Внешнеторговые связи Республики Беларусь со странами Латинской Америки и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Современный процесс социально – экономических преобразований в Республике Беларусь, вхождение её в мировое сообщество как суверенного государства требуют изучения особенностей и факторов формирования внешнеторгового потенциала, оценки динамики развития и направлений его совершенствования. Глубокий социально – экономический кризис, охвативший в начале 90-х гг., настойчивые попытки проведения в них экономических реформ заставили по-новому взглянуть на проблему экономических связей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Введение

Современный процесс  социально – экономических преобразований в Республике Беларусь, вхождение  её в мировое сообщество как суверенного  государства требуют изучения особенностей и факторов формирования внешнеторгового  потенциала, оценки динамики развития и направлений его совершенствования.

 Глубокий социально – экономический кризис, охвативший в начале

90-х гг., настойчивые попытки проведения в них экономических реформ заставили по-новому взглянуть на проблему экономических связей. Сегодня в рамках глобального и регионального аспектов каждая страна стремиться определить своё суверенное место в мировом сообществе, национальную стратегию устойчивого развития на основе только ей присущих геополитических, экономико-географических, научно-технических, производственных и других особенностей.

 Также и  для Беларуси актуален поиск  своего места в мировых экономических  связях. Государственная политика, определение наиболее эффективных  моделей социально – экономического  развития осуществляется в Беларуси  в настоящее время с учётом мировых тенденций.

 Основным  видом внешнеэкономических связей  является внешняя торговля. Внешнеторговый  потенциал представляет собой  комплексную характеристику, которая  отражает материальные и интеллектуальные  возможности участия того или иного государства в торговом сотрудничестве с другими странами. Он определяется общим уровнем развития экономики, структурой её отраслей, особенно тех, которым принадлежит ведущая роль, экономико-географическим положением, научно-технической базой, богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, наличием внешнеторговой инфраструктуры и т.д.

Роль Латинской Америки в мировой политике и экономике с каждым годом возрастает. Три латиноамериканских государства — Бразилия, Мексика, Аргентина — входят в «двадцатку» крупнейших экономик мира. Развитие политического, торгово-экономического и культурного сотрудничества с латиноамериканскими государствами входит в число приоритетов международной деятельности нашей страны.

Как считает  доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений БГУ А.А. Челядинский, для Беларуси очень важно развивать отношения со странами Латинской Америки, так как рынок государств данного региона открыт для сотрудничества и развитие торговых отношений с Латинской Америкой может поспособствовать развитию национальной экономики РБ. По словам профессора, страны Латинской Америки богаты природными ресурсами и специалисты РБ вполне могут принимать участие в разработке программ по добыче и переработке ресурсов. РБ может поставлять на рынки стран Латинской Америки свою продукцию и импортировать товары из стран данного региона. Сотрудничество с латиноамериканскими странами в области внешней торговли позволит национальной экономике развиваться более динамично.

Целью данной работы является исследовать и определить уровень сотрудничества на примере региона – Латинская Америка.

 Исходя из  цели работы, были поставлены следующие задачи:

- изучить внешнеполитические  отношения Беларуси и стран Латинской Америки;

- исследовать  отношения в области внешней торговли;

- определить  перспективы дальнейшего развития  отношений.

Актуальность  данного исследования заключается  в том, что в настоящее время  РБ тесно сотрудничает со странами Латинской Америки и данный регион представляет для нашего государства большую важность для развития как национальной экономики, так и для развития внешнеторгового сотрудничества.

Курсовая работа состоит из трёх глав: в первой описаны теоретические основы развития внешней торговли, основные направления взаимодействия стран и его роль для экономического развития государств; вторая глава содержит анализ внешнеторговых отношений РБ со странами Латинской Америки (на примере Венесуэлы, Аргентины, Кубы и Бразилии); третья глава содержит описание возможностей совершенствования внешнеторговых связей РБ со странами Латинской Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические   основы развития внешней торговли

1.1 Основные  направления внешнеторгового сотрудничества

 

Внешнеторговое  сотрудничество – это предпринимательская  деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т. ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Существуют  следующие направления внешнеторгового  сотрудничества

  • Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.
  • Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом – посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

- трансграничная  поставка услуг; 

- перемещение потребителей в страну-экспортер;

- учреждение  коммерческого присутствия в  стране, потребляющей услугу;

- временное  перемещение физических лиц в  другую страну с целью предоставления  услуги.

  • Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности иностранному лицу либо иностранным лицом.
  • Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:

- в форме  внешней торговли товарами, если  информация является составной  частью этих товаров; 

- в форме  внешней торговли интеллектуальной  собственностью, если передача информации  осуществляется как передача  прав на объекты интеллектуальной  собственности;

- в форме  внешней торговли услугами в  других случаях. 

Поступательное  движение внешней торговли в развитии национальных экономик — это тенденция, характерная для всех стран мира. Мировой экспорт сегодня составляет около одной трети ВВП всех стран мира вместе взятых. Для большинства стран внешняя торговля давно уже стала важнейшим двигателем экономического роста.

 

1.2 Роль и  значение внешнеторговой деятельности  для экономического развития  стран

 

Внешняя торговля является наиболее быстроразвивающейся формой организации коммерческих операций, способствующей установлению эффективного, долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества участников непосредственно в сфере производства.

Можно обоснованно  сделать вывод о том, что с  развитием внешней торговли появился новый экономический механизм международного товарообмена, включающий в себя новые формы, методы, технологии осуществления международных коммерческих операций.

Основу этого  механизма составили получившие широкое распространение в коммерческой практике между развитыми и развивающимися странами сделки: «о разделе продукции», «развитие–импорт», о строительстве промышленных объектов «под ключ» с целевым кредитованием, а также сделки, совершаемые в целях реализации соглашений о специализации и кооперации производства, о производственном сотрудничестве между фирмами развитых стран и соответствующими организациями других государств [1].

Значение внешней  торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря  ей:

  • преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
  • интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;
  • увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;
  • на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
  • повышается уровень международной специализации страны.

Встречная торговля выполняет и регулирующую функцию, которая проявляется в том, что  заключение двухсторонних и многосторонних межправительственных соглашений о товарообменных операциях, а также соглашений об экономическом и производственном сотрудничестве на компенсационной основе позволяет заранее на несколько лет вперед определить номенклатуру и объемы взаимопоставляемых товаров, их общую стоимость и порядок расчетов, характер и стоимость сопутствующих или отдельно предоставляемых технических услуг и научно-технических знаний и опыта. По мере увеличения объемов международной встречной торговли возрастает и ее регулирующая роль.

Широкое распространение  международных встречных операций накладывает существенный отпечаток  на их характер и содержание и отражает присущую им специфику. Эта специфика  во многом определяется:

  • особенностями торгово-политических режимов, существующих в разных странах или группах стран, объединяющиеся в экономические группировки;
  • состоянием платежных и торговых балансов конкретных государств;
  • нехваткой или отсутствием у ряда стран конвертируемой валюты;
  • существованием в большинстве стран системы государственного регулирования и контроля за внешнеторговыми операциями, в том числе на основе государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии [2].

Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Они включают меры регулирования внешней торговли (тарифные и нетарифные), а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки.

Основные резервы  повышения эффективности внешней  торговли – в совершенствовании  механизмов ее регулирования. Речь идет, прежде всего, о тарифном регулировании. В стране практически полностью  унифицированы таможенные пошлины, действующие в Республике Беларусь и Российской Федерации, снижены пошлины в отношении большого количества товарных позиций, унифицированы пошлины в отношении однородных товаров.

Еще одним значительным резервом совершенствования внешнеэкономической  деятельности является развитие ее информационного обеспечения. Беларусь ориентируется на создание конкретных информационных систем, в рамках которых экспортеры могут без проблем найти необходимые им сведения по отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности. В качестве примера можно выделить высокотехнологичную информационно-справочную систему "Тендеры", которая на основе электронных технологий обеспечивает передачу информации о проводимых за рубежом тендерах и конкурсных торгах непосредственно от загранучреждений заинтересованным белорусским предприятиям.

С 1 июля 2010 года вошел в силу новый закон о "Таможенном тарифе" таможенного  союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров  выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины;
  • Экспортные (вывозные) пошлины. ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • транзитные пошлины.

Республика  Беларусь, взявшая курс на развитие экспортоориентированного производства, особенно нуждается в осмыслении мирового опыта и выбора наиболее эффективных форм и методов стимулирования экспорта. Особый интерес для нас представляет анализ опыта стимулирования экспорта государств, достигших определенных экономических успехов [3].

На современном  этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:

  • внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
  • зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.

Внешняя торговля остается важным источником поступления  инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения различными товарами и услугами [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  внешнеторговых отношений Республики  Беларусь со странами Латинской  Америки

Информация о работе Внешнеторговые связи Республики Беларусь со странами Латинской Америки и перспективы их развития