Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа
Проблема региональных конфликтов является одной из самых острых проблем современного мира. Данная работа освещает социально-экономическое развитие Ирака в период с 70-ых годов 20 века до настоящего времени, в контексте влияния на него региональных конфликтов.
Белорусский государственный университет
Факультет международных отношений
Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака
«Социально-экономическая
география стран мира»
Введение
Проблема региональных конфликтов является одной из самых острых проблем современного мира. Данная работа освещает социально-экономическое развитие Ирака в период с 70-ых годов 20 века до настоящего времени, в контексте влияния на него региональных конфликтов.
Задачами работы являются: 1)исследование экономического сектора в стране, находящейся в состоянии конфликтов и в период между ними 2) анализ влияния конфликтов на жизнь населения страны 3) последствия, которые оказали конфликты на экологическую обстановку в стране 4)изучение влияния этих конфликтов на перспективы экономического развития страны.
Цель работы: анализ влияния региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что региональные конфликты, зачастую с применением военной силы, по-прежнему являются нашей повседневной историей. Значение региональных конфликтов для современности влияет на необходимость их более пристального изучения.
Структура и объём работы
Работа
содержит три главы; каждая из них
соответствует крупному региональному
конфликту, произошедшему в период
с 1980 года и до настоящего времени. В соответствии
с этим главы расположены в хронологическом
порядке. Работа содержит страниц и 1 приложение.
При написании работы было использовано
20 источников, приоритетом пользовались
материалы, предоставленные Институтом
Ближнего Востока (до 2005 г. – Института
изучения Израиля и Ближнего Востока),
специализирующегося на комплексном изучении
современного Ближнего и Среднего Востока.
Глава
1.Экономические и
социальные последствия
для Ирака вооружённого
конфликта с Ираном
(1980-1988гг)
К началу 1980-х годов в ходе социально-экономического развития Ирака значительно укрепились капиталистические отношения в хозяйственной сфере. С конца 1970-х годов руководство страны стало активно поощрять развитие частнокапиталистического предпринимательства под контролем государства во всех основных областях экономики. После прихода к власти Саддам Хусейн стал активно проводить в жизнь курс на превращение Ирака в государство - лидер региона Персидского залива, пытаясь с этой целью использовать настроения арабских государств Аравийского полуострова, не одобрявших гегемонистские устремления Ирана. В условиях значительного роста поступлений от экспорта нефти (в 1979 г. - 21,3 млрд. долл., а в 1980 г. - 26,13 млрд. долл. - рекордный размер поступлений, полученных Ираком, связанных с повышением мировых цен на жидкие углеводороды, в конце 70-х годов появились серьезные диспропорции в экономическом развитии Ирака ввиду притока в его экономику крупных финансовых средств. Прогресс в развитии индустрии был достигнут сравнительно быстро за счет импорта передовой технологии и квалифицированной рабочей силы. В то же время сохранялась структурная, техническая и социальная отсталость одной из ведущих сфер экономики - сельского хозяйства. По этой причине сельское хозяйство обладало низкой способностью продуктивно поглощать финансовые средства. Это привело к низким темпам роста ВВП отрасли, которые в середине 70-х годов упали до минусовых показателей. Темпы же роста ВВП в целом по стране достигли в 1973-78 гг. 10,5% в год в среднем, а в обрабатывающей промышленности, например, составили 86,2% в 1976 г. (в основном, за счет импорта промышленного оборудования) [10].
Диспропорции существовали в Ираке не только между передовыми и отсталыми отраслями, но и в самой индустрии, в которой нефтяная и ряд других отраслей промышленности, прежде всего военная, являлись динамичным анклавом в сохранявшей черты слаборазвитости экономической структуре страны.
К началу войны серьезной проблемой стали и рост инфляции (в 1976-1980 гг. уровень ее достигал 18-20% в год) и “перегрев” экономики [10], то есть развитие ее чрезмерно высокими темпами. Трудности в экономике страны были вызваны в значительной мере и нехваткой квалифицированных кадров, а также слабой подготовкой и низкой эффективностью работы управленческого аппарата (последнее объяснялось в большой мере жесткой централизацией системы управления госсектором). Все указанные факторы только усиливали зависимость экономики от нефтяных доходов. Для того, чтобы ослабить зависимость национального хозяйства от нефти, правительство еще с середины 70-х гг. стало проводить политику диверсификации экономики, то есть первоочередного развития, помимо добычи нефти, таких отраслей индустрии, как переработка нефти, нефтехимия, электроэнергетика, а также инфраструктуры.
