Автор: Сергей Матвеев, 23 Ноября 2010 в 09:40, доклад
Построение государства, его внутренняя территориальная и национальная организация складываются исторически под влиянием различных факторов, предопределяя в дальнейшем основные параметры жизнедеятельности государства и общества.
В составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ 1993 г, двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.
“Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России.
К настоящему времени на территории зоны производится 90% продукции машиностроения, 85% — черной металлургии, 83% — химии и нефтехимии, свыше 70% — лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. На предприятиях зоны сосредоточено 81 % производства готового проката, 97% - стальных труб, около 70% — синтетических смол и пластмасс, 91 % — синтетического каучука, 96% - производства бумаги.
Общими характерными особенностями макрорегиона Сибири и Дальнего Востока являются:
- наличие уникальных по запасам, качеству и экономическим показателям добычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного потенциала;
- низкая плотность населения (особенно северных территорий), концентрация основной его части в южных районах Сибири и Дальнего Востока;
- наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей;
- недостаточная развитость транспортной сети, наличие большого числа изолированно работающих промышленных узлов;
- создание энергопромышленных узлов и комплексов (функционирующих—Саянский, Братско-Усть-Илимский; развивающихся — Приангарский, Канско-Ачинский и др.), которые станут основой развития и структурного преобразования народного хозяйства Сибири на этапе выхода экономики из кризиса.
В
промышленном комплексе зоны Сибири
и Дальнего Востока (26,9% валового выпуска
продукции от общероссийского уровня)
преобладают добывающие отрасли. Здесь
добывается более 79% угля России, 69% нефти
с газовым конденсатом, 92% газа, 62%
валовой продукции цветной
До настоящего времени основная часть добываемых в Сибири энергоресурсов используется в других районах страны. В связи с этим одной из важнейших задач является увеличение объемов внутреннего энергопотребления, прежде всего путем создания мощных энергопромышленных узлов энергоемкого профиля, продукция которых имеет спрос как на внутреннем, так и на мировом рынке. В первую очередь это относится к продукции цветной металлургии, продукции нефтехимии, нефте- и газопереработки, глубокой переработки древесины и т. д. При этом в целях снижения трудоемкости производства должна быть резко увеличена энерговооруженность труда и энергооснащенность основных производительных фондов.
Сложившиеся к настоящему времени территориальные пропорции «Восток — Запад» достаточно устойчивы.
С повышением правовой самостоятельности субъектов Федерации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным центром, у субъектов Федерации появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов и т. п. Повышается их роль в согласовании использования природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производительной деятельности не сможет привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства не только страны, но и укрупненной зоны. Однако именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов при начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макрорегионам (Восток — Запад).
Внедрение в хозяйственную практику региональных товарных рынков, четко определяющих предельно допустимую цену для конкретного вида товара на конкретной территории, полностью устраняет основной недостаток планового размещения — распределительный принцип использования ресурсов и товаров, приводивший если не к полному, то к значительному недоучету цен при плановой экономике.
Проведенные в последние годы исследования позволяют сделать вывод, что степень влияния каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать во времени. В то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению к первой группе факторов (природные, социальные, отраслевые, региональные), формирующих устойчивую во времени базу территориальных пропорций развития производительных сил.
Основным содержанием нового
периода преобразований
Список использованной литературы:
Информация о работе Территориальная организация и структура РФ