Трудовой потенциал Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ трудового потенциала, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:

раскрыть понятие трудовой потенциал;
проанализировать трудовой потенциал и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
провести исследование трудового потенциала региона Российской федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Трудовой потенциал России. 5
1.1. Потенциал трудовой активности населения 5
1.2. Трудовой потенциал: проблема старения 6
Глава 2. Трудовой потенциал регионов Российской Федерации 15
2.1. Социальная диагностика трансформации социально-трудового потенциала российских регионов как инструмента управления 15
2.2. Трудовой потенциал и проблемы занятости малочисленных народов севера России. 19
Заключение 31
Список используемых источников и литературы: 33
Список интернет-источников: 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по РЭУ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Понятие социально-трудового потенциала включает не только используемые, но также пока несостоявшиеся (в силу объективных  или субъективных условий) потенции человека (социальных групп, общества), но которые при необходимости способны включится в процесс производства. Иначе говоря, трудовой потенциал всегда содержит определенный резерв нереализованных возможностей населения, обусловленный несовпадением потенциально формируемых качеств работников с текущими потребностями общества и условиями их практического применения, а также отсутствием целевой ориентации.

     Проблема  обеспеченности промышленности квалифицированными кадрами усугубляется год от года. Если в 2007 г., по данным Росстата, дефицит квалифицированных рабочих кадров составлял 20 %, то в 2009 г. (по заявлению руководителя Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития) кадровый голод в той или иной степени испытывают 60 % предприятий18.

     Анализ  статистики образовательно-квалификационных показателей регионов РФ демонстрирует рельефность этих процессов. Самое большое количество занятых в российской экономике составляет квалифицированный 31,4 % (в среднем по Приволжского федерального Округа этот показатель составил 29,3 %). С начальным профессиональным образованием в экономике занято, соответственно, 12,0 и 13,8 % (в Москве — 9,3 %); с высшим образованием — 22,7 % (в среднем по Приволжского федерального Округа — 19,7 %). В целом по России группа специалистов, занятых в экономике (лица с высшим, с неоконченным высшим, со средним профессиональным и начальным образованием), составляет 68,4 %, средняя величина этого показателя по Приволжскому региону составила 65 % (в Москве — 84 %)19.

     Средняя продолжительность обучения по Приволжского федерального Округа составила 11,2 лет (по г. Москве — 12,8). При этом восемь регионов, или 57% (Оренбургская область, Республика Марий Эл, Ульяновская область, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Пермская область, Кировская область, Удмуртская Республика) демонстрируют показатели ниже среднего. Шесть регионов, или 43 % (Саратовская область, Самарская область, Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Татарстан, Пензенская область) имеют показатели ниже, чем в г.Москва. Можно предположить, что в регионах первой группы недостаточно развита система непрерывного образования или же происходит так называемая «утечка мозгов»20.

     Встает  вопрос поиска резервов труда. К примеру, Э. Денисон выявил, что увеличение производительности труда обеспечило 68 % экономического роста США. Еще более показательным оказался вывод, что 75 % роста обеспечивали интеллектуальные факторы21. Социально-трудовой потенциал общества состоит из внутренних резервов занятого в экономике населения (улучшение условий труда, повышения уровня и качества жизни работающих, удлинение здоровой трудовой жизни, понижение травматизма и т. п.) и внешних — активизации незанятого в экономике, но трудоспособного населения и части дотрудоспособного и послетрудоспособного. Ресурсы труда складываются из привлеченного труда ресурсных групп, из технологических, институциональных, интеллектуально-образовательных, интеграционных, коммуникационных, социокультурных ресурсов, степень реализации которых зависит от развития общества.

     Социально-институциональное регулирование трудового потенциала общества подразумевает взаимодействие институтов в совершенствовании и развития качества социально-трудового потенциала. Взаимодействие институтов важно для совершенствования и развития качества социально-трудового потенциала. Результаты экспертного опроса, проведенного в 2007г. Центром региональной социологии Института социологии показано, что различные субъекты РФ, в силу своих особенностей (демографического, экономического потенциала, степени урбанизированности и др.), ресурсов и путей развития (приоритеты социальной политики, нормативное-управленческое сопровождение преобразований), менталитета, а также политической ситуации имеют различия в достижении уровня и качества жизни населения, а также различные управленческие механизмы регулирования социально-трудового потенциала. Так, были названы проблемные факторы, осложняющие развитие субъектов РФ: демографический фактор; недостатки в межбюджетных отношениях с федеральным центром. По мнению экспертов, трудовой потенциал в регионах используется не в полной мере, так как в качестве фактора развития региона трудовой потенциал поставлен экспертами на третье место. Эксперты высказали предложения по совершенствованию законодательно-правового обеспечения развития регионов: регулирование регионального развития в РФ; принятие законов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность, закона о соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума; принятие государственных минимальных социальных стандартов; законодательное регулирование трудовой миграции и др.