Война
началась 22 - 23 сентября 1980 г., когда
иракские вооруженные силы вторглись
в западный Иран. Официально причиной
вторжения в Иран Ирак называл стремление
восстановить границу между странами,
в рамках до 1975 года. Территориальные разногласия
между двумя странами возникли еще в 1971,
когда Иран занял несколько иракских островов
в Персидском заливе. Позже Ирак захотел
захватить богатую на нефть приграничную
область Ирана Хузистан. Президент Ирака
Саддам Хуссейн хотел взять контроль над
обоими берегами реки Шатт аль-араб, по
которой проходила историческая граница
между двумя странами.
1.2
Социально-экономическая
ситуация в ходе конфликта
и на послевоенном этапе
После начала вооруженного конфликта инвестиционная политика государства осталась неизменной, по инерции огромные средства расходовались на строительство объектов мирного назначения, считалось, что страна имеет достаточно средств, чтобы и воевать, и продолжать развивать экономику прежними темпами.
Ирано-иракский вооруженный конфликт нанес огромный материальный ущерб всему хозяйству Ирака. Иран стремился в первую очередь разрушить объекты нефтяной индустрии противника и обслуживающую ее инфраструктуру ввиду решающего значения этой отрасли для военно-экономического потенциала обеих стран. В ходе восьмилетней войны в Ираке были разрушены морские порты в Персидском заливе, включая нефтеэкспортные терминалы в Хор-эль-Амае и в Мина-эль-Бакре - главном морском порту по вывозу нефти. Разрушены были также несколько нефтепромыслов, два нефтеперерабатывающих завода в Эш-Шуайбе (г. Басра) и в г. Киркук, крупнейший нефтехимический комплекс в г. Эз-Зубейр (близ Басры), насосные станции на трассах магистральных нефтепроводов, по которым нефть перекачивали в портовые терминалы в Сирии и на побережье Залива. Серьезно пострадали также другие предприятия индустрии, транспорта, связи, системы энерго- и водоснабжения, канализации: они были либо повреждены во время войны, либо пришли в негодность из-за работы на износ с начала 1980-х годов. Большинство мужчин рабочего возраста были призваны в армию. Нехватка рабочей силы поэтому отрицательно сказалась на сфере материального производства и управлении экономикой.
Война стоила Ираку, по некоторым оценкам, как минимум, в 125-147 млрд. долл. Сюда входят закупки оружия (30-35 млрд.), недополученные доходы от резко сократившегося после начала войны экспорта нефти (40-45 млрд.), потери от неполученных “ненефтяных” доходов (35-45 млрд.), выплата компенсаций семьям жертв войны (только убитых со стороны Ирака насчитывалось 350-400 тыс. чел.) - (7-8 млрд.), расходы на вынужденное строительство нового нефтепровода - (3-4 млрд.), средства, выплаченные в виде жалованья или на предоставление льгот военнослужащим - около 10 млрд. долл. Сюда не включена стоимость восстановления физической инфраструктуры - сразу после войны ее размеры было трудно определить. По имеющимся западным оценкам, восстановление разрушенных в годы войны нефтяных объектов, заводов, фабрик, школ, больниц, транспортной системы, жилищного фонда должно было обойтись примерно в 30 млрд. долл. Таким образом, минимальный размер ущерба, нанесенного Ираку войной, возрастал до 155-177 млрд. долл., а по другим достигал 452,6 млрд. долл.
Внешняя финансовая задолженность Ирака, по западным оценкам, составила к концу 1988 г. 85-95 млрд. долл., включая займы и денежные средства, полученные им от сбыта на мировом рынке Кувейтом и Саудовской Аравией в 1980-е годы нефти в счет экспортных поставок Ирака. В 1983-1988 гг. эти две страны перечисляли Ираку около 2 млрд. долл. в год за ежегодную продажу на мировом рынке от 15,5 до 16,5 млн. т сырой нефти. В целом же Ирак должен был нефтеэкспортирующим государствам Залива, особенно Кувейту и Саудовской Аравии, 50-60 млрд. долл. Ирак не собирался возвращать свои долги государствам Залива, исключая средства, полученные от продажи нефти в счет иракских поставок (около 12 млрд. долл.). Саддам Хусейн отметил в этой связи, что указанный долг - это “долг крови”, поскольку “Ирак в одиночку защищал арабскую нацию от иранского врага”. Долг Ирака государствам Запада и Японии достиг к концу войны примерно 30 млрд. долл., в т, ч. долг Франции - 6,5 млрд. (по другим данным, 4 млрд.), Японии - 5,5 млрд., ФРГ - 3 млрд., Италии - 2,9 млрд. Долг Ирака бывшему СССР оценивался в 1990 г. в 6 млрд. долл., а странам Восточной Европы - в 4-5 млрд. долл. [10].
