Перевод экономики США на военные рельсы в годы Второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Проведение масштабных военных действий априорно является серьёзным экзаменом на предмет проверки правильности выбранного пути экономического развития. Война влечёт за собой перенапряжение основных структурных механизмов экономической модели, создавая тем самым определённый набор условий необходимых для объективной оценки главных принципов, по которым существует та или иная экономика. Любая военная кампания изначально требует большое количество ресурсов, необходимое для обеспечения полноценной деятельности предприятий военно-промышленного комплекса, формирующего материально-техническую базу для армии. Наиболее эффективное использование имеющихся в наличии ресурсов напрямую зависит от определённых рамок и методов регулирования процессов, направленных на организацию и обеспечение всех составных элементов экономической составляющей войны

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Главное внимание американской администрации на тот момент концентрировалось на дальнейшем расширении  авиационной промышленности, что обуславливалось определёнными военным задачами. В частности предполагалось массированное воздушное наступление на Германию и усиление авиационного обеспечения действий других видов вооружённых сил и морских коммуникаций. В 1943 г. намечалось произвести 82 тыс. боевых и 25 тыс. учебно-тренировочных самолетов. При этом предполагалось увеличить долю бомбардировщиков в самолетостроении с 27 до 37 процентов. 6

В программе же строительства военно-морского планировалось резкое расширение строительства различного рода противолодочных кораблей, эсминцев, миноносцев и кораблей других классов, необходимых для конвоирования торговых судов и эскортирования авианосцев. За 1943 г. намечалось спустить на воду 294 эскортных корабля. Производство крейсеров, эсминцев и подводных лодок должно было превзойти уровень 1942 г. на 50—100 процентов.

Увеличение  выпуска артиллерийско-стрелкового  вооружения и танков в 1943 г. планировалось  в меньших масштабах, чем самолетов и кораблей. Предпочтение же отдавалось производству более совершенных типов самоходной артиллерии, корабельных и зенитных орудий крупных калибров, тяжелой полевой артиллерии и минометов, средних танков. Выпуск легких противотанковых и полевых орудий, танковых и авиационных пушек и лёгких танков постепенно снижался.

В послании же о национальном бюджете Франклин Рузвельт призвал конгресс Соединённых Штатов выделить на военные цели, по крайней мере, половину национального продукта. Это привело к тому, что уже в апреле 1942 г. американцы ежедневно расходовали на войну 134,8 млн. долларов по сравнению с 36,4 млн. в июне и 67 млн. в ноябре 1941 г. Также выполнение Программы победы требовало гигантского расширения производственных мощностей. За декабрь 1941 г.— апрель 1942 г. американская администрация дополнительно утвердило 984 проекта строительства предприятий. В I квартале 1942 г. объем запланированного нового строительства составил 9,4 млрд. долларов, что стало наивысшим квартальным уровнем военного времени.7 Конечно, большая часть новых производственных мощностей, примерно две трети, предназначались для выпуска вооружений и судов.

Масштабность поставленных задач лишний раз подчёркивала необходимость эффективного государственного вмешательства в экономику. Таким образом, в 1942 году президентом Рузвельтом было учреждено  управление военного производства (War Production Board). Руководство новым органом было поручено Дональду Нельсону, представителю крупного капитала, который моментально осознал и понял весь комплекс существующих и потенциальных трудностей  успешной организации военной экономики. Но им был найден выход, заключавшийся только в том, как сформировать баланс между потребностями гражданского населения и потребностями представителей армии и военно-промышленного комплекса. Таким образом, сквозь призму собственного взгляда на основополагающий принцип создания эффективной системы мобилизации экономики,  Нельсону удалось реализовать несколько ключевых экономических задач.

Во-первых, им успешно был решён конфликт между гражданскими управленцами и их коллегами из военно-промышленного комплекса. Он утверждал, что тотальное производство военной продукции впоследствии  только нанесёт непоправимый ущерб долгосрочной способности Соединённых Штатов удовлетворять нужды армии. Им была создана система планирования военного производства, что позволяло удовлетворять большинство военных потребностей и часть гражданских. Во-вторых, в рамках управление военного производства была создана новая структура (Controlled Materials Plan), которая должна была заниматься распределением наиболее важных и необходимых в производстве материалов (сталь, алюминий и медь). Всё это способствовало тому, что нарастающий конфликт между ВПК и гражданским сектором был нивелирован эффективной и успешной организацией военной экономики Соединённых Штатов в годы Второй мировой Войны.

