Свободные экономические зоны в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:14, реферат

Описание работы

Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".

Содержание

IСвободные экономические зоны в России.
IIЭкологические проблемы РФ в области охраны земельных ресурсов.
Земельные ресурсы.
Общая характеристика земельных ресурсов.
Экологические проблемы в области использования земельных ресурсов.
Загрязнение почв пестицидами.
Загрязнение почв токсическими отходами.
Проблемы опустынивания.
Химическое загрязнение почв в сельском хозяйстве.
Пути сохранения земельных ресурсов.
IIIЭкономико – географическая характеристика Волго Вятского экономического района.
Природные условия и ресурсы.
Особенности хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по э,г. природопользованию..docx

— 55.97 Кб (Скачать)

                                    План.

IСвободные экономические зоны в России.

IIЭкологические проблемы РФ в области охраны земельных ресурсов.

Земельные ресурсы.

Общая характеристика земельных ресурсов.

Экологические проблемы в области использования  земельных ресурсов.

Загрязнение почв пестицидами.

Загрязнение почв токсическими отходами.

Проблемы  опустынивания.

Химическое  загрязнение почв в сельском хозяйстве.

Пути сохранения земельных ресурсов.

IIIЭкономико – географическая характеристика Волго Вятского экономического района.

Природные условия и ресурсы.

Особенности  хозяйства. 
 
 

I Свободные экономические зоны в России. 
Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране". 
Первые попытки по пропаганде и созданию свободных экономических зон были предприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР. 
По форме СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР".

 

К началу 90-х  годов государственная концепция  СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности свободных экономических зон и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В середине 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус. 
Процесс образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами: 
- отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ; 
- огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России; 
- массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ; 
- стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ. 
Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; пони-:ение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении. 
Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Новыми законами, регулирующими внутри- и внешнеэкономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики, способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой. 
Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами: 
- опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ; 
- свободные экономические зоны - это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений; 
- уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит. 
Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ". В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы. 
В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных экономических зонах", который не был утвержден Президентом РФ. К концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ) по-прежнему находились как бы на полулегальном положении. Потенциал этой идеи пока не получил своего полноценного раскрытия в России. Вместе с тем достигнутые результаты функционирующих СЭЗ свидетельствуют об их перспективности. 
В ряде развивающихся стран Азии и Дальнего Востока зональная практика используется гораздо шире и стала важным элементом промышленной внешнеэкономической и научно-технической политики. Именно здесь свободные экономические зоны имеют явно анклавный характер, представляя "полюса экономического роста". 
 
 
 
 
 

IIЭкологические проблемы РФ в области охраны земельных ресурсов.

“При наших-то природных ресурсах - водных, земельных, лесных, минеральных, энергетических, - если бы мы эти ресурсы по-настоящему умели ценить, научились использовать надлежащим образом, да ни одна страна не угналась бы за нами в экономическом развитии!

Но мы не столько эти ресурсы используем, сколько совершаем над ними разные самые невероятные “пере”: перебрасываем  их, перераспределяем, перекапываем, пересматриваем, переделываем. А в результате теряем”. (Зелыгин С).

Проблема  рационального использования и  охраны земельных ресурсов является и в охране окружающей среды, да и в земельном праве одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы - почвы, ее плодородия.

Основоположник  науки о почве - почвенник - великий  русский ученый В.В.Докучаев, говоря о русском черноземе, отмечал, что  он (чернозем) дороже каменного угля, нефти, дороже золота.

Почва - основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.

По существу почва является невозобновимым природным  ресурсом. Для восстановления 1 см2 почвы требуется в зависимости от природно-климатических условий от нескольких до нескольких тысяч лет. Однако при правильном использовании почва, в отличие от других природных невозобновимых ресурсов, может не только не стареть, не изнашиваться, а даже улучшаться, возрастать, повышать свое плодородие.

Следовательно, стоит вопрос о правильном рациональном использовании земель, прежде всего  сельскохозяйственных угодий, пашни, где  вопросы почвы, ее плодородия имеют  первостепенное значение.

Вместе с  тем, почвы загрязняются, разрушаются  воздушной и водной эрозией, заболачиваются, засоляются, опустыниваются, выводятся из сельскохозяйственного оборота вследствие отчуждения (отвода) их под строительство и другие цели, несообразные их (почв) главному предназначению.

Безвозвратные потери пашни только вследствие деградации почв достигли 1.5 млн. гектар в год. Денежное выражение этих потерь составляет не менее 2 млрд. долларов.

Необходимо  отметить, что большая часть потерь почв, их плодородия носит антропогенный  характер, то есть обуславливается  неразумной нерациональной деятельностью человека.

Таким образом, постановка вопроса о решении  проблемы рационального использования  земельных ресурсов и охране их вполне правомерна и требует скорейшего разрешения.