Человеческие потери для Ирака составили по разным оценкам от 200 до 500 тысяч человек [17], уровень жизни в стране упал до прожиточного минимума, население испытывало острый недостаток продуктов питания, электроэнергии, медицинской помощи, воды.
После
прекращения военных действий Ирак
приступил к восстановлению разрушений
и к дальнейшему развитию национальной
экономики. Приоритетом при восстановлении
и развитии хозяйства пользовались нефтяная
и газовая промышленность, черная металлургия,
а также военная индустрия. Создание значительного,
в масштабе региона, военно-промышленного
комплекса стимулировало переход и многих
гражданских отраслей промышленности
на современный технико-экономический
и технологический уровень. Война с Ираном
не только потребовала ускоренного развития
военной индустрии в стране, но и привела
к определенному прогрессу как в сфере
промышленности, так и во всем народном
хозяйстве. Этот прогресс выразился в
повышении технического уровня всей экономики,
в улучшении подготовки кадров, в более
эффективном и гибком управлении хозяйственным
механизмом, в укреплении дисциплины труда
и, в результате, в повышении его производительности.
Прекращение войны с Ираном вызвало некоторые
изменения в объеме и структуре внешнеэкономических
связей Ирака. Восстановление хозяйства
потребовало роста объема импорта, в то
же время начал сокращаться ввоз оружия
и военного снаряжения. Восстановление
и развитие нефтяной индустрии, нефтехимии
и других отраслей обрабатывающей промышленности,
а также физической инфраструктуры нуждались
в использовании значительной доли иностранного
компонента, т. е. в импорте технологии
и оборудования. Скорейшее восстановление
и реконструкцию разрушенных в ходе войны
районов Ирака можно было осуществить
лишь при условии привлечения большого
числа иностранных специалистов в области
планирования и строительства. Большая
внешняя задолженность Ирака сделала
финансирование строительства новых предприятий
рискованной и сложной проблемой. Однако
будущих подрядчиков притягивал огромный
масштаб работ по восстановлению разрушенной
и строительству новой инфраструктуры,
промышленности и других отраслей хозяйства.
1.3
Вывод
Война
с Ираном двояко повлияла на социально-экономическое
развитие Ирака. В первую очередь,
конечно, деструктивно. Огромные человеческие
потери; низкий уровень жизни; нищета;
разрушенные инфраструктура , системы
водоснабжения и
Однако,
стоит заметить, что война с Ираном
не только потребовала ускоренного развития
военной индустрии в стране, но и привела
к определенному прогрессу как в сфере
промышленности, так и во всем народном
хозяйстве. Этот прогресс выразился в
повышении технического уровня всей экономики,
в улучшении подготовки кадров, в более
эффективном и гибком управлении хозяйственным
механизмом, в укреплении дисциплины труда
и, в результате, в повышении его производительности.
Глава
2.Агрессия Ирака
против Кувейта
2.1
Аннексия Кувейта. Введение
санкций ООН
Предлогом
для войны послужило обвинение
Ирака в том, что Кувейт присваивал
нефть с приграничного
Однако, реакция мирового сообщества не заставила себя ждать. Уже 2 августа Советом Безопасности ООН была принята резолюция 660, в которой осуждалось иракское вторжение и было выдвинуто требование о немедленном выводе войск из Кувейта. Через три дня Совет Безопасности наложил экономическое эмбарго на экспорт нефти из Ирака и весь иракский импорт, кроме некоторых гуманитарных товаров [4].В ответ правительство Хусейна выслало из Эль-Кувейта всех иностранных дипломатов. Было объявлено о фактической аннексии Кувейта. Часть территории страны была присоединена к иракской провинции Басра, а оставшаяся территория провозглашена 19-й провинцией Ирака. Город Эль-Кувейт был переименован в Кадхиму.
Информация о работе Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака