Размещение отраслей, производящих товары народного потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Комплекс по производству товаров народного потребления - важная составная часть экономики страны, которая должна способствовать стабилизации общероссийского потребительского рынка. Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (более 80%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска продукции легкой промышленности связано с катастрофическим падением объемов производства и неспособностью российских предприятий конкурировать с дешевыми импортными товарами, заполнившими российский рынок.

Содержание

1. Состав и классификация отраслей, производящих товары народного потребления.
2. Особенности легкой промышленности, потребляемые ею природные ресурсы и влияние на окружающую среду. Размещение подотраслей легкой промышленности.
3. Особенности пищевой промышленности. Проблемы комплексного использования сельскохозяйственного сырья. Размещение отдельных отраслей пищевой промышленности.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по Экономической географии.docx

— 67.09 Кб (Скачать)

     Сахарная  промышленность служит примером решающего влияния сырьевого фактора на размещение производства. Выход сахара-песка из свеклы составляет по весу в среднем около 14%. Следовательно, для получения 1 т готовой продукции требуется не менее 7 т сырья. Кроме того, надо иметь в виду, что сахарная свекла теряет в качестве при дальних перевозках. Поэтому, даже несмотря на относительно большую топливоемкость производства, сахарные заводы размещаются непосредственно у источников сырья.

     Исторически производство сахара возникло в Центрально-Черноземном  районе, который продолжает сохранять  ведущее положение (более 2/5 всего  сахара). Из новых районов быстро прогрессирует Северный Кавказ (свыше 1/3).

     Масложировая  промышленность показывает аналогичную зависимость от сырьевых баз, Например, при переработке соевых бобов выход масла колеблется в пределах 14-18% от веса сырья. Более высоким он бывает при использовании подсолнечника, достигая (при экстракционном способе) в среднем почти 36%. Однако это не меняет положения. Доказано, что размещение маслобойных заводов у источников сырья имеет несомненное преимущество в транспортном отношении. Основные районы масложировой промышленности Северный Кавказ (около 1/2 всего производства) и Центрально-Черноземный район (1/5).

     Если  производство растительных масел тяготеет к сырьевым базам, то изготовление маргарина, мыла, стеарина и т.д. (на основе жиров, масел и других компонентов) ориентируется  на районы потребления. Здесь наряду с маргариновыми и мыловаренными  заводами функционируют масложировые комбинаты.

     Еще более тесно связана с источниками  сырья консервная промышленность, в которой используются скоропортящиеся продукты - фрукты, овощи, молоко, рыба.

     Рыбная  промышленность весьма своеобразна в этом отношении. В связи с особенностями сырьевой базы она имеет не только стационарное производство, как остальные отрасли, но и подвижное. Развитие рыбной промышленности обусловлено выходом добычи в открытые моря, что в свою очередь явилось результатом создания мощного рыбопромыслового флота. На долю флота приходится около 70% производственных основных фондов рыбной промышленности, остальное количество - на береговую часть ее материально-технической базы: специализированные рыбные порты, обрабатывающие предприятия (холодильники, консервные комбинаты и т.д.), судоремонт и др. Первое место занимает Дальневосточный рыбопромышленный бассейн (около 60% улова рыбы), на втором месте -Северный бассейн (более 20%), далее идут Западный {около 10%) и Каспийский рыбопромышленные бассейны.

     Одна  из важных проблем территориальной  организации рыбной промышленности - оптимизация пропорций в развитии рыболовства между открытыми (океаническими) морями и внутренними естественными, а также искусственными водоемами (например, водохранилищами ГЭС и  др.).

     До  недавнего времени свыше 1/2 всего  улова рыбы приходилось на промысловые  зоны зарубежных стран и открытую часть Мирового океана. В связи  с переходом на рыночные отношения  закономерно перемещение добычи рыбы и морепродуктов в пределы  отечественной 200-мильной зоны. Прежде всего это коснулось Северного (Баренцево море) и Западного (Балтийское море) рыбопромышленных бассейнов.

     Однако  ведущую роль и в перспективе  сохранит океаническое рыболовство  при активном развитии рыболовства  во внутренних водоемах и товарного  рыболовства с использованием озер, водохранилищ, прудов и др. Продолжается изучение и освоение новых районов  и объектов промысла в водах Мирового океана.

     Океанический  характер промышленного рыболовства  отражается и на видовой структуре  улова. Преобладают тресковые, макрорусовые, сельдевые, ставридовые и близкие  к ним виды. Значительна доля лососевых  и осетровых. Более 4/5 мировых запасов  осетровых рыб сосредоточена  в водоемах нашей страны.