Земельные ресурсы

  Общая характеристика  земельных ресурсов

Почвенные ресурсы являются одной из самых  необходимых предпосылок обеспечения  жизни на Земле. Однако их роль в  настоящее время недооценивается. Почва как элемент биосферы призвана обеспечить биохимическую среду для человека, животных и растений. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных.

Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопления атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод.

По оценкам  научных учреждений, почвы сельхозугодий  теряют ежегодно около 1,5 млрд. т плодородного слоя вследствие проявления эрозии. Эрозия представляет собой разрушение и  снос почвенного покрова (иногда и почвообразующих пород) потоками воды или ветром. При этом разрушается самый плодородный верхний слой почвы.

Почвенный покров - важнейшее природное образование. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой  основной источник продовольствия, обеспечивающий 95-97% продовольственных ресурсов для населения планеты. Особое свойство почвенного покрова - его плодородие, под которым понимается совокупность свойств почвы, обеспечивающих урожай сельскохозяйственных культур. Естественное плодородие почвы связано с запасом питательных веществ в ней и ее водным, воздушным и тепловым режимами. Почва обеспечивает потребность растений в водном и азотном питании, являясь важнейшим агентом их фотосинтетической деятельности.

Экологические проблемы в области  использования земельных  ресурсов

Загрязнение почв пестицидами

Ежегодное применение пестицидов в сельском хозяйстве  в 1980-1991 гг. находилось на одном уровне и составляло примерно 150 тыс. т, а в 1992 г. уменьшилось до 100 тыс. т.

В целом  по России в 1992 г. загрязненная пестицидами  почва обнаружена весной на 5.8% обследованной  площади в 29.8 тыс. га и осенью - на 9.3% обследованной площади в 32 тыс. га. В том же году была отмечена тенденция уменьшения содержания пестицидов в почвах Омской области, на прежнем уровне осталось загрязнение почв Приморского края, Иркутской, Самарской, Ростовской и Московской областей. К регионам со значительным загрязнением почвы следует отнести Иркутскую и Московскую области, к регионам средним загрязнением почвы - Центрально-Черноземный район, Приморский край, Северный Кавказ и Курганскую область.

Пестициды загрязняют окружающую среду не только при их применении на полях, но и  в процессе производства, хранения, перевозки и уничтожения. Они  провоцируют рак, наследственные нарушения  иммунной системы, болезни почек и печени, заболевания нервной системы, расстройства зрения и т.д. В развивающихся странах ежегодно 25 млн. человек отравляются и 20 тыс. умирает в результате воздействия пестицидов. На каждого человека, проживающего на территории бывшего СССР, приходится в среднем 28.5 кг примененных пестицидов (табл. 1).

Загрязнение почв токсичными отходами

Настоящим бедствием для страны являются отходы. Общее количество накопленных в стране отходов - около 50 млрд. т, ежегодно образуется более 4.5 млрд. т, под складирование занято 250 тыс. га. За год образуется более 50 млн. т токсичных промышленных отходов, всего их накоплено более 1,6 млрд. т. Огромное количество токсичных отходов хранится и захоранивается в совершенно не приспособленных для этого местах. Основной объем отходов размещается на свалках, в отвалах и полигонах. В России нет ни одного предприятия (полигона) по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов, отвечающего современным требованиям. В стране отсутствует государственная статистическая отчетность по отходам.

Радиоактивные отходы суммарной активностью около 4 млрд. Кюри находятся в хранилищах, часть которых - это открытые бассейны, водоемы и приповерхностные захоронения. 60 тыс. га занято отвалами породы и шламом, образовавшимися при добыче и переработке урановых и ториевых руд и имеющими повышенный радиоактивный фон. Часть отходов атомной энергетики хранится на территории АЭС.

В стране образуется более 130 млн. тонн твердых бытовых  отходов. Но некоторые западные фирмы предлагают нам захоранивать или “перерабатывать” еще и их собственные отходы. Для развитых стран сейчас существует, пожалуй, единственный, приносящий очень большие доходы рынок в России - рынок сбыта отходов.

Почвы вокруг больших городов и крупных  предприятий цветной и черной металлургии, химической и нефтехимической  промышленности, машиностроения на расстоянии в несколько десятков километров загрязнены тяжелыми металлами, нефтепродуктами, соединениями фтора и другими токсичными веществами. Из обследованных 85 городов РФ наибольшему загрязнению подвержены почвы вблизи г. Рудная Пристань, Ревда, Мончегорск, Свирск, Владивосток, Иркутск, Черемхово.

Среднее содержание свинца в почвах пятикилометровой зоны вокруг обследованных городов находится в пределах 0.4-80 ПДК. Превышение ПДК в 10 раз и более отмечено в Рудной Пристани, Белове, Верх-Нейвинске, Дальнегорске, Санкт-Петербурге, Свирске, Медногорске.

Информация о работе Свободные экономические зоны в России