Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:14, реферат
Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".
IСвободные экономические зоны в России.
IIЭкологические проблемы РФ в области охраны земельных ресурсов.
Земельные ресурсы.
Общая характеристика земельных ресурсов.
Экологические проблемы в области использования земельных ресурсов.
Загрязнение почв пестицидами.
Загрязнение почв токсическими отходами.
Проблемы опустынивания.
Химическое загрязнение почв в сельском хозяйстве.
Пути сохранения земельных ресурсов.
IIIЭкономико – географическая характеристика Волго Вятского экономического района.
Природные условия и ресурсы.
Особенности хозяйства.
IСвободные экономические зоны в России.
IIЭкологические проблемы РФ в области охраны земельных ресурсов.
Земельные ресурсы.
Общая характеристика земельных ресурсов.
Экологические проблемы в области использования земельных ресурсов.
Загрязнение почв пестицидами.
Загрязнение почв токсическими отходами.
Проблемы опустынивания.
Химическое загрязнение почв в сельском хозяйстве.
Пути сохранения земельных ресурсов.
IIIЭкономико – географическая характеристика Волго Вятского экономического района.
Природные условия и ресурсы.
Особенности
хозяйства.
I Свободные
экономические зоны
в России.
Мировой опыт успешного функционирования
свободных экономических зон в середине
90-х годов привлек пристальное внимание
российских реформаторов, в результате
чего была поставлена задача за 2-3 года
создать широкую сеть такого рода зон.
Предполагалось создание в различных
регионах СССР до 50 свободных зон. При
этом сами специальные зоны зачастую рассматривались
как чудодейственное средство по переходу
от командной, дефицитной экономики к
рыночно-ориентированной. По представлениям
российских предпринимателей экономическая
зона должна выглядеть как "заповедник
нормального рынка в ненормальной стране".
Первые попытки по пропаганде и созданию
свободных экономических зон были предприняты
в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась
идея создания СЭЗ "Находка". К концу
80-х годов появилась государственная концепция
развития свободных экономических зон
на территории СССР.
По форме СЭЗ должны были представлять
зоны свободного предпринимательства,
компактно расположенные в районах с развитым
научно-техническим потенциалом. Важной
их задачей было привлекать иностранный
капитал и технологии. Правительством
СССР в декабре 1989 г. было принято постановление
о создании свободных экономических зон
в городах Находка и Выборг. Через полгода
краткие положения общего характера в
отношении свободных экономических зон
были изложены в "Основах законодательства
об иностранных инвестициях в СССР".
К началу 90-х
годов государственная
Процесс образования свободных экономических
зон в начале 90-х годов характеризовался
следующими чертами:
- отсутствием четкого понимания реальных
целей и задач СЭЗ;
- огромностью отводимых территорий для
СЭЗ: на долю формально созданных "свободных
зон" приходилось более одной трети
территории России;
- массовой раздачей льгот и привилегий
зонам и лоббированием их интересов в
Правительстве РФ;
- стремлением местных властей к суверенитету
через создание СЭЗ.
Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон
"Об иностранных инвестициях в РСФСР",
в котором целая глава была посвящена
свободным экономическим зонам, заметно
упорядочил процесс их образования. По
этому закону свободные экономические
зоны создаются с целью привлечения иностранного
капитала, передовой зарубежной техники,
технологии и управленческого опыта, развития
экспортного потенциала. В свободных экономических
зонах устанавливается льготный режим
хозяйственной деятельности для иностранных
инвестиций и предприятий с иностранным
участием: упрощенный порядок регистрации
предприятий с иностранными инвестициями.
Так, для предприятий с вкладом иностранных
инвесторов до 75 млн. руб. регистрация
производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение
по льготным ставкам: до 50% установленных
на территории Российской Федерации для
иностранных инвесторов; пони-:ение ставки
платы за пользование землей и другими
природными ресурсами; предоставление
права на долгосрочную аренду (сроком
до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот
срок - до 50 лет); понижение таможенных
пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный
порядок пересечения границ, въезда и
выезда иностранных граждан, в том числе
безвизового; наличие права безлицензионного
экспорта и импорта, предусмотренное законом
для предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам, а также для совместных
предприятий с долей иностранных инвестиций
более 30%. Валютная выручка предприятий
от экспорта собственной продукции полностью
оставляется в их распоряжении.