     Самый массовый вид рыбообрабатывающего  производства - выпуск рыбных консервов. Предприятия рыбоконсервной промышленности ориентируются на сырьевые ресурсы. В то же время они "притягивают" к себе жестянобаночные и тарные производства В рыбопромышленных районах  России находится 70% рыбоконсервных предприятий  с жестянобаночными цехами. Существуют и специализированные предприятия  по производству жестянобаночной продукции (Санкт-Петербург, Калининград и  др.). Если рыбоконсервные предприятия  имеют сырьевую ориентацию, то комбинаты  рыбной гастрономии размещены, как  правило, в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Волгоград  и др.).

     Усиливается промышленное освоение биологических  ресурсов открытой части Мирового океана. Наряду с этим намечено улучшить организацию  рыболовства и рыбоводства во внутренних водоемах. Расширяются работы по созданию прудовых рыбных хозяйств, по использованию их возможностей для  увеличения рыбных ресурсов.

     Отрасли, тяготеющие к местам потребления, характеризуются  значительно большими издержками по перевозке готовой продукции, чем  по перевозке исходного сырья. Например, в кондитерской промышленности расходы  на транспортировку изделий вдвое  выше по сравнению с расходами  на сырье. При перевозке макарон  грузоподъемность железнодорожных  вагонов используется только на 1/3, тогда как при перевозке муки - почти полностью. На перевозку пива в бутылках требуется в 2 раза больше транспортных средств, чем на перевозку  в бочках, и т.д.

     Кроме транспортного фактора для этой группы отраслей обязательно должны быть учтены особенности потребления  различных пищевых продуктов  в зависимости от местных природных  и экономических условий и  национальных обычаев населения.

     Мясная  промышленность - типичный представитель отрасли, находящейся под влиянием как сырьевого, так и потребительского факторов. Приближение производства мяса к сырьевым базам позволяет избежать транспортных расходов на перевозку скота, поступающего к центрам переработки гоном и с большим эффектом организовать его откорм перед забоем. В то же время положительный результат дает размещение производства мяса и в районах потребления готовой продукции. В этом случае население получает возможность пользоваться парным мясом, пищевая ценность которого выше, чем мороженного. Кроме того, возникают благоприятные условия для создания производственных сочетаний мясной и кожевенно-обувной промышленности.

     Фактически  сложившееся размещение предприятий  мясной промышленности свидетельствует, что районы потребления готовой  продукции располагают примерно такими же производственными мощностями, как и сырьевые районы. Например, Центральный район по выработке  мяса можно сравнивать с Сибирью, Урал с Северным Кавказом.

     Мукомольная промышленность исторически возникла преимущественно в районах товарного зернового хозяйства (Поволжье, Северный Кавказ и Центрально-Черноземный район) и в портовых городах, отправлявших хлеб на экспорт. В настоящее время она имеет также большое развитие в районах производства зерна.

     В пользу ориентации мукомолья на источники  сырья говорит то обстоятельство, что при переработке зерна  образуются значительные отходы. Сортовой помол, например, дает свыше 1/5 отрубей  и кормовых отходов от веса израсходованного зерна. Количество отходов при переработке  зерна на крупу еще больше. Таким  образом, размещение мукомольной промышленности в зерновых районах выгодно с  точки зрения эффективности работы транспорта. Кроме того, оно позволяет  использовать на месте кормовые отходы для животноводства.

     Однако  односторонняя ориентация мукомольной  промышленности только на источники  сырья противоречила бы, интересам  создания государственных резервов зерна и задачам приближения  производства к районам потребления. Выгодно, чтобы места потребления  также располагали достаточно крупным  мукомольем.

     Приближение мукомольной промышленности к местам потребления диктуется отчасти  и такими соображениями, как относительно большие производственные расходы  топлива и электроэнергии, лучшее использование подвижного состава  при перевозке зерна в сравнении  с перевозками муки и др.

     Для совершенствования территориальной  организации пищевой промышленности в целом предполагается постепенное  устранение региональных различий в  уровне обеспечения населения продовольственными товарами, ликвидация дальних нерациональных перевозок сырья и продукции  путем строительства в районах  потребления предприятий, использующих местное или транспортабельное  привозное сырье. Ключевой проблемой  остается устранение существующих диспропорций между производственными мощностями и сырьевыми базами по отдельным  районам страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

1.Васильев А.Н. Экономические проблемы развития легкой промышленности, Москва,         1988 г.

2.  Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 

3. Зотов В. Б. Продовольственная безопасность России. – М. : Издательский Дом НП, 2006.

4. Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997. 

5. Морозова Т. Г., Победина М. П., Шишов С. С. Экономическая география России: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ, 1999. 

6. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2003. 

7. Проблемы территориального развития. Словарь-справочник. Составители А.П. Сысоев и И.В. Усов. М.: ТЕИС, 2003. 

8. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998. 

9. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и Р31 М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. 

10. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. 

11. Экономическая география России: учебник для ВУЗов, под общей редакцией академика         В. М. Видятина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999.

12. Экономическая и социальная география России. Под ред. проф. А.Т. Хрущева Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2001.  672 с.

      

Информация о работе Размещение отраслей, производящих товары народного потребления