Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:56, доклад
В пределах, установленных законодательством г. Москвы, управа района осуществляет исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района в областях:
- экономики, финансов, управления имуществом;
- строительства, землепользования, охраны окружающей среды;
- потребительского рынка и услуг;
- транспорта, связи, безопасности движения;
- социальной защиты населения, молодежной политики, труда и занятости;
сквы при решении вопросов поступления на государственную граж-
данскую службу города Москвы, прохождения и прекращения граж-
данской службы в целях осуществления контроля за соблюдением в
государственных органах города Москвы законодательства о граждан-
ской службе;
– обеспечение деятельности других органов исполнительной вла-
сти города Москвы по поручениям Мэра Москвы или Правительства
Москвы;
– подготовка предложений по формированию и реализации ин-
формационной политики Мэра Москвы и Правительства Москвы;
– координация деятельности комплексов городского управления
согласно распределению функциональных обязанностей между пер-
выми заместителями и заместителями Мэра Москвы в Правительстве
Москвы.
В соответствии с Уставом в городе Москве могут создаваться как
отраслевые, так и функциональные органы исполнительной власти.
Деятельность функциональных органов распространяется на все сфе-
ры городского управления (или их большую часть), а отраслевые орга-
ны занимаются узким направлением деятельности городского управ-
ления, одной или несколькими из ее сфер.
Территориальные органы управления
Территориальные органы исполнительной власти образуются в ад-
министративных округах города Москвы – префектуры администра-
тивных округов и в районах города Москвы – управы районов.
Префектура осуществляет в пределах установленных законода-
тельными и иными нормативными правовыми актами города Мо-
сквы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-
распорядительную деятельность на территории административного
округа. Полномочия префектуры изложены в «Положении о префек-
туре административного округа города Москвы».54 Их перечень на-
считывает более 130 наименований. Префектура осуществляет кон-
троль деятельности в следующих областях:
– экономики, финансов, управления имуществом;
– строительства, землепользования и охраны окружающей среды;
– жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства;
– потребительского рынка и услуг;
– транспорта, связи и безопасности движения;
– социальной защиты населения, молодежной, семейной полити-
ки, труда и занятости;
– образования, здравоохранения, культуры и спорта;
– взаимодействия с государственными органами, органами мест-
ного самоуправления;
– работы с населением, общественными объединениями граждан,
средствами массовой информации.
Отражением многообразия
выполняемых префектурой
является ее организационная структура, схема которой представлена
на рисунке 6.9.
Возглавляет префектуру префект административного округа в ран-
ге министра Правительства Москвы, назначаемый и освобождаемый
от должности Мэром Москвы. Руководство префектурой осущест-
вляется на основе единоначалия. Префект несет персональную от-
ветственность за выполнение возложенных на префектуру задач и
осуществление префектурой своих полномочий. Первые заместители
префекта, заместители префекта и руководитель аппарата префектуры
в ранге заместителя префекта назначаются и освобождаются от долж-
ности Правительством Москвы по представлению префекта.
Префект административного округа:
– координирует и контролирует деятельность управ районов, рас-
положенных на территории соответствующего административного
округа;
– выполняет представительские функции;
– о существляет функцию главного распорядителя бюджетных
средств города Москвы, установленную бюджетным законодатель-
ством и ведомственной классификацией расходов бюджета города;
– осуществляет управление средствами целевого бюджетного фон-
да развития территории и несет ответственность за правильность рас-
ходования этих средств;
– является начальником
гражданской обороны
го округа;
– организует работу комиссий префектуры административного
округа;
– утверждает структуру и штатное расписание префектуры, а также
смету расходов на содержание управленческого аппарата;
– распределяет обязанности среди своих сотрудников;
– принимает на работу и увольняет с работы работников префектуры;
– согласовывает структуру и штатное расписание управы района;
– согласовывает проекты нормативных правовых актов, распоря-
жений (решений) отраслевых и функциональных органов исполни-
тельной власти города Москвы, затрагивающих интересы населения
административного округа;
– согласовывает назначение и освобождение от должности руково-
дителей территориальных подразделений отраслевых и функциональ-
ных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляю-
щих свою деятельность на территории административного округа;
– осуществляет другие полномочия.
При префектуре административного округа создается коллегия.
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности префектуры__
и подведомственных ей учреждений, организаций. Реализация реше-
ний коллегии осуществляется, как правило, распоряжениями и/или
приказами префекта. Состав коллегии утверждается Правительством
Москвы.
Контроль за деятельностью префектуры осуществляют Правитель-
ство Москвы и уполномоченные им органы. Префект администра-
тивного округа представляет Мэру Москвы и Правительству Москвы
ежегодный отчет о своей деятельности.
Распоряжения, приказы префекта могут быть отменены или прио-
становлены Мэром Москвы, Правительством Москвы, признаны не-
действительными в судебном порядке.
Управа района. Третьим звеном вертикали городской государ-
ственной власти после правительства города и префектуры является
управа района. В районах города Москвы образованы 123 управы.
Управа района – территориальный орган исполнительной власти го-
рода, подведомственный Правительству Москвы. Она осуществляет
исполнительно-распорядительную и контрольную деятельность на
территории района. Оперативное руководство, координацию и кон-
троль за деятельностью управы района осуществляет префект соответ-
ствующего административного округа.