Коренные экономические реформы, начатые
в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной
жизни в стране заметно изменили отношение
российского правительства к проблеме
организации свободных экономических
зон в России. Новыми законами, регулирующими
внутри- и внешнеэкономические отношения,
не предусматривался какой-либо особый
статус свободных экономических зон. И
хотя правительственные положения о них
никто не отменял, государственные финансово-налоговые
службы посчитали их утратившими силу.
Все это вызвало беспокойство у иностранных
инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ
Президента РФ о свободных экономических
зонах, а также заверения администрации
действующих зон о неизменности зональной
политики, способствовали определенной
стабилизации обстановки. Однако в целом
в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться
застой.
Стала заметной тенденция закрытия ранее
созданных свободных экономических зон
путем урезания и лишения их ряда привилегий.
В печати, высказываниях официальных лиц
появились мнения о малой перспективности
СЭЗ в России, о необходимости развития
всей экономики в льготном рыночном режиме,
а не каких-то ее отдельных частей. Подобные
точки зрения подкреплялись следующими
аргументами:
- опасениями, что будет образовано слишком
большое число различных СЭЗ;
- свободные экономические зоны - это "черные
дыры" российской экономики по утечке
ресурсов страны, концентрации криминогенных
элементов и других негативных явлений;
- уменьшением управляемости СЭЗ со стороны
центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью
и формированием новых региональных элит.
Усилилась тенденция по созданию "налоговых
убежищ". В результате в России возникли
специальные зоны оффшорного типа. Первая
из таких зон - зона экономического благоприятствования
"Ингушетия" просуществовала до июля
1997 года. функционирует так называемый
"налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий
существенные налоговые льготы предприятиям,
зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами
в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты,
не использующие ее сырьевые и природные
ресурсы.
В апреле 1997 года Государственная Дума
приняла в третьем чтении Федеральный
закон "О свободных экономических зонах",
который не был утвержден Президентом
РФ. К концу 90-х годов свободные экономические
зоны в России (зарегистрировано более
20 разного рода СЭЗ) по-прежнему находились
как бы на полулегальном положении. Потенциал
этой идеи пока не получил своего полноценного
раскрытия в России. Вместе с тем достигнутые
результаты функционирующих СЭЗ свидетельствуют
об их перспективности.
В ряде развивающихся стран Азии и Дальнего
Востока зональная практика используется
гораздо шире и стала важным элементом
промышленной внешнеэкономической и научно-технической
политики. Именно здесь свободные экономические
зоны имеют явно анклавный характер, представляя
"полюса экономического роста".
IIЭкологические проблемы РФ в области охраны земельных ресурсов.
“При наших-то природных ресурсах - водных, земельных, лесных, минеральных, энергетических, - если бы мы эти ресурсы по-настоящему умели ценить, научились использовать надлежащим образом, да ни одна страна не угналась бы за нами в экономическом развитии!
Но мы не
столько эти ресурсы
Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является и в охране окружающей среды, да и в земельном праве одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы - почвы, ее плодородия.
Основоположник науки о почве - почвенник - великий русский ученый В.В.Докучаев, говоря о русском черноземе, отмечал, что он (чернозем) дороже каменного угля, нефти, дороже золота.
Почва - основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.
По существу почва является невозобновимым природным ресурсом. Для восстановления 1 см2 почвы требуется в зависимости от природно-климатических условий от нескольких до нескольких тысяч лет. Однако при правильном использовании почва, в отличие от других природных невозобновимых ресурсов, может не только не стареть, не изнашиваться, а даже улучшаться, возрастать, повышать свое плодородие.
Следовательно, стоит вопрос о правильном рациональном использовании земель, прежде всего сельскохозяйственных угодий, пашни, где вопросы почвы, ее плодородия имеют первостепенное значение.
Вместе с тем, почвы загрязняются, разрушаются воздушной и водной эрозией, заболачиваются, засоляются, опустыниваются, выводятся из сельскохозяйственного оборота вследствие отчуждения (отвода) их под строительство и другие цели, несообразные их (почв) главному предназначению.
Безвозвратные потери пашни только вследствие деградации почв достигли 1.5 млн. гектар в год. Денежное выражение этих потерь составляет не менее 2 млрд. долларов.
