также следует отметить, что Чили экспортирует в РБ вино, которое разливает Минский завод Кристалл.
3. Возможности совершенствования внешнеторговых связей РБ со странами Латинской Америки
3.1 Проблемы
внешнеторгового
Анализируя опыт экономического сотрудничества Беларуси с рассматриваемыми странами Латинской Америки, следует отметить, что расширение двустороннего сотрудничества с Аргентиной и Бразилией в определенной степени тормозит слабо развитая правовая база. Основными проблемами, с которыми столкнулись белорусские хозяйствующие субъекты в исследуемом регионе, являлись недостаточная развитость навыков борьбы за рынки сбыта в новых условиях, сильная роль посредников в двусторонней торговле (Бразилия), низкая платежеспособность отдельных стран (Куба). Следует отметить также и недостаточно высокую мотивацию белорусской стороны. Мыслить глобально — значит мыслить не только географическими, но также и временными категориями. Поэтому фактор выгоды от разовых сделок, что имело место в ряде случаев, должен, по возможности, быть исключен.
Договорная база с Бразилией наименее развита на высоком уровне. Подписано всего одно соглашение о безвизовых поездках для владельцев дипломатических и служебных паспортов. Такой уровень базы следует признать недопустимым, особенно, если учитывать тот факт, что именно с этой страной у Беларуси наиболее высокий товарооборот (около 1,2 млрд дол. США в 2010 г.). Ситуация частично компенсируется наличием внутриведомственных договоров.
В эпоху глобализации неизмеримо возросло значение информации о стране, впечатления, которое она производит на потенциальных партнеров. В этих условиях расширение сотрудничества со странами Латинской Америки требует значительного усиления (естественно с учетом финансовых возможностей) обеспечения деятельности субъектов международной политики Беларуси.
Это необходимо делать по ряду объективных и субъективных причин.
1) В большинстве стран Латинской Америки о Беларуси, ее потенциале все еще плохо и мало знают;
2) Деловой, профессиональный,
образовательный имидж
3) В Латинской
Америке присутствует жесткая
конкуренция
В этой связи предлагаются следующие мероприятия:
1. При организации и развитии сотрудничества с отдельными странами Латинской Америки необходим учет внутри- и внешнеполитической ситуации там, расстановки сил, влияния США и ЕС, России;
2. Требуется помочь белорусским субъектам узнать потенциальные возможности каждого латиноамериканского государства. Для того, чтобы процесс сближения носил не стихийный и случайный характер, необходим выпуск справочно-аналитических материалов типа «Аргентина – наш деловой партнер», «Возможности Бразилии», «Возможные проблемы в отношениях с Мексикой» и т.д. В таких справочниках должны быть отражены: потенциал (экономический, военный); современная ситуация; формирование системы внешнеторговых связей; основные институты внешнеэкономической политики; деловые отношения РБ и изучаемой страны; основные государственные и частные субъекты сотрудничества в латиноамериканской стране; министерства; ведомства; крупнейшие банки страны; транспортные системы; основные экономические районы и т.д.;
3. У каждого
белорусского субъекта должна
быть своя информационная база
данных по каждому
4. Поскольку
все страны Латинской Америки
являются президентскими
Это имеет
там большое значение не
5. Гораздо больше
возможностей имеют
6. При проведении постоянного учебного семинара с послами в июне-июле необходимо отказаться от ведомственного принципа и приглашать на учебу представителей других субъектов Республики, которые имеют интерес в Латинской Америке. Кроме того, на семинарах должны присутствовать работники законодательных, правовых структур, которые владеют навыками сравнительного правоведения, хорошо знают латиноамериканские особенности правовой культуры;
7. Сотрудники
хозяйственных субъектов
8. По возможности создавать временные торгово-экономические советы, выпускать на испанском, португальском и английском языках деловые листки, в которых излагать возможности Беларуси, контактные телефоны, факсы, страницы в Интернете;
9. Необходимо
найти возможность презентации
информации о белорусских
10. Изыскать
возможность участия
11. Торгово-промышленная
палата Республики должна
13.Необходимо по возможности создавать представительства субъектов хозяйствования – МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, Гомсельмаш и др. на территории латиноамериканских стран;
14. В Латинской
Америке в моду входит прямая
почтовая реклама – direct-
15. В системе
Национальной академии, в вузах
Республики нет ни одного
16. Целесообразно
пригласить на учебу или
17. Пересмотру
должна подвергнуться работа
«Общества дружбы», «Красного
Креста», «Радзімы». Поиск
3.2 Тенденции и перспективы развития внешнеторговых отношений РБ со странами Латинской Америки
В целом, характеризуя состояние развития стран Латинской Америки надо исходить из того, что нынешняя ситуация, когда сохраняются низкие цены на нефть, металлы и другое сырье, неблагоприятные условия на финансовых рынках дают возможность бартерных сделок. В Латинской Америке главенствует сырьевая зависимость. Только в Чили предприняты заметные шаги в сторону диверсификации. Наличие левоцентристской группы режимов – Бразилия, Аргентина, Никарагуа, Эквадор, Венесуэла, Куба, Боливия являются благоприятным политическим фактором для сотрудничества, которое необходимо усиливать в международных организациях.
Основной задачей белорусского руководства на ближайшем этапе должна стать диверсификация экспорта страны, поиск и открытие новых форм сотрудничества с латиноамериканскими государствами. Хозяйствующим субъектам следует более активно вступать в конкурентную борьбу на рынках стран региона, что подразумевает на начальном этапе формирование позитивного образа белорусской промышленности. Для достижения данной цели, в первую очередь, необходимо регулярно участвовать в крупнейших региональных выставках.
В среднесрочной
перспективе можно
Многие латиноамериканские страны являются для нас источником ряда товаров критического импорта, без которых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речь здесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронной аппаратуре и ее частях, промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных и медицинских приборах. Часть импорта из стран региона имеет непосредственное отношение к потребительским товарам. Это витамины и антибиотики, другие лекарственные средства, бытовая и офисная электроника, средства связи, свежие овощи и фрукты, соки, орехи.
Рынки Латинской
Америки пока остаются
Исходя из
этого, оказание поддержки
Заключение