Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема региональных конфликтов является одной из самых острых проблем современного мира. Данная работа освещает социально-экономическое развитие Ирака в период с 70-ых годов 20 века до настоящего времени, в контексте влияния на него региональных конфликтов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Совет Безопасности ООН продолжал регулярно  возвращаться к кувейтскому кризису  и принимать резолюции (в общей сложности к концу года таковых было вынесено 12). На Ирак был наложен ряд ещё более жёстких санкций, введена морская блокада. В ответ на это в Ираке были задержаны граждане тех стран, которые приняли участие в санкциях. Эти люди оказались фактически на положении заложников и использовались Ираком для политического манипулирования. Лишь в декабре проблема иностранных граждан в Ираке была окончательно решена.

     29 ноября 1990 года совет безопасности  ООН принял резолюцию 678, согласно которой иракским войскам надлежало покинуть территорию Кувейта в течение 1,5 месяца. Если этого не произойдёт, государства-члены ООН, сотрудничающие с правительством Кувейта, уполномачиваются «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 (1990) и все последующие соответствующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом регионе»[5]. 

     2.2 Война в Персидском заливе. «Экологический терроризм» и его последствия 

     17 января 1991 года стало началом проведения операции «Буря в пустыне» и фактически началом войны между Ираком и многонациональными силами во главе с США. По мнению многих специалистов этот конфликт ознаменовал новую эпоху в военном искусстве и характеризуется огромным размахом применения авиаударов.

     Операция  «Буря в пустыне»длилась с 17 января по 24 февраля 1991 года. Межнациональные  силы наносили массированные удары  с воздуха, в которых было задействовано  до 1000 самолетов.

     Ирак  отвечал обстрелами баллистическими  ракетами территории Израиля, который не принимал участия в войне, и акциями «экологического терроризма», то есть сливом нефти в Персидский залив. Пытаясь предотвратить попадание нефти в залив, авиация Многонациональных сил подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Тем не менее, до конца войны в залив вылилось около 8 млн баррелей нефти. Кроме того, иракцы подожгли по меньшей мере 600 скважин, и над Кувейтом образовалось огромная дымовая завеса. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре. На то, чтобы потушить пожары и прекратить неконтролируемый выход нефти из скважин, специальным бригадам потребовалось более полугода. Но даже после этого в пустыне осталось 320 нефтяных озер. На их "высыхание" ушло почти все последовавшее десятилетие.

     Жертвами  катастрофы оказались морские птицы, коралловые рифы и редкие черепахи. По природе был нанесен тяжелейший удар .Кроме того, кувейтские врачи подозревают, что вдыхание нефтяного дыма вызвало значительный рост числа случаев рака, сердечных и респираторных заболеваний в Кувейте. В Ираке говорят о загрязнении окружающей среды, вызванном применением союзническими войсками боеприпасов с обедненным ураном. Багдад утверждает, что радиоактивная пыль, поднимающаяся при взрыве таких бомб и снарядов, привела к девятикратному увеличению случаев раковых заболеваний в Басре[8]. По оценке Би-би-си, в результате войны произошла одна из самых тяжёлых экологических катастроф в истории.

     С 24 по 28 февраля многонациональными силами была проведена наземная военная операция «Сабля пустыни», которая привела к поражению Ирака, выводу войск из Кувейта и восстановлению его независимости. 

     2.3 Социально-экономическое положение страны после войны. Человеческие потери 

     В результате военных действий в зоне Персидского залива Ирак понес огромный материальный ущерб, который оценивается  в 50 млрд. долл. Прежде всего пострадали предприятия нефтедобывающего комплекса. По официальным данным иракского  министерства нефти, только прямой ущерб от разрушений нефтяных объектов оценивается в 6 млрд. долл. Из 900 скважин, действовавших в 1990 году, осталось 58. В 1992 году добыча нефти оценивалась в 25.9 млн. тонн в год, что более чем в 5 раз меньше, чем в 1989 году. К 1993 году уровень добычи составлял лишь 465 тыс. баррелей в день. Серьезным разрушениям подверглись нефтедобывающие предприятия с суммарным потенциалом 3.25 млн. баррелей в сутки. В результате боевых действий были разрушены почти все нефтеперерабатывающие заводы, мощности которых позволяли ежедневно производить до 320 тыс. баррелей нефтепродуктов.

     Энергетика  была серьезно повреждена в ходе военных  действий, в результате чего основные мощности электростанций в 1991 году снизились  до минимального уровня. Полностью  были разрушены

     ТЭЦ в Харте (800 МВт) и Дибисе (250), газотурбинные  электростанции на севере страны, до 75 % - ТЭЦ "Эль-Мусайиб" (1200) и в  Багдаде. В целом повреждения  газотурбинных электростанций достигли 80 %[1].

