Внешнеторговые связи Республики Беларусь со странами Латинской Америки и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Современный процесс социально – экономических преобразований в Республике Беларусь, вхождение её в мировое сообщество как суверенного государства требуют изучения особенностей и факторов формирования внешнеторгового потенциала, оценки динамики развития и направлений его совершенствования. Глубокий социально – экономический кризис, охвативший в начале 90-х гг., настойчивые попытки проведения в них экономических реформ заставили по-новому взглянуть на проблему экономических связей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Двустороннем  сотрудничество РБ с Колумбией наиболее развито в рамках международных организаций, в частности ООН. В экономике также существует много сфер взаимного интереса, но пока это лишь потенциал.

В 2007г. товарооборот между Беларусью и Колумбией  превысил 29 млн.долл., что на 385,6% больше, чем в 2006г. Значительный рост произошел  за счет экспорта белорусских минеральных  удобрений. Основные статьи импорта из Колумбии – бананы (2,2 млн.долл.), срезанные цветы и бутоны (1,5 млн.долл.), экстракты, эссенции, концентраты кофе, чая, мате (1,6 млн.долл.). В 2007г. торговое сальдо сложилось положительное в 17,1 млн.долл. В янв.-сент. 2008г. товарооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007г. более чем в 4 раза и достиг 83,3 млн.долл. Из них импорт – 3,7 млн.долл.[26]

На сегодняшний  день Беларусь успешно торгует с  Колумбией (84,8 млн дол. США товарооборота в 2008 г.), Эквадором (69 млн дол.) и Чили (13 млн дол.). Белорусский экспорт в первые две страны (99 и 95 % соответственно) составляют калийные удобрения. Однако подъем двусторонней торговли в этих странах произошел именно в последние годы.

Укрепляется разноплановое  взаимодействие Беларуси с Аргентиной, Боливией, Никарагуа, Перу, Сальвадором, Эквадором и рядом других стран латиноамериканского региона.

Также следует  отметить, что Чили экспортирует в  РБ вино, которое разливает Минский  завод Кристалл.

 

 

 

 

 

 

3. Возможности  совершенствования внешнеторговых связей РБ со странами Латинской Америки

 

3.1 Проблемы  внешнеторгового сотрудничества  РБ со странами Латинской Америки

 

Анализируя  опыт экономического сотрудничества Беларуси с рассматриваемыми странами Латинской  Америки, следует отметить, что расширение двустороннего сотрудничества с Аргентиной и Бразилией в определенной степени тормозит слабо развитая правовая база. Основными проблемами, с которыми столкнулись белорусские хозяйствующие субъекты в исследуемом регионе, являлись недостаточная развитость навыков борьбы за рынки сбыта в новых условиях, сильная роль посредников в двусторонней торговле (Бразилия), низкая платежеспособность отдельных стран (Куба). Следует отметить также и недостаточно высокую мотивацию белорусской стороны. Мыслить глобально — значит мыслить не только географическими, но также и временными категориями. Поэтому фактор выгоды от разовых сделок, что имело место в ряде случаев, должен, по возможности, быть исключен.

Договорная база с Бразилией наименее развита на высоком уровне. Подписано всего одно соглашение о безвизовых поездках для владельцев дипломатических и служебных паспортов. Такой уровень базы следует признать недопустимым, особенно, если учитывать тот факт, что именно с этой страной у Беларуси наиболее высокий товарооборот (около 1,2 млрд дол. США в 2010 г.). Ситуация частично компенсируется наличием внутриведомственных договоров.

В эпоху глобализации неизмеримо возросло значение информации о стране,   впечатления, которое  она производит на потенциальных партнеров. В этих условиях расширение сотрудничества со странами Латинской Америки требует значительного усиления (естественно с учетом финансовых возможностей) обеспечения деятельности субъектов международной политики Беларуси.

Это необходимо делать по ряду объективных и субъективных причин.

1) В большинстве  стран Латинской Америки о  Беларуси, ее потенциале все еще  плохо и мало знают;

2) Деловой, профессиональный, образовательный имидж белорусских  участников сотрудничества в  Латинской Америке является незначительным.;

3) В Латинской  Америке присутствует жесткая  конкуренция товаропроизводителей. Особенно интенсивно действует  Китай, с учетом того, что зарплата  китайского рабочего в 4-5 раз  меньше бразильского, и даже в  2 раза меньше, чем в странах  Центральной Америки.