Правительством Москвы утверждено «Положение об управе района
города Москвы», в соответствии с которым на управу района возлага-
ется осуществление около 130 различных функций по исполнительно-
распорядительной, координирующей и контрольной деятельности на
территории района55. Представление о содержании деятельности упра-
вы района дает также ее организационная структура (рисунок 6.10).56
Возглавляет управу района глава управы, который назначается и
освобождается от должности Правительством Москвы по представ-
лению префекта соответствующего административного округа. Глава
управы:
– представляет управу района
в органах государственной
органах местного самоуправления, в международных организациях и
других;
– издает в пределах своих полномочий распоряжения и приказы;
– распоряжается средствами целевого бюджетного фонда развития
территории в части, относящейся к району, и несет ответственность за
правильность расходования этих средств;
– организует работу постоянных комиссий, общественных советов,
создаваемых в управе района;
– утверждает согласованные с префектом административного
округа структуру и штатное расписание управы района;
– распределяет обязанности среди своих заместителей, утверждает
положения о структурных подразделениях, должностные обязанности
работников управы района;
– согласовывает назначение и освобождение от должности руко-
водителей территориальных подразделений отраслевых и функцио-
нальных органов исполнительной власти города Москвы, инспекций,
осуществляющих деятельность на территории района;
– осуществляет другие полномочия в соответствии с законодатель-
ными и нормативными правовыми актами.
Глава управы назначается на срок полномочий Мэра Москвы и не-
сет персональную ответственность за выполнение возложенных на
управу района задач и
осуществление своих
Первый заместитель главы управы района, заместители главы
управы района и руководитель аппарата управы района назначаются
и освобождаются от должности Правительством Москвы по представ-
лению главы управы района, согласованному с префектом соответ-
ствующего административного округа.
Контроль за деятельностью управы района осуществляют префек-
тура соответствующего административного округа и Комитет терри-
ториальных органов исполнительной власти и развития местного са-
моуправления Правительства Москвы.
Глава управы представляет Мэру Москвы и Правительству Москвы
ежегодный отчет о своей деятельности через префекта администра-
тивного округа – члена Правительства Москвы
Установленные Федеральным законом 2003 г. особенности орга-
низации местного самоуправления в городах федерального значения
позволяют сформулировать ряд принципов его организации, учиты-
вающих специфику организации городского хозяйства и жизнедея-
тельности населения в крупнейших мегаполисах:
– сохранение единства городского хозяйства;
– субсидиарная (дополнительная)
ответственность органов
ственной власти и местного самоуправления перед населением города;
– унифицированный подход к структуре и организации деятельно-
сти органов местного самоуправления;
– сохранение единства бюджетной системы города;
– реализация интересов жителей муниципального образования
с учетом интересов жителей других территорий.
Основываясь на этих положениях, Федеральный закон от 6 октября
2003 года №131-ФЗ «Об общих
принципах организации
моуправления в Российской Федерации» определил особенности ор-
ганизации местного самоуправления в субъектах Российской Федера-
ции – в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
(ст.79), представленные на рисунке 7.1:
1. В соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное са-
моуправление в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органа-
ми местного самоуправления на внутригородских территориях;
2. Установление и изменение границ внутригородских муници-
пальных образований, их преобразование осуществляется законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом
мнения населения
3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов мест-
ных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются
законами этих городов исходя из необходимости сохранения един-
ства городского хозяйства. Установленные федеральными законами
источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами этих
городов к источникам доходов бюджетов внутригородских муници-
пальных образований, зачисляются в бюджеты городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4. С остав муниципального имущества внутригородских муни-
ципальных образований городов федерального значения Москвы и
Особенности организации местного самоуправления
Санкт-Петербурга определяется законами этих городов в соответ-
ствии с частями 1-3 статьи 50 Федерального Закона от 6 октября 2003 г.
№131-ФЗ и перечнем вопросов местного значения, установленным
для этих муниципальных образований законами городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
Территориальная основа местного самоуправления
В целях дальнейшего развития демократических преобразований
и становления местного самоуправления в городе Москве на кон-
ституционной основе 06.11.2002 г. был принят Закон города Москвы
№56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». В
дальнейшем с принятием Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от
06.10.2003 г. №131-ФЗ в закон города Москвы были внесены соответ-
ствующие поправки.
Местное самоуправление в городах Москве и Санкт-Петербурге
193
осуществляется в границах внутригородских муниципальных обра-
зований. Внутригородское муниципальное образование (далее – му-
ниципальное образование) – часть территории города федерального
значения, в границах которой местное самоуправление осуществляет-
ся населением непосредственно и (или) через выборные органы мест-
ного самоуправления.
В Москве внутригородские
муниципальные образования
ся на территории районов города Москвы (включая районы города
Зеленограда). Законом города Москвы установлено 125 внутригород-
ских муниципальных образований. В каждом районе города Москвы
имеются и местный орган государственной власти – управа района,
и органы местного самоуправления (см. раздел 5.2). Наименования
муниципальных образований, сведения о составе их территорий вно-
сятся в реестр муниципальных образований, который ведет уполно-
моченный орган власти города Москвы.
Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется в
соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об организации местно-
го самоуправления в Санкт-Петербурге» от 07.06.2005 года №237-30.
В соответствии с ним на территории Санкт-Петербурга создано
Информация о работе Система управления в городах федерального значения