     Тяжёлым повреждениям и разрушениям подверглись сооружения химической и нефтехимической, лёгкой, фармацевтической и пищевой промышленности, системы водоснабжения и канализации.

     Таким образом, введение санкций ООН, а  затем военные действия фатально сказались на экономике Ирака  и на жизни его населения, привели к падению иракского ВВП с 66,2 млрд долл. в 1989 г. до 26,1 млрд долл. в 2002 г., или в 2,5 раза. Согласно оценке, ВВП на душу населения снизился с 3600 долл. в 1980 г. до 770-1000 долл. в 2001 г [7].

       Эмбарго на нефтяной экспорт  перекрыло главный поток денежных поступлений в страну, военные разрушения ухудшили и без того ужасное положение населения, испытывающего острую нехватку электроэнергии, воды , продуктов питания и медикаментов.

     С началом реализации резолюции № 986 (нефть в обмен на продовольствие и медикаменты) СБ ООН начал оказывать Ираку некоторую поддержку в восстановлении промышленности и улучшении гуманитарной обстановки в стране [6].

     В ходе войны Ирак также понёс значительные человеческие потери. Согласно официальным  данным иракского правительства, опубликованным после войны, жертвами воздушных налётов в 1991 году стали 2278 мирных жителей. Потери иракской армии официально не сообщались. По оценке исследователя Карла Конетты, в результате воздушных бомбардировок и наземных боевых действий иракские вооружённые силы потеряли около 20 тыс. человек убитыми.В Кувейте в период с начала оккупации до начала военной активности многонациональных сил погибло около 200 иракских солдат. Всего же по оценкам западных СМИ общее число погибших иракцев может достигать 200 тысяч [20].  
 
 

     2.4 Отношения Ирака с Кувейтом на современном этапе 

     Оккупация Кувейта иракскими вооружёнными силами в 1990-1991 годах крайне негативно  сказалась на отношениях между странами на современном этапе. Ирак уже выплатил Кувейту в качестве компенсаций 13 млрд долларов, но он должен выплатить еще 25 млрд долларов. Компенсации выплачиваются из специального фонда, созданного по решению Совета Безопасности ООН. В этот фонд Ирак обязан отчислять ежегодно пять процентов от своих нефтяных доходов и выплачивать компенсации тем странам, претензии которых к Ираку были признаны обоснованными [3].Ирак обязан выполнить все требования резолюций Совета Безопасности ООН, которые были приняты после агрессии Ирака против Кувейта в августе 1990 г. Главными из этих требований являются следующие пункты: предоставление списков пленных и насильственно изгнанных граждан Кувейта и других стран, проживавших в момент оккупации в Кувейте, судьба которых до сих пор не известна; возвращение Национального архива Кувейта, который был вывезен в Ирак, а также завершение процесса выплаты компенсаций за ущерб, причиненный стране.

     Все эти проблемы очень важны для кувейтцев. Они поднимают их на протяжении всех тех лет, которые прошли с момента освобождения страны от иракской оккупации в феврале 1991 г. Вопрос о выплате компенсаций считается в Кувейте принципиальным. В настоящем положении (крайне тяжёлая социально-экономическая ситуация в Ираке, сложившаяся в ходе боевых операций вооруженных сил США и Великобритании и их последствий) Кувейт наряду с другими странами оказывает Ираку финансовую помощь, он пошел на списание большей части иракских долгов, но в то же время, выплата компенсаций, определенных специальной комиссией ООН, рассматривается в качестве расплаты за содеянное, тем более, что в период иракского вторжения и последовавшей оккупации страны иракские солдаты занимались мародёрством и проявляли жестокость по отношению к местному населению.

     Совет Безопасности ООН должен вновь вернуться  к рассмотрению отношений между Ираком и Кувейтом на основании статьи седьмой Устава Организации Объединенных Наций. Совет Безопасности заслушает отчет Генерального секретаря ООН по поводу отношений между обеими странами, и будет поставлен вопрос о том, чтобы Ирак был полностью реабилитирован и на него не распространялись положения статьи седьмой Устава ООН. Иракская сторона настаивает на этом, тогда как Кувейт считает, что время для этого еще не пришло.