В этой связи  предлагаются следующие мероприятия:

1. При организации  и развитии сотрудничества с  отдельными странами Латинской  Америки необходим учет внутри- и внешнеполитической ситуации  там, расстановки сил, влияния  США и ЕС, России;

2. Требуется помочь белорусским субъектам узнать потенциальные возможности каждого латиноамериканского государства. Для того, чтобы процесс сближения носил не стихийный и случайный характер, необходим выпуск справочно-аналитических материалов типа «Аргентина – наш деловой партнер», «Возможности Бразилии», «Возможные проблемы в отношениях с Мексикой» и т.д. В таких справочниках должны быть отражены: потенциал (экономический, военный); современная ситуация; формирование системы внешнеторговых связей; основные институты внешнеэкономической политики; деловые отношения РБ и изучаемой страны; основные государственные и частные субъекты сотрудничества в латиноамериканской стране; министерства; ведомства; крупнейшие банки страны; транспортные системы; основные экономические районы и т.д.;

3. У каждого  белорусского субъекта должна  быть своя информационная база  данных по каждому промышленному,  торговому предприятию, банку,  вузу, НИИ латиноамериканской страны - потенциальному партнеру. Данные  должны обновляться каждые 6 месяцев с учетом местной конъюнктуры и изменения политической и деловой ситуации;

4. Поскольку  все страны Латинской Америки  являются президентскими республиками, где глава государства играет  гораздо большую роль, чем в  США, должны стать постоянными  государственные визиты А.Г.Лукашенко, а также постоянными визиты премьер-министра, министра иностранных дел, других представителей высокого уровня. Все это – важнейший инструмент продвижения интересов Беларуси. К подготовке визита необходимо привлекать представителей ведомств и организаций, которые неплохо знают современную ситуацию, долгое время сотрудничают на постоянной основе с партнерами. Фактор узнаваемости для латиноамериканцев является определяющим. Кроме того, появляется информационный повод (визит) для публикаций в латиноамериканских СМИ.

 Это имеет  там большое значение не только  для конкретной страны, но и  для ее соседей. В свое время  визит А. Г. Лукашенко в Венесуэлу  это подтвердил. Произошел серьезный  демонстрационный эффект, резко  увеличился информационный поток. Вместе с тем надо ожидать и негативную информацию и упреждать возможные обвинения в белорусский адрес;

5. Гораздо больше  возможностей имеют белорусские  парламентарии и дипломаты. Визиты и встречи с латиноамериканцами должны проходить не только в ходе официальных визитов обмена делегациями, но и носить постоянный характер. Вопросы сотрудничества и парламентариев пока носят спорадический характер, и не включаются в повестку дня не только комиссии по международному сотрудничеству, но и в работу других комиссий. Дипломатическая активность связана не только с открытием новых посольств и консульств, но и попыткой найти контакты с интернациональными структурами в Латинской Америке, например, МЕРКОСУР;

6. При проведении  постоянного учебного семинара с послами в июне-июле необходимо отказаться от ведомственного принципа и приглашать на учебу представителей других субъектов Республики, которые имеют интерес в Латинской Америке. Кроме того, на семинарах должны присутствовать работники законодательных, правовых структур, которые владеют навыками сравнительного правоведения, хорошо знают латиноамериканские особенности правовой культуры;

7. Сотрудники  хозяйственных субъектов обязаны  постоянно контактировать с МИД  и нашими загранучреждениями  в Латинской Америке. При приезде наших дипломатических представителей в Беларусь обязательными должны быть встречи с руководителями промышленных и иных предприятий и организаций. Необходимо выслушивать рекомендации практиков и предлагать варианты сотрудничества. Каждое ведомство Беларуси фактически должно превратиться в Министерство торговли;

 8. По возможности создавать временные торгово-экономические советы, выпускать на испанском, португальском и английском языках деловые листки, в которых излагать возможности Беларуси, контактные телефоны, факсы, страницы в Интернете;

9. Необходимо  найти возможность презентации  информации о белорусских товарах  и услугах в посольствах латиноамериканских  стран, которые работают по  принципу совмещения: в Москве, Киеве,  Варшаве, Вильнюсе и Риге;

10. Изыскать  возможность участия белорусских  представителей в бизнес-форумах,  где присутствуют латиноамериканские  партнеры, которые приезжают в  соседние с нами страны. Это  сэкономит время и средства, может  принести гораздо больше пользы, чем им ехать на континент;

