Приоритеты современной региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры [5].
Целью данной курсовой работы является обзор региональной политики и ее приоритетов. Для полного анализа данной темы необходимо первоначально рассмотреть само понятие региональной политики и ее основных принципов, а потом приступить к анализу основных приоритетов во всех сферах деятельности регионов.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность региональной политики
Основные понятия региональной политики
Принципы региональной политики
Глава 2. Правовая база региональной политики разработки и реализации целевых программ
2.1.Федеральное законодательство
Глава 3. Приоритеты современной региональной политики
3.1 Экономическая региональная политика
3.1.1 Формирование из регионов «локомотивов роста»
3.1.2 Формирование региональных моделей Национальной инновационной системы РФ
3.1.3 Создание условий для модернизации промышленности
3.2 Региональная социальная политика
3.3 Политическая региональная политика
3.3 Региональная экологическая политика
3.4 Инвестиционная политика в регионах
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая РЭиУ !!!!!!!!!!!!!!!! 1111.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

К нормативной  базе использования программно-целевого метода в обеспечении социально-экономического развития страны и ее регионов следует  отнести также следующие документы:

1.Федеральный  закон №115– ФЗ от 20 июля 1995 года  «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Законом определены задачи разработки среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также федеральных целевых программ. К сожалению, данный закон не предусматривает процедуры согласования национальных интересов страны и интересов отдельных субъектов Федерации в процессе государственного прогнозирования и программирования, хотя данная процедура в определенной степени присутствует в процессе текущей разработки прогноза социально-экономического развития России на 2000 год и на период до 2002 года.

2.Постановление  Правительства Российской Федерации  №638 от 27 августа 1992 года “Об организации  работы по реализации Закона  Российской Федерации “О поставках продукции и товаров для государственных нужд”. В период до июня 1995 года данное постановление регламентировало работу по целевым программам. В приложении к нему были даны два важнейших документа Приложение 1. “Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ развития Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация”. Приложение 2. “Порядок подготовки и заключения государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров для федеральных государственных нужд”. На их базе были выработаны научно-методические основы разработки, рассмотрения, утверждения и реализация федеральных целевых программ. Следует отметить, что данный документ в целом был разработан под приоритетное решение задачи удовлетворения федеральных государственных нужд и в недостаточной степени отражал необходимость более полного учета региональных проблем развития. В Приложении 1 (пункт II.3) было указано, что отбор проблем для программной разработки и реализации “осуществляется при совокупности следующих основных условий: существенной их значимости для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития отраслей экономики, отдельных регионов, образования и социальной сферы, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования…”. Однако в последующем изложении Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ рекомендации по разработке и реализации региональных программ практически отсутствуют. При изложении вопроса об инициаторах постановки проблем и обоснования их решения программными методами предусмотрено, что в их числе могут быть органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Отмеченные выше недостатками данного постановления были полностью повторены в Постановлении Правительства Российской Федерации №594 от 26 июня 1995 года “О реализации Федерального закона” “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”. Данное Постановление отменило действие аналогичного Постановления Правительства от 27 августа 1992 года. В п.12 нового Постановления указано: « органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять закупки продукции для региональных нужд за счет собственных ресурсов (бюджета субъекта Федерации, внебюджетных источников), руководствуясь настоящим Постановлением». Тем самым предлагается: распространить действие данного документа на работу по региональным программам. Однако каких-либо конкретных указаний и рекомендаций по работе с данными программами в новом Постановлении нет.

3.Основополагающее  значение приобретает Федеральный  закон №119- Ф3 от 24 июня 1999 года  “О принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”. Этот закон регламентирует процесс разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации, и ее субъектами, обеспечивает конкретизацию предметов совместного ведения “с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Российской Федерации” (п. 14.2), что позволяет более правильно определить статус программы, ее соответствие тому или иному уровню государственного управления.

В состав  законодательно-правовой базы разработки и реализации региональных программ следует отнести также- федеральные законы об особых экономических зонах в  Калининградской и  Мурманской областях, основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера, охране озера Байкал, о гарантиях прав коренных малочисленных народов и др.

Глава 3. Приоритеты современной региональной политики

 

3.1 В экономической сфере

 

В области экономики  ключевым элементом региональной политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода. Важным элементом региональной политики является региональная политика в сфере межнациональных отношений [13].