     При выработке управленческих стратегий воспроизводства социально-трудового потенциала необходимо учитывать развитие общественных трудовых практик (региональных, межрегиональных и транснациональных), так как они являются социокультурной основой его формирования. В этой связи актуальны заявления В. В. Путина, который определил важнейшую задачу социальной политики — создавать стимулы для профессиональной и творческой самореализации, способствовать росту среднего класса и сокращать дисбаланс доходов населения, которые различаются в 15 раз. Формы и методы проведения в жизнь социальной политики влияют на более отдаленные перспективы развития общества, формирование системы ценностей, нормы морали и, в конечном счете, — на модель развития общества и регионов. Ошибки выстраивания приоритетов могут не только тормозить развитие регионов, но и повысить конфликтность между различными социальными слоями общества и социальными институтами.

     Таким образом возрастает регулирующая роль государства как главного института  по выработке стратегии социальной политики и ее взаимодействия с экономической политикой, которая несет в себе более глубокое содержание, чем экономическая поддержка населения. При формировании социально-трудового потенциала, возрастает роль государства как центрального института власти, которое испытывает влияние со стороны различных факторов: местных сообществ, корпораций, негосударственных политических институтов, регионов, а также наднациональных организаций; рынков труда (национальных, региональных, локальных).

2.2.   Трудовой потенциал и проблемы занятости малочисленных народов севера России.

     С началом интенсивного освоения природных  ресурсов Севера (оно относится ко второй половине 1960-х годов) проблема обеспечения потребностей в рабочей  силе решалась, главным образом, за счет других регионов страны. Фактически во всех союзных республиках бывшего СССР осуществлялся набор людей, желающих поработать на Крайнем Севере. Главным стимулом для заключения трудовых соглашений являлся относительно высокий уровень заработной платы. Об улучшении условий жизни при этом речь не шла: каждый, уезжая на заработки, знал о тех трудностях, с которыми ему придется столкнуться. Проблема жилья, отсутствие надлежащей инфраструктуры, суровые (порой экстремальные) природные условия - таковы реалии северной жизни. Поэтому самым распространенным был так называемый вахтовый метод освоения. Суть его проста: отработал три-четыре недели — и назад, на родину.

     Освоение  Севера происходило не на пустом месте. Здесь веками жили и трудились  коренные жители. Среди них —  русские, коми, карелы, якуты, а также малочисленные народы Севера: 26 национальностей, расселившихся на широких просторах Севера — от Кольского полуострова до Чукотки, Камчатки и Сахалина. В общей численности населения, проживающего на Севере, их доля невелика — менее четверти. Эти народы отличаются от своих соседей и по укладу жизни, и по образу мышления, и по характеру занятости. Но самое главное отличие — бережное отношение к природе, с которой они составляли единое целое до момента интенсивного освоения ресурсов недр.

     Различия  в менталитетах коренного и пришлого населения проявились с появлением буровиков, т. е. еще до начала строительства  трубопроводов, поселков и городов. Прибывшие с «материка» имели  иные, чем коренные жители, ценностные ориентации. Вся их деятельность была подчинена одной цели: любой ценой обеспечить в кратчайшие сроки добычу и транспортировку нефти и природного газа. О необходимости сохранения оленьих пастбищ, лесов, водоемов буровики, а затем и эксплуатационники даже не думали. И последствия такого отношения к природе не замедлили сказаться: местные люди лишились привычных для себя условий существования, оказались отчужденными от собственности на дары природы. В результате изъятия продуктов труда для общегосударственных потребностей произошло разрушение принципов существования соседской общины, поневоле началось сселение с мест привычного обитания. Будучи неподготовленными к таким переменам, многие подверглись нервно-психическим расстройствам, алкоголизму и прочим заболеваниям; нередкими стали случаи самоубийства.

     С начала «наступления на Север» прошло более 30-и лет. За это время у  коренного населения, естественно, произошло изменения во взглядах на жизнь. Ныне из числа малочисленных  народов Севера можно встретить  ученых, писателей, врачей и других представителей интеллигенции. Обычным стало стремление молодежи к повышению уровня образования, к изменению бытовых и культурных условий жизни, к приложению труда в новых сферах производства, к всесторонней реализации духовного потенциала. Однако возможности формирования трудового потенциала современного поколения1 малочисленных народов Севера раскрыты далеко не полностью, и одна из причин этого состоит в недостаточной изученности геодемографических процессов, наметившихся тенденций социально-профессиональной ориентации молодежи.

     Под трудовым потенциалом поколения подразумевается экономико-демографическая характеристика трудовой активности людей. Выражается средним числом человеко-лет трудовой жизни, которое данному поколению предстоит прожить в составе экономически активного населения при заданном уровне смертности и уровне экономической активности22.

     Современные геодемографические процессы в районах  проживания малочисленных народов  Севера имеют три главных особенности: 1) малая доля участия коренного населения в межрегиональном обмене, 2) высокая рождаемость и высокая смертность коренного населения, 3) слабая закрепляемость прибывающего из других регионов страны населения. Эти особенности достаточно устойчивы и характерны для всех регионов Российского Севера. Очевидно, они будут иметь место и в перспективе, хотя в принципе не исключена возможность появления новых. Основанием для такого заключения служит, например, появление миграционных потоков в направлениях «малое поселение - крупное село» и «село - город». Эти потоки возникают в связи с отъездами молодежи на учебу, а также вследствие поиска молодыми людьми более престижных форм приложения труда.

