Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа
Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными регионами. Конструктивный смысл понятия "проблемный регион" заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.
1 ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ
1.1 Общие черты и особенности типов проблемных регионов
1.2 Отсталые регионы
1.3 Депрессивные регионы
1.4 Приграничные регионы
1.5 Зона Севера
2 СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ МАКРОРЕГИОН
2.1 Основные отрасли хозяйства
2.2 Перспективы развития региона
3 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Динамика развития топливно-энергетического комплекса региона
3.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса региона
3.3 Проблемы развития топливно-энергетического комплекса региона
3.4 Перспективы развития топливно-энергетического комплекса региона
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЛИСТ
ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ
1.1 Общие черты и особенности типов проблемных регионов
1.2 Отсталые регионы
1.3 Депрессивные регионы
1.4 Приграничные
регионы
1.5 Зона Севера
2 СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ
МАКРОРЕГИОН
2.1 Основные отрасли хозяйства
2.2 Перспективы развития региона
3 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
3.1. Динамика развития топливно-энергетического комплекса региона
3.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса региона
3.3 Проблемы развития топливно-энергетического комплекса региона
3.4 Перспективы
развития топливно-
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ
1.1
Общие черты и особенности типов проблемных
регионов
Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными регионами. Конструктивный смысл понятия "проблемный регион" заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Основными качественными признаками проблемных регионов являются:
– особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;
– наличие ресурсного потенциала (производственного, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики;
– особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;
– недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.
К проблемным регионам могут относиться не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов федерации (например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.п.). Число вьделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.
Существует два основных подхода к проблемному районированию:
– первый подход – это оценка регионов по степени кризисности важнейших проблем на основе системы индикаторов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. В настоящее время на территории России выделяются четыре кризисных пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный;
–
второй подход к проблемному районированию
ориентирован на политику целенаправленного
оздоровления регионов, в основе этого
подхода лежит типологизация по основополагающим
проблемам [2].
1.2
Отсталые регионы
Понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя; для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В ряде регионов, относимых к группе отсталых, социально-экономическая ситуация отягощается политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами.
Для выделения отсталых регионов применяется ряд количественных критериев. Однако окончательное решение о придании тому или другому региону статуса "отсталого" должно быть политическим [5].
Сравнение групп наиболее отсталых регионов, выделяемых по разным критериям, приводит к выводу, что в число отсталых регионов устойчиво входят большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, а также Марий Эл и Калмыкия. Кроме того, к отсталым регионам можно отнести некоторые области Центрально-Чернозёмного района и Урала, автономные округа Севера.
Большинство ныне отсталых регионов имеют объективные условия для ускорения развития на основе использования своих конкурентных преимуществ. Республики Северного Кавказа занимают выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним Востоком и транзитных сообщений между Каспийским и Черным морями. В этой зоне имеются благоприятные условия для горного курортно-рекреационного комплекса всероссийского и международного значения. В ближайшей перспективе станет реальной разработка нефтяных месторождений на шельфе Дагестана с последующей транспортировкой нефти в порты Черного моря. При усилении геологоразведочных работ может значительно возрасти добыча вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья. Имеющиеся большие запасы подземных термальных вод являются экономически и экологически эффективной базой для местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства. В предгорных и степных регионах имеются возможности для выращивания ряда теплолюбивых сельскохозяйственных культур. Важным направлением интенсификации использования трудовых ресурсов является организация сети филиалов крупных и малых предприятий, специализированных на трудоёмких изделиях и операциях.
Ускорение развития особо отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов во многом связано с преодолением общего экономического кризиса, увеличением спроса на профилирующую продукцию проблемных регионов (особенно сельского хозяйства), усилением мобильности трудовых ресурсов (рассасывание безработицы).
Подъём отсталых регионов южной Сибири (республик и автономных округов) требует значительных внешних инвестиций, необходимых для постановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, собственной энергетики, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Государство
может оказывать поддержку
Поэтому
пока главный путь – это саморазвитие
регионов на основе использования собственного
потенциала и конкурентных преимуществ.
Возможности межрегионального перераспределения
федеральных доходов в пользу отсталых
регионов будут возрастать по мере ускорения
экономического подъёма в стране [2].
1.3
Депрессивные регионы
Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам эти регионы потеряли своё былое экономическое значение и относительные преимущества. С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:
– дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение ещё более ухудшилось;
– новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.
Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на:
– старопромышленные,
– аграрно-промышленные,
– добывающие (очаговые).
Перспективы выхода регионов из состояния депрессии обусловлены изменениями макроэкономической ситуации и проводимой социально-экономической политикой на федеральном и региональном уровнях.
Переход к устойчивому экономическому росту и связанные с ним структурные сдвиги должны благоприятно сказаться в первую очередь именно на депрессивных регионах. Главный фактор – это увеличение инвестиционного и потребительского спроса и соответственно преимущественное развитие отраслей, составляющих основу ныне депрессивных регионов. В этом же направлении будет действовать нормализация финансово-банковской системы способствующая притоку капитала в реальный сектор. Девальвация рубля, помимо ряда негативных моментов, улучшает условия, с одной стороны, для экспорта продукции более высокой степени обработки, а с другой стороны, для развития импортозамещающих производств.
Многие проблемы преодоления депрессии могут и должны решаться на уровне региона и предприятий путем диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д.
Наконец,
определенная часть регионов, в полной
мере отвечающих признакам депрессивных,
может получить государственный статус
проблемных регионов и стать объектами
целевой государственной поддержки [2].
1.4
Приграничные регионы
Приграничные регионы в России играют особо важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества. Россия занимает первое место в мире как по протяженности государственных границ, так и по числу приграничных стран. Понятие "приграничный регион" подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная [5].
Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Архангельской области