Но к концу 1942 года стало ясно, что Нельсон  и управление военного производства не в состоянии полностью контролировать военную экономику США и в то же время продолжать сглаживать возникающие противоречия, убеждая в необходимости сохранения основных мощностей гражданского производства. Поэтому в мае 1943 года Рузвельтом было создано управление военной мобилизации (Office of War Mobilization). Возглавил его Джеймс Бирнс – бывший судья Верховного суда США. Управление военного производства при этом не прекратило своего существования, но новая структура вскоре стала доминирующим органом, контролирующим военную экономику Соединённых Штатов.  Бирнсу окончательно удалось построить систему эффективного сотрудничества между политическими и военными элитами и крупным капиталом США.

От появления  новой крупной структуры, прежде всего, выигрывали крупные американские корпорации, которые в своей основе и получали львиную долю заказов  и контрактов на производство той или иной военной продукции. Только крупные компании могли гарантировать выпуск необходимых товаров для фронта в нужном количестве, высокого качества и в крайне короткие сроки. По данным на конец февраля 1942 г., 100 крупнейших компаний — военных подрядчиков получили 76 процентов всех военных контрактов, заключенных после июня 1940 г. Более половины выделенных с 1940 по 1944 год 175 миллиардов долларов на заключение военных контрактов по большей части распределялось между 33-мя крупнейшими фирмами США. 8

Таким образом  в ходе войны создавались особые условия военно-производственной конъюнктуры, которые определяли общую благоприятную обстановку роста удельного веса крупных фирм, что часто достигалось за счёт поглощения мелких. Практика заключения государственными органами громадной массы военных контрактов с немногими крупными фирмами стала одной из главных первопричин этого нового процесса в американской экономике.

Что касается, сбыта  готовой военной продукции, объёмы производства которой значительно  возросли, то здесь также не возникало  абсолютно никаких затруднений. Одним из ключевых рынков здесь послужили страны-союзницы, испытывающие крайне острую нужду на тот момент в товарах военного назначения. Речь идёт о ленд-лизе – американская программа поставок союзникам на основе закона о передаче взаймы или в аренду вооружений. Его доля в  общих военных расходах США увеличилась с 10,5 процента в июле 1941 г. до 16,4 процента в ноябре 1941 г. и до 17,1 процента в апреле 1942 г.9 Восьмая часть всей военной программы США приходилась на ленд-лиз.  

Теперь же стоит обратить особое внимание на то, что активное участие американского правительства в экономической жизни страны в значительной степени предопределило инновационный характер развития американской экономики в годы Второй мировой войны. Именно в годы войны в США появились радар, первые ЭВМ, электронные лампы и пенициллин. Были произведены огромные инвестиции в новейшее производственное оборудование. Опять же таки здесь ключевая роль отводилась крупным фирмам, так как только они в состоянии аккумулировать достаточное количество финансовых средств для освоения современных технологий. Особое же важное место в данном контексте занимает, конечно, создание атомного оружия, что стало своеобразным символом того, что технологический уровень экономики США выходит на лидирующие позиции.

Ещё в 1942 году США  развернули широкую деятельность по атомному проекту. В 1942-43 годах американская администрация выделила 54 млн. долларов на производство расщепляющихся веществ. Также был утверждён проект строительства опытных промышленных установок, для проведения необходимых научных экспериментов. Особым приказом по армии США в составе инженерных войск была учреждена специальная организация под кодовым наименованием «Манхэттенский проект». Ее руководство было поручено бригадному генералу Л. Гровсу.  В её состав вошли все ранее созданные учреждения, которые проводили исследования в сфере атомной энергетики. В ноябре в городе Ханфорд (штат Вашингтон) началось строительство завода по производству плутония. Затем под руководством лауреата Нобелевской премии Э. Ферми впервые была осуществлена контролируемая цепная реакция. Была доказана возможность получения плутония в уран-графитовых котлах. Этот успех только стимулировал к дальнейшему расширению работ по созданию атомной бомбы. «Манхэттенскому проекту» было предоставлено абсолютное преимущество в вопросах снабжения. Его учреждения и предприятия в первую очередь получали дефицитное сырьё и материалы. Таким образом, разработка первых прототипов ядерного оружия велась с достаточно высокой степенью интенсивности.