     Современный рынок труда в районах проживания малочисленных народов Севера представлен  преимущественно новыми отраслями промышленности. Именно по этой причине быстро растет численность городского населения. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, где до начала промышленного освоения был один небольшой город (административный центр округа — г. Салехард), возник ряд новых городов — Ноябрьск (в 1994 г. — 93.9 тыс. человек), Новый Уренгой (88.5), Надым (48.1), Муравленково (33.3), а численность городского населения составила 397.5 тыс. человек, или 82.9%. Преимущественно за счет городов увеличивается общая численность населения (на начало 1995 г. — 479.7 тыс. человек, на 2.3% больше чем, в 1993 г.). По данным за 1994 г., в АО «Надымгазпром» число прибывших составило 24.7%, АО «Уренгойгазпром» — 35.1%, в нефтегазодобывающем управлении (НГДУ) «Муравленковснефть» — 55. 5%, в АООТ «Ноябрьскнефтегаз» — 55.5%, АООТ «Пурнефтегаз» — 21%, АООТ «Ямалнефтегазжелезобетон» — 22.3%. Одновременно высок отток работников. Как следствие, велика текучесть кадров: в целом по округу она составляет 21.7%. При этом проявляется такая закономерность: текучесть в нефтегазодобывающих отраслях (от 5.5% до 29.1%) ниже, чем в нефтеперерабатывающей отрасли г. Ноябрьска (33.9%). Очевидно, это обусловлено различиями в оплате труда23.

     В новых социально-экономических реалиях  России применявшийся до начала 1990-х годов вахтовый метод работы стал весьма затруднителен из-за высоких цен на авиабилеты, больших затрат на социально-бытовые условия на «вахте». В 1994 г. «вахтовики» в промышленности составили только 4.4 тыс. человек, в строительстве — 7.6 тыс. человек, на транспорте — 2.9 тыс. человек. Основная часть занятых в хозяйстве — это лица, постоянно проживающие в пределах округа.24

     Стабильный  миграционный отток населения начался  в конце 80-х годов, а в начале 90-х годов сальдо миграции стало  отрицательным, т. е. отток пришлого населения превышает число прибывших. Причиной оттока является снижение реальных доходов приезжего населения из числа высококвалифицированных специалистов, что связано с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране в целом. Кроме того, следует отметить плохие жилищные условия, отсутствие необходимых коммунальных услуг, нестабильность выплаты зарплаты, резкое удорожание жизни на Севере. Определенным стимулом к оттоку приезжего населения являются также открывшиеся новые возможности приложения своего труда в местах прошлого проживания (на родине), желание обустроиться в более благоприятных для жизни районах страны. В 1994 г. наиболее заметная часть выбывающего из округа населения направлялась в южные регионы Западной Сибири (22.4%), а также на Урал (15.4%), в Поволжье (11.3%), на Северный Кавказ (10.9%), в Центр (8.6%). Среди прибывающего населения выделяются выходцы с Урала (12%), остальной части Западной Сибири (11.2%), Поволжья (6.2%)25.

     Отъезд  работающего населения характерен и для приезжих из бывших союзных республик, а ныне независимых государств. Одновременно обращает на себя внимание факт увеличения прибывающих из тех же государств. Особенно выделяется в этом отношении Украина, откуда в 1993 г. прибыло 6.1 тыс. человек (19.9% от общего числа прибывших), а в 1994 г. — 8.7 тыс. человек (24.8%)26. В меньших, но все же заметных размерах были миграционные потоки из Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Молдавии, Таджикистана. При анализе национального состава мигрантов становится очевидным что среди прибывающих подавляющую часть составляют русские, а среди выбывающих, наоборот, лица нерусской национальности. Отметим, кстати, что миграционный обмен (как прибывших, так и выбывших) со странами Балтии незначителен.

     Среди мигрантов преобладают трудоспособные мужчины, причем половина из них имеет возраст до 29 лет. Приживаемость молодых мужчин относительно низкая: если раньше продолжительность их пребывания на Севере доходила в среднем до 10-15 лет, то теперь — менее 5 лет. На основе выборочных данных можно судить о том, что целевая установка их приезда на Север сводится к тому, чтобы как можно больше вывезти товара, прежде всего дармовых продуктов природы, не заботясь при этом об их возобновлении. Как правило, у приезжих отсутствуют знания об особенностях северных биоценозов, быта и нравов коренного населения. Но в то же время у них явно проявляется стремление как можно быстрее приобщиться к охоте, рыбной ловле. Это одна из главных причин непреднамеренного разрушения экологических систем, своеобразия этнической среды коренного населения.

Информация о работе Трудовой потенциал Российской Федерации