Автор: Сергей Матвеев, 23 Ноября 2010 в 09:40, доклад
Построение государства, его внутренняя территориальная и национальная организация складываются исторически под влиянием различных факторов, предопределяя в дальнейшем основные параметры жизнедеятельности государства и общества.
В составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ 1993 г, двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.
“Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России.
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ АВТОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ
АМО
гр. 4152
Студент: Матвеев А.С.
Преподаватель:
Жидьяева И.П.
Доклад
на тему:
Территориальная организация и территориальная структура
в
Российской Федерации
Построение государства, его внутренняя территориальная и национальная организация складываются исторически под влиянием различных факторов, предопределяя в дальнейшем основные параметры жизнедеятельности государства и общества.
В составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ 1993 г, двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.
“Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России.
Административно-
Экономический принцип предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.
Комплексное применение экономического,
национального и политического принципов,
с учетом сложившихся традиций и иных
факторов позволяет осуществить рациональное
выделение административно-
Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зависит настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.
В связи с этим учреждение федеральных округов, по справедливому мнению экономистов, следует расценивать как один из административных способов поиска форм и методов управления системой федеративных отношений, их реформирования России, укрепления федерального центра и вертикали власти. Образование федеральных округов представляется одной из важнейших мер совершенствования федеративных отношений в рамках действующей Конституции России.
Смысл существования федеральных округов в необходимости территориального приближения федеральной власти к субъектам Федерации; осуществления взаимодействия центра с регионами, аккумуляции региональных проблем в целях совместного поиска решений и объединения ресурсов государства.
Решение большинства конфликтов, многих проблем становления и развития федеративных отношений в России, выхода страны из затянувшегося кризиса лежит в экономической плоскости. Федеральные округа содействуют объединению федеральных и региональных ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие субъектов Федерации, совместному решению региональных экономических проблем в случае неспособности субъектов России разрешить их самостоятельно, а также развитию производственных сил на межрегиональном уровне. Разные по уровню экономического развития субъекты России могут координировать свои усилия, комплексно интегрироваться в границах федеральных округов. Результат - получение общего экономического эффекта для ряда субъектов Федерации.
Некоторые вопросы социально-экономического развития территорий, субъекты Российской Федерации могут решать самостоятельно, не привлекая существенные средства из федерального бюджета.
Позволяя обеспечить организационные и экономические механизмы роста региональных экономик, федеральные округа способны выровнять наиболее опасную для существования федеративного государства асимметрию социально-экономического развития регионов, что предоставляет возможность оптимизировать экономические основы российского федерализма.
Формальное объединение субъектов Федерации в федеральные округа и, как следствие, выявление общих для регионов вопросов создает условия их консолидации, выравнивания асимметрии социально-экономического развития, укрепления единства экономического и политического пространства, территориальной целостности государства.
В
настоящее время параметры
Исходное значение имеют изучение и планирование основных социально-экономических показателей по макрорегионам страны.
Макрорегионы — это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населении.
В
настоящее время для
На территории европейской зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь - топливно-энергетических.
В то же время основные природные ресурсы сосредоточены в восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т. д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской зоне страны и экспортируется.
Экономический район является основным элементом территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны.
Экономический
район является основным элементом
территориальной структуры
Обязательный признак экономического района — относительно законченная система воспроизводственного процесса.
Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика - это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития.
Особое значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как:
- систематическое выравнивание уровня жизни населения по районам страны с учетом национальных особенностей населения;
- создание плановой системы расселения по территории;
- осуществление мероприятий в области природных ресурсов и окружающей среды.
За несколько последних десятилетий региональная политика государства неоднократно корректировалась
Таким образом, территориальные пропорции отражают, с одной стороны, соотношение между возможностями регионов и достигнутым уровнем их развития, с другой — соотношение между регионами в производстве и потреблении всех видов продукции, в уровнях социального развития.
Природные ресурсы (земельные, водные, лесные, энергетические и минеральные), их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало и материалоемкости освоения новых. Для России принципиально важным является сдвиг основных ресурсных баз в слабоосвоенные районы востока, севера и северо-востока России.
На
востоке страны сконцентрировано более
86% разведанных запасов топливных
ресурсов, 85% гидроэнергетического потенциала,
большая часть лесных ресурсов страны,
основные запасы руд цветных металлов,
железных руд и сырья для химической
промышленности. Слабая геологическая
изученность большей части
В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав восточной зоны страны, в силу большей схожести по уровню развития и обеспеченности ресурсами переведены в состав европейской зоны страны.
Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Оценка эффективности территориальной организации промышленного потенциала осуществляется в несколько этапов, каждый из которых подчинен вполне конкретной в методическом отношении проблеме. На первом этапе оценивается эффективность межзонального размещения конкретного предприятия. На следующем этапе формируется вариант рациональной структуры промышленного потенциала региона с учетом региональных ограничений и предпосылок хозяйственного развития, и лишь затем оценивается общая эффективность вариантов формирования промышленного комплекса с учетом межотраслевых и межрайонных связей.
Развитие
топливно-энергетического
Наиболее характерными особенностями для основной части территории европейской зоны являются:
- сосредоточение здесь более 78% населения России; наличие значительного комплекса природных ресурсов (минеральных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов);
- высокоразвитый производственный комплекс, производящий более 73% продукции промышленности (см. табл. 2.1);
- развитая (применительно к условиям России) социальная инфраструктура;
-
развитая транспортная сеть, обеспечивающая
межрайонные и межгосударственные связи
России.
Территориальные пропорции развития отраслей промышленности и сельского хозяйства по валовой продукции
Отрасли промышленности | Россия | В том числе | |
|
Европейская зона | Восточная зона | |
промышленности в целом | 100 | 73,1 | 26,9 |
машиностроения | 100 | 90,0 | 10,0 |
черной металлургии | 100 | 85,2 | 14,8 |
топливной промышленности | 100 | 43,6 | 59,4 |
цветной металлургии | 100 | 37,9 | 62,1 |
химической и |
|||
промышленности | 100 | 83,0 | 17,0 |
лесной и |
|||
промышленности | 100 | 70,1 | 29,9 |
пищевой промышленности | 100 | 78,5 | 21,5 |
сельского хозяйства | 100 | 76,3 | 23,7 |
Информация о работе Территориальная организация и структура РФ