Также, в данном контексте можно привести пример авиационной промышленности. Речь идёт о тяжёлых стратегических бомбардировщиках B29 Superfortress (Сверхкрепость), которые были оснащены оружием, чьё применение было невозможным в войне против Японии и Германии. Требовалось совершенно новые технологические разработки, чья задача состояла бы в том, чтобы сделать бомбардировщики конкурентоспособными в условиях глобального военного конфликта. Отсюда появился радар, прицел для бомбометания, новые высокоэффективные двигатели. Наступила эра абсолютно инновационных достижений в области авиационного машиностроения. Производство В29 требовало беспрецедентных усилий со стороны армии, государства и частного сектора. Это вылилось в сотни тысяч занятых рабочих, четыре завода и 3 миллиарда долларов государственных расходов. В целом же американская авиационная промышленность стала крупнейшей отраслью военной экономики Соединённых Штатов.  Общая стоимость отрасли 45 миллиардов долларов, почти два миллиона занятых и объём производства в 125 тысяч самолётов в год. 10

Судостроение  США в годы Второй мировой войны  также является третьим показательным  примером важности инноваций в военной  экономике. С 1939 года по 1945 5777 судов общей стоимостью 13 миллиардов долларов. Четыре ключевых нововведения способствовали этому впечатляющему объёму выпуска.  Во-первых, федеральное правительство напрямую управляло судостроением. Во-вторых, это массированное финансирование и материальная помощь предпринимателям и промышленникам, которые никогда раньше не были вовлечены в производство судов, но в то же время стремились применить методы массового производства в данной отрасли. Эти методы наряду с заменой сварки на заклёпочный шов и вовлечение женщин и национальных меньшинств в производство стали третьей важной инновацией. Также массовое производство обеспечивалось тем, что в качестве главного флагмана отрасли было выбрано судно «Либерти», выпуск которого было стандартизирован, тем самым технология производства была максимально упрощена.  Всё это детерминировало невероятный успех судостроения для всей американской экономики во время войны и после неё.

Вторая мировая  война предопределила необходимость  абсолютно новых инновационных  разработок для американской армии. Впоследствии, совершённые научные прорывы нашли свое широкое применение в гражданском секторе, значительно повысив его конкурентоспособность.

Под влиянием вступления Соединённых Штатов во Вторую мировую войны американская экономика превратилась в регулируемое смешанное хозяйство, что послужило катализатором создания огромного количества отраслей обрабатывающей промышленности на базе государственных инвестиций практически с нуля. За годы войны американцам удалось полностью отремонтировать значительную часть производственного фундамента Соединённых Штатов. Созданные при активном участии государства новые предприятия после войн были приватизированы, что усилило частный сектор экономики США. А при произошедшей экономической либерализации после 1945 года это дало возможность частным предприятиям значительно повысить собственные активы, увеличить источники финансирования новых капиталоёмких проектов.

Государственное регулирование военного производства, которое главным образом сводилось к огромному количеству госзаказов и госзакупок, эффективному распределению имеющихся и необходимых для военного производства ресурсов, государственному финансированию развития необходимой инфраструктуры и инновационных программ, привело к тому, что после войны Соединённые Штаты получили намного превосходящий довоенный уровень технологического развития и производственных мощностей, что в условиях господства частного капитала в послевоенной истории США предопределило инновационный путь развития экономики и её передовые позиции в международных экономических отношениях.   

ФИНАНСОВАЯ  СИТУАЦИЯ, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В США В  ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

Теперь стоит сосредоточиться на таком важном и неотъемлемом атрибуте полноценного функционирования любой экономической системы как аккумулирование и регулирование финансовых средств, что непосредственно влияет на общую финансовую ситуацию. Безусловно, в условиях участия в полномасштабном военном конфликте данный аспект становится крайне важным и актуальным. 

 Соединённые Штаты прибегли к дефицитному финансированию бюджета. Дефицит бюджета США за 1941-1945 годы составил 58,5% к расходам. Поэтому главная задача состояла в том, чтобы изыскать новые источники финансирования крупных военных программ, которые априорно требовали больших денежных вливаний. И здесь американское государство также добилось заметных успехов. Стоит подчеркнуть важность таких инструментов, которые были использованы американским правительством в годы войны, как введение первого общего налога на прибыль и облигаций военного займа.  

Начиная с 1940 года, администрация США распространила подоходный налог практически на всех американцев. Также был видоизменена форма сбора налога. Теперь он собирался путём удержания из зарплаты, которое осуществлялось самим предпринимателем, вместо единовременной выплаты постфактум. Таким образом, число американцев обязанных платить федеральные налоги возросло с 3 миллионов в 1939 году до 43 в 1945. Такое резкое увеличение налогоплательщиков позволило американскому правительству собрать в 1945 году 45 млрд. долларов по сравнению с 8,7 млрд. в 1941 году. За этот же период, федеральные налоговых поступления выросла примерно с 8 процентов ВВП до 20 процентов. Американские граждане, которые зарабатывали лишь 500 долларов в год, платили подоходный налог по ставке в 23 процента, а те, кто зарабатывал более 1 миллиона долларов в год, должны были платить по ставке в 94 процента. Средняя же ставка налога на прибыль достигла своего максимума в 1944 году и составила 20,9 процента. 11

Информация о работе Перевод экономики США на военные рельсы в годы Второй мировой войны