Необходимо отметить, что большая часть потерь почв, их плодородия носит антропогенный характер, то есть обуславливается неразумной нерациональной деятельностью человека.
Таким образом, постановка вопроса о решении проблемы рационального использования земельных ресурсов и охране их вполне правомерна и требует скорейшего разрешения.
Земельные ресурсы
Общая характеристика земельных ресурсов
Почвенные
ресурсы являются одной из самых
необходимых предпосылок
Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопления атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод.
По оценкам научных учреждений, почвы сельхозугодий теряют ежегодно около 1,5 млрд. т плодородного слоя вследствие проявления эрозии. Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова (иногда и почвообразующих пород) потоками воды или ветром. При этом разрушается самый плодородный верхний слой почвы.
Почвенный
покров - важнейшее природное
Экологические проблемы в области использования земельных ресурсов
Загрязнение почв пестицидами
Ежегодное применение пестицидов в сельском хозяйстве в 1980-1991 гг. находилось на одном уровне и составляло примерно 150 тыс. т, а в 1992 г. уменьшилось до 100 тыс. т.
В целом по России в 1992 г. загрязненная пестицидами почва обнаружена весной на 5.8% обследованной площади в 29.8 тыс. га и осенью - на 9.3% обследованной площади в 32 тыс. га. В том же году была отмечена тенденция уменьшения содержания пестицидов в почвах Омской области, на прежнем уровне осталось загрязнение почв Приморского края, Иркутской, Самарской, Ростовской и Московской областей. К регионам со значительным загрязнением почвы следует отнести Иркутскую и Московскую области, к регионам средним загрязнением почвы - Центрально-Черноземный район, Приморский край, Северный Кавказ и Курганскую область.
Пестициды загрязняют окружающую среду не только при их применении на полях, но и в процессе производства, хранения, перевозки и уничтожения. Они провоцируют рак, наследственные нарушения иммунной системы, болезни почек и печени, заболевания нервной системы, расстройства зрения и т.д. В развивающихся странах ежегодно 25 млн. человек отравляются и 20 тыс. умирает в результате воздействия пестицидов. На каждого человека, проживающего на территории бывшего СССР, приходится в среднем 28.5 кг примененных пестицидов (табл. 1).
Загрязнение почв токсичными отходами
Настоящим бедствием для страны являются отходы. Общее количество накопленных в стране отходов - около 50 млрд. т, ежегодно образуется более 4.5 млрд. т, под складирование занято 250 тыс. га. За год образуется более 50 млн. т токсичных промышленных отходов, всего их накоплено более 1,6 млрд. т. Огромное количество токсичных отходов хранится и захоранивается в совершенно не приспособленных для этого местах. Основной объем отходов размещается на свалках, в отвалах и полигонах. В России нет ни одного предприятия (полигона) по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов, отвечающего современным требованиям. В стране отсутствует государственная статистическая отчетность по отходам.
Радиоактивные отходы суммарной активностью около 4 млрд. Кюри находятся в хранилищах, часть которых - это открытые бассейны, водоемы и приповерхностные захоронения. 60 тыс. га занято отвалами породы и шламом, образовавшимися при добыче и переработке урановых и ториевых руд и имеющими повышенный радиоактивный фон. Часть отходов атомной энергетики хранится на территории АЭС.
В стране образуется более 130 млн. тонн твердых бытовых отходов. Но некоторые западные фирмы предлагают нам захоранивать или “перерабатывать” еще и их собственные отходы. Для развитых стран сейчас существует, пожалуй, единственный, приносящий очень большие доходы рынок в России - рынок сбыта отходов.
Почвы вокруг больших городов и крупных предприятий цветной и черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения на расстоянии в несколько десятков километров загрязнены тяжелыми металлами, нефтепродуктами, соединениями фтора и другими токсичными веществами. Из обследованных 85 городов РФ наибольшему загрязнению подвержены почвы вблизи г. Рудная Пристань, Ревда, Мончегорск, Свирск, Владивосток, Иркутск, Черемхово.
Среднее содержание свинца в почвах пятикилометровой зоны вокруг обследованных городов находится в пределах 0.4-80 ПДК. Превышение ПДК в 10 раз и более отмечено в Рудной Пристани, Белове, Верх-Нейвинске, Дальнегорске, Санкт-Петербурге, Свирске, Медногорске.