11. Торгово-промышленная  палата Республики должна иметь  свой латиноамериканский сайт, сектор  Латинской Америки, совет предпринимателей, центр инновационного развития  сотрудничества Беларуси со странами  Латинской Америки. Огромное значение латиноамериканцы придают выставкам. Поэтому стоит добиваться организации белорусского стенда. Министерство обороны Республики Беларусь имеет возможность активнее приглашать представителей армий континента к сотрудничеству. Вместе с тем, надо проявлять определенную осторожность в этом деле. В Латинской Америке армия является активным политическим субъектом, делится на определенные течения и пока зависит от Пентагона, который организует подготовку и переподготовку кадров;

 13.Необходимо по возможности создавать представительства субъектов хозяйствования – МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, Гомсельмаш и др. на территории латиноамериканских стран;

14. В Латинской  Америке в моду входит прямая  почтовая реклама – direct-mail, т.е.  целенаправленное распространение  коммерческой и иной информации и рассылка факсов. Но она должна быть очень убедительной и содержать точный адресат и персональные данные латиноамериканского субъекта. Необходим поиск бренда, слогана, лозунга с учетом не просто перевода с русского на испанский, а латиноамериканской психологии;

15. В системе  Национальной академии, в вузах  Республики нет ни одного подразделения,  которое занималось бы изучением  возможностей Беларуси в Латинской  Америке и наоборот. Требуется  целевая подготовка специалистов  по Латинской Америке во всех областях;

16. Целесообразно  пригласить на учебу или стажировку (за оплату) молодых людей из  Латинской Америки. Советский  опыт в этом плане почти  забыт. Необходимо дать возможность  учиться в аспирантуре и защищать  диссертационные исследования представителям континента;

17.  Пересмотру  должна подвергнуться работа  «Общества дружбы», «Красного  Креста», «Радзімы». Поиск богатых  соотечественников, диаспоры, особенно  в Аргентине, должен носить  постоянный характер[27];

 

 

3.2 Тенденции и перспективы развития внешнеторговых отношений РБ со странами Латинской Америки

 

В целом, характеризуя состояние развития стран Латинской  Америки надо исходить из того, что  нынешняя ситуация, когда сохраняются  низкие цены на нефть, металлы и другое сырье, неблагоприятные условия на финансовых рынках дают возможность бартерных сделок. В Латинской Америке главенствует сырьевая зависимость. Только в Чили предприняты заметные шаги в сторону диверсификации. Наличие левоцентристской группы режимов – Бразилия, Аргентина, Никарагуа, Эквадор, Венесуэла, Куба, Боливия являются благоприятным политическим фактором для сотрудничества, которое необходимо усиливать в международных организациях.

Основной задачей  белорусского руководства на ближайшем этапе должна стать диверсификация экспорта страны, поиск и открытие новых форм сотрудничества с латиноамериканскими государствами. Хозяйствующим субъектам следует более активно вступать в конкурентную борьбу на рынках стран региона, что подразумевает на начальном этапе формирование позитивного образа белорусской промышленности. Для достижения данной цели, в первую очередь, необходимо регулярно участвовать в крупнейших региональных выставках.

В среднесрочной  перспективе можно прогнозировать дальнейшее расширение торгового сотрудничества Беларуси с Венесуэлой и Бразилией. С Аргентиной и Кубой при существующих тенденциях сотрудничество будет развиваться более низкими темпами.

Многие латиноамериканские страны являются для нас источником ряда товаров критического импорта, без которых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речь здесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронной аппаратуре и ее частях, промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных и медицинских приборах. Часть импорта из стран региона имеет непосредственное отношение к потребительским товарам. Это витамины и антибиотики, другие лекарственные средства, бытовая и офисная электроника, средства связи, свежие овощи и фрукты, соки, орехи.

 Рынки Латинской  Америки пока остаются недостаточно  освоенными нашими экспортерами  с точки зрения продвижения  на них основных экспортных  товаров - продукции предприятий  машиностроения, электронной и нефтехимической  промышленности. В то же время потенциально государства Латинской Америки могут считаться едва ли не самыми емкими, вслед за странами СНГ, рынками для наших автомобилей, тракторов, станков, подшипников, химических волокон, электронных и медицинских приборов. Существуют значительные возможности для сбыта холодильников и других товаров бытового назначения, стройматериалов, изделий деревообработки.

 Исходя из  этого, оказание поддержки белорусским  экспортерам именно данной продукции  (при сохранении высокого уровня  поставок традиционных товаров) в настоящее время является одним из приоритетов торгово-экономической деятельности МИД и наших загранучреждений. Свою роль при этом Министерство видит, прежде всего, в оказании белорусским предприятиям информационного, политического и организационного содействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Внешнеторговые связи Республики Беларусь со странами Латинской Америки и перспективы их развития