В настоящее  время обеспечение государственного единство РФ, решение проблем повышения эффективности управления государством, устранение экономической и бюджетной асимметрии видится не в сокращении количества субъектов РФ, а в усилении региональной политики, повышении авторитета федерального Центра и укреплении доверия к нему со стороны регионов и всего населения. Региональная политика должна основываться на идеях [24]:

- национального  центризма и демократического  федерализма (обеспечение всем  национально - и административно-территориальным единицам подлинного равноправия);

- преодоления  асимметричности нынешнего федеративного  устройства. Особое значение приобретают  согласование и разграничение  полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города),

- освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями. Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства). Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям [12].

- учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока)

- укрепление  самостоятельности регионов, не  противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет  к приоритету наднациональных  ценностей. [22].

Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в условиях экономического кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий", сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами [6].

 

 

 

3.1.1. Формирование из регионов

 

Решение задачи удвоения ВВП требует срочного перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов – «локомотивов роста». Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня (международного – пока на это роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург, федерального, окружного) [4].

Регион можно  считать «локомотивом», если он удовлетворяет следующим условиям:

- в данном  регионе наблюдается устойчивая  тенденция к росту пассажиро-  и грузопотока;

- наличие в  регионе научно-образовательного  центра мирового или федерального  значения;

- в данном  регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

- данный регион  должен иметь высокий научно-технический,  интеллектуальный, кадровый и социально-экономический  потенциал, 

- регион уже  осуществляет весомый вклад в  прирост ВВП страны;

- в данном  регионе существует или может  сложиться стратегическое партнерство  власти, гражданского общества и  бизнеса;

- в перспективе 10-12 лет  данный регион может стать  «девелопером» для соседних территорий.

Специфика геостратегического окружения России требует, чтобы при определении опорных регионов учитывались не только экономические и геоэкономические факторы, но и фактор национальной безопасности.

Именно совокупность регионов – «локомотивов роста» – должна составить новую каркасную структуру  пространственной организации России. Данная структура может быть образована не только субъектами Федерации, но и городами и городскими агломерациями, связанными общностью хозяйственной и социальной жизни, имеющими общую систему транспортных коммуникаций. «Опорные регионы»  должны быть выделены Генеральной схемой пространственного развития Российской Федерации с указанием их функций, а также национальных задач развития [2].

Новая каркасная структура  пространственной организации страны должна:

- обеспечить наиболее эффективную с точки зрения капитализации страны интеграцию в  глобальный рынок, сосредотачивая на своей территории центры управления потоками товаров, финансов, информации и людей, центры разработки и обращения инноваций;

- за счет формирования  нескольких территориально закрепленных «локомотивов роста» способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации, становясь источником нововведений для других регионов, размещая в них заказы для своих предприятий, передавая выполнение отдельных производственных функций на аутсорсинг;

- обеспечить инфраструктурную, производственно-технологическую и  социально-культурную связанность  страны, открывающую доступ территорий  и их населения к источникам  социально-экономического роста;

- реализовать в стране пилотные проекты социально-экономического развития.

Опорные регионы (локомотивы, центры роста) могут поддерживаться за счет:

· Формирования узлов инфраструктур, в первую очередь транспортных, придания отдельным транспортным узлам и  коридорам статуса федерального значения, стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами, строительства системы коммуникаций, повышающих мобильность населения (скоростных железнодорожных и иных магистралей, создание авиатранспортных хабов);

· Размещения в опорных  регионах территориальных органов  федеральных органов государственной  власти; придания данным регионам специального экономического статуса в Российской Федерации:  создание специальных  экономических и средовых зон, придание особого правового режима территориям (в рамках действующей Конституции);

· Поддержки  пилотных экономических проектов и  имеющих федеральное значение культурных инициатив данных регионов; размещения в опорных регионах социально-культурных учреждений, имеющих федеральное значение (национальных университетов как центров университетских округов, крупных культурных комплексов, развитие инфраструктуры инновационной экономики и пр.); построения системы профессионального образования с учетом интересов групп регионов;  создания институтов приема и адаптации миграционных потоков;

·   Формирования системы межбюджетных отношений, учитывающих  роль и функции опорных регионов в стране [5].

 

 

3.1.2. Формирование региональных модулей Национальной инновационной системы Российской Федерации

 

 Национальная  инновационная система (НИС) Российской  Федерации в качестве непременного  условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому – плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений. Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима [3]:

разработка  и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной  интеграции в экономическую и  социальную жизнь территорий, в которых  они расположены с уровнем  бюджетной обеспеченности населения;

государственная поддержка наукоградов, число которых  достигло в Российской Федерации  семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;

определение мест размещения в регионах Российской Федерации  высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетные для государства направления развития науки и технологий и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения («системообразующие» и «общенациональные» университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных («локомотивов роста») для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий [15];

Информация о работе Приоритеты современной региональной политики