     Со  стороны Ирака прозвучали заявления  о том, что в марте 2003 г. Кувейт предоставил свою территорию иностранным войскам для совершения военной операции в Ираке, поэтому он не имеет морального права требовать компенсаций за вторжение, совершенное Ираком в 1990 г. в Кувейт. Депутаты иракского парламента предложили потребовать компенсации с Кувейта за те разрушения и потери, которые понесла их страна в результате американо-британской военной операции. (В начале 2003 года Кувейт стал главным плацдармом с которого войска американо-британской коалиции (до 150 тыс. человек) начали наступательную операцию против Ирака, приведшую в апреле 2003 года к краху режима С. Хусейна.) [14]

     Различия  в позициях двух сторон стали причиной для обострения отношений между  ними. С резким заявлением выступил министр обороны Кувейта шейх Джабер Аль-Мубарак Ас-Сабах, который сказал, что «Кувейт приветствовал бы исключение Ирака из списка стран, на которых распространяется действие статьи седьмой Устава ООН, но для этого Ирак должен выполнить все возложенные на него международные обязательства». В то же время он подчеркнул, что «кувейтская армия готова отразить любое нападение, которому подвергнется страна». Слова шейха Джабера Аль-Мубарака вызвали негативную реакцию со стороны депутатов иракского парламента. Один из них – Адыль Барвари, представляющий курдскую фракцию, член парламентского комитета по безопасности и обороне, заявил в интервью, данным им газете «Аш-Шарк Аль-Аусат», что «заявление Аль-Мубарака – безответственное и неожиданное. Оно нарушает все международные права и противоречат отношениям добрососедства, которые связывают нас с Кувейтом». Он также подчеркнул, что «армия Ирака – сильна и у нее есть своя история. Несмотря ни на какие обстоятельства, она готова отразить любую угрозу». Однако обмен воинственными заявлениями не имел дальнейших последствий, напротив, обе стороны выступили с примирительными заявлениями.

     Таким образом, обострение в отношениях между  Ираком и Кувейтом официальные лица обеих стран попытались урегулировать. Однако, оно свидетельствует о  том недоверии, которое сохраняется  у представителей этих двух народов друг к другу. . Изменить эту ситуацию будет очень не просто, потому что она имеет глубокие исторические корни.

     Главное, что необходимо для установления подлинно добрососедских отношений  между Ираком и Кувейтом - это  преодолеть взаимные недоверие, подозрительность, отчужденность и прямую враждебность, накопившиеся в большом количестве за минувшие десятилетия, отказаться от негативных наслоений и стереотипов прошлого.  

     2.5 Вывод 

     Агрессия  Ирака против Кувейта оказала  фатальное воздействие на социально-экономическое развитие Ирака. В 1991 году ООН объявила, что Ирак превратился в государство доиндустриального периода, а отчеты следующих лет свидетельствовали, что уровень жизни в стране упал до прожиточного минимума. Тяжёлые повреждения и разрушения  сооружений лёгкой, фармацевтической и пищевой промышленности, системы водоснабжения и канализации привели к ужасному положению населения, голоду и антисанитарии. Разрушения сооружений  химической, нефтехимической, нефтедобывающей промышленности, приносящий основной финансовый доход Ираку, в купе с экономическим эмбарго на экспорт нефти из Ирака привели к огромным финансовым потерям и фактически к разрушению экономического потенциала страны. Ираку предстоял многолетний труд по восстановлению хозяйства и необходимость огромных расходов по выплате компенсаций, связанной с вторжением в Кувейт. Так же вторжение в Кувейт настроило против Ирака мировую общественность и крайне осложнило сотрудничество между странами на дальнейшем этапе.

     Глава 3. Боевые операции вооруженных сил СШа и их союзников в Ираке; их влияние на социально-экономическое развитие страны 

     3.1 Социально-экономическое положение страны на предвоенном этапе

     Накануне  вторжения в страну в марте 2003 г. сил коалиции во главе с США  экономика Ирака находилась в крайне тяжелом состоянии: деградацией были затронуты все хозяйственные секторы, повысилась зависимость от нефтяных доходов, внешний долг, гиперинфляция и безработица достигли пиковых значений, экономическая инфраструктура сохранилась в минимальном объеме. Согласно данным Всемирного банка, ВВП страны снизился с 31,8 млрд долл. в 2000 г. до 12,1 млрд долл. в 2003 г. [7]

     3.2 Причины войны  

     Иракская  война (с 20 марта 2003 по настоящее время) — военный конфликт, начавшийся с вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна. Формальным поводом к войне послужила информация ЦРУ о наличии в Ираке запасов оружия массового поражения, впоследствии не нашедшая подтверждения .Однако значительная часть аналитиков считают, что целью военной операции было установление контроля США над нефтяными месторождениями Ирака. 

Информация о работе Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака