Сибирская
химическая база является наиболее перспективной.
Она обладает огромными запасами
химического сырья (нефти, газа, угля,
солей). Сибирская база производит шестую
часть продукции химической промышленности.
Она специализируется на производстве
солей, кислот и щелочей (Ачинск, Усолье-Сибирское),
азотных удобрений (Кемерово и Ангарск),
полимеров (Омск, Барнаул, Кемерово, Красноярск,
Ангарск), переработке полимеров (Омск,
Томск, Барнаул, Красноярск), нефтехимия
(Омск, Тобольск, Томск, Ачинск, Ангарск).
Северо-Европейская
база — самая слаборазвитая (всего
2% продукции отрасли) ввиду сырьевой
направленности региона. Развитие получили
лишь горно-химическая промышленность
— добыча апатитов (Апатиты), нефтехимия
(Ухта) и производство азотных удобрений
(Череповец).
Многие
виды химической промышленности являются
экологически грязными и представляют
опасность для природной среды
и здоровья человека. В первую очередь
это относится к нефтеперерабатывающей
промышленности, основной химии и
химии полимеров. Поэтому для
решения экологических проблем,
связанных с химической промышленностью
необходимо строительство очистных сооружений,
введение безотходных технологий производства,
вывод предприятий за черту крупных городов,
совершенствование технологий и поиск
новых экологически чистых материалов,
комплекс природозащитных и природовосстановительных
мероприятий.
Паспорт
машиностроения
Машиностроение
входит в состав промышленности под
названием “Машиностроение и
металлообработка”. Машиностроение создает
машины и оборудование, аппараты и
приборы, различного рода механизмы
для материального производства,
науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка
занимается производством металлических
изделий, ремонтом машин и оборудования.
В настоящее время машиностроение
России состоит из ряда самостоятельных
отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей
и производств. Машиностроение производит
средства труда – машины и оборудование,
приборы и вычислительную технику,
передаточные устройства, транспортные
средства – для всех отраслей народного
хозяйства. Оно производит предметы
потребления, в основном длительного
пользования (легковые автомобили, телевизоры,
часы и др.). К середине 80-х годов
в общем объеме продукции машиностроения
средства производства составляли 88,9%,
предметы потребления - всего лишь 11,1%,
что свидетельствовало о неориентированности
отечественного машиностроения на запросы
массового потребителя. Машиностроительный
комплекс – это совокупность отраслей
промышленности, производящих разнообразные
машины. Он ведущий среди межотраслевых
комплексов. Следовательно, научно-технический
прогресс во всех отраслях народного
хозяйства материализуется через
продукцию машиностроения, в особенности
таких ее приоритетных отраслей как
станкостроение, электротехническая и
электронная промышленность, приборостроение,
производство электронно-вычислительной
техники. Машиностроение, таким образом,
представляет собой катализатор
научно-технического прогресса, на основе
которого осуществляется техническое
перевооружение всех отраслей народного
хозяйства. Поэтому основное экономическое
назначение продукции машиностроения
– облегчить труд и повысить его
производительность путем насыщения
всех отраслей народного хозяйства
основными фондами высокого технического
уровня. Приведем пример подотрасли машиностроения:
Профиль заводов горного машиностроения
– машины для разведки, а также открытого
и закрытого способов добычи, дробления
и обогащения твердых полезных ископаемых
на предприятиях черной и цветной металлургии,
химической, угольной, промышленности
и промышленности строительных материалов,
транспортного строительства. Они, как
правило, расположены в районах потребления
– на Урале и в Сибири и др. Отечественному
машиностроению принадлежит приоритет
в разработке и широком промышленном освоении
горнопроходческих и очистных комбайнов,
роторных и шагающих экскаваторов. Эта
продукция производится в Красноярске,
Екатеринбурге (“Уралмаш”), Шахтах, Киселевске
и Перми.
Тепловозостроение,
вагоностроение и путевое машиностроение
обеспечивает железнодорожный транспорт
магистральными грузовыми, пассажирскими
и маневровыми тепловозами, грузовыми
и пассажирскими вагонами и т.
д. Магистральные тепловозы производятся
на одном из старейших машиностроительных
заводов – Коломенском, маневровые
промышленные тепловозы – в основном,
в Центральном районе (Брянск, Калуга,
Людиново, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение
сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск),
в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские
вагоны производят Тверской, Демиховский
и Санкт-Петербургский заводы. Путевые
машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные,
снегоочистительные и др. машины изготовляются
пока в недостаточном количестве и ассортименте,
их производство сосредоточено в городах
европейской части России – в Калуге,
Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире,
Тихорецке. Турбостроение, поставляющее
для энергетики паровые, газовые и гидравлические
турбины, представлено в первую очередь
производственными объединениями “Cанкт-Петербургский
металлический завод”, “Санкт-Петербургский
завод турбинных лопаток”, Екатеринбургский
турбомоторный завод, “Дальэнергомаш”
(Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают
оборудование для тепловых, атомных, гидравлических
и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее
оборудование для магистральных газопроводов,
компрессорное, нагнетательное и утилизационное
оборудование для химической и нефтеперерабатывающей
промышленности, черной и цветной металлургии.
Основные факторы размещения – наличие
квалифицированных кадров и научно-конструкционных
организаций.
Электротехническая
промышленность. Отрасль выпускает
изделия более 100 тыс. наименований
продукции, потребителем которой является
практически все народное хозяйство.
По объему производства она значительно
превосходит в совокупности все
подотрасли тяжелого машиностроения.
Для производства электротехнической
продукции требуется широкий
набор технических средств и
материалов, производимых различными
промышленными комплексами. Размещение
предприятий электротехнической промышленности
обусловлено различными факторами,
где важную роль играют наличие квалифицированных
кадров, специализированных научно-исследовательских
организаций и крупных потребителей.
В настоящее время основными
регионами электротехнического
машиностроения являются Центральный,
Северо-западный и Западно-Сибирский
районы. Старейшими являются такие
предприятия, как московские Электрозавод
имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский
“Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат”
и новосибирский трансформаторный
завод.
Станкоинструментальная
промышленность включает производство
металлорежущих станков, кузнечно-прессового
оборудования, деревообрабатывающего
оборудования, металлообрабатывающего
инструмента, централизованный ремонт
металлообрабатывающего оборудования.
Заводы станкоинструментальной промышленности
размещены в основных машиностроительных
районах. Средний размер предприятий
сравнительно невелик. Крупными центрами
станкоинструментальной промышленности
являются Москва (завод токарных станков
и роботизированных комплексов “Красный
пролетарий”), Санкт-Петербург, Иваново,
Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск,
Оренбург, Иркутск и др.
Приборостроение.
Продукция этой отрасли отличается
небольшой материало- и энергоемкостью,
но для ее производства требуются
высококвалифицированная рабочая
сила и научно-исследовательские
кадры. Поэтому основная часть производственного
потенциала сосредоточена в крупных
и крупнейших городах. Например, в
Москве и Московской области размещены
десятки научно-производственных и
производственных объединений, специализирующихся
на выпуске, монтаже и наладке
средств автоматизации, разработке
программного обеспечения, конструировании
и производстве часов, медицинских
приборов, измерительной аппаратуры,
оргтехники. В структуре машиностроения
доля продукции приборостроения
составляет около 12%. Эта наукоемкая
продукция является основным элементом
систем автоматизации управления технологическими
процессами, а также управленческого
и инженерно-технического труда, информационных
систем и т.д. В приборостроении
более 80% продукции выпускается крупными
предприятиями (численность работающих
– от 1 до 10тыс. человек). В числе
крупнейших предприятий - АО “Второй
Московский часовой завод”, Пензенский
часовой завод.
Автомобильная
промышленность. По объему производства,
а также по стоимости основных
фондов она является крупнейшей отраслью
машиностроения. Продукция автомобилестроения
широко используется во всех отраслях
народного хозяйства и является
одним из самых ходовых товаров
в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых
грузов приходится на автомобильный
транспорт. Подавляющая часть производства
сосредоточена в старопромышленных
районах европейской части России
с высокой концентрацией перевозок
и наличием крупных транспортных
узлов. В отрасли велик уровень
производственной концентрации. Более
1/2 товарной продукции, основных производственных
фондов и персонала приходится на
предприятия с численностью работающих
более 10 тыс. человек, составляющих лишь
11% от общего числа. К этой группе относятся
АМО “ЗИЛ” и АО “Москвич” (Москва), АО
“ГАЗ” (Нижний Новгород), АО “ВАЗ” (Тольятти),
АО “КамАЗ” (Набережные Челны). Основными
районами размещения являются Центральный
(более 1/5 валовой продукции), Поволжский,
Волго-Вятский и Уральский районы.
Сельскохозяйственное
и тракторное машиностроение. Основные
мощности сельскохозяйственного и
тракторного машиностроения расположены
главным образом в Северо-Кавказском,
Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском,
Центральном, Центрально-Черноземном
и Волго-Вятском районах. Это соответствует
размещению и специализации сельского
хозяйства. В сельскохозяйственном
машиностроении осуществляется предметная
и подетальная специализация; значительно
меньше заводов специализировано на
определенных стадиях технологического
процесса или капитальном ремонте
оборудования. Производство зерноуборочных
комбайнов сосредоточено на заводе
“Ростсельмаш”, на красноярском и
таганрогском заводах, картофелеуборочных
– в Рязани, льноуборочных –
в Бежецке. Различные типы тракторов
выпускаются во Владимире, Липецке,
Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске,
Петрозаводске, Барнауле, Брянске и
Чебоксарах
Судостроительная
промышленность. Большинство предприятий
отрасли, несмотря на потребляемое ими
значительное количество металла больших
параметров, что неудобно для транспортировки,
находится вне крупных металлургических
баз. Сложность современных судов
обусловливает установку на них
разнообразного оборудования, что подразумевает
наличие кооперационных связей с
предприятиями-смежниками. Строительство
судов начинается на суше, а заканчивается
на плаву, поэтому многие верфи размещены
в устьях крупных рек или в
защищенных от моря гаванях. Крупнейший
район морского судостроения сложился
на Балтийском море, где находится
важнейший его центр – Санкт-Петербург
с рядом заводов (“Северная верфь”,
Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский,
Невский). Имеются судостроительные
и судоремонтные заводы в Выборге
и Калининграде. На Дальнем Востоке
центрами судоремонта являются Владивосток
и Петропавловск-Камчатский. Речное
судостроение представлено многочисленными
верфями на важнейших речных магистралях:
Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное
географическое положение таких
заводов делает сооружение судов
на таких предприятиях весьма эффективным.
Паспорт
лесной промышленности
Роль
лесных ресурсов в хозяйственной
деятельности и природном комплексе
России в целом трудно переоценить.
Не смотря на то, что в последние
десятилетия состояние лесов
и непосредственно лесоиспользования
непрерывно ухудшалось, наши лесные ресурсы
играют важнейшую роль в экологическом
равновесии биосферы и по-прежнему являются,
как бы это громко не звучало, достоянием
всей планеты.
На
сегодняшний день Россия занимает седьмое
место в мире по производству крупных
лесоматериалов (а это почти 176 млн.
куб. м в год).
Лесная промышленность является одной из самых
старых отраслей хозяйства страны. Она
отличается довольно сложной структурой,
так как каждая из ее отраслей отвечает
за какую-то одну стадию деревообработки.
Если говорить условно, что лесную промышленность
можно разбить на две комплексные группы.
К первой категории будет относиться производство
пиломатериалов и механическая обработка
(к примеру, мебельное производство), а
ко второй – целлюлозно-бумажная промышленность
и лесохимия.
Наиболее
существенно лесозаготовка представлена
в Восточной Сибири, Европейском
Севере (хотя здесь сегодня явное
уменьшение лесов, в связи с его
перерубом) и Дальний Восток.
По
производству бумаги лидирующие позиции
занимает Европейский Север: Сыктывкар,
Красноярск, Архангельск, Усть-Илимск,
Иркутск. Еще Светогорск, Москва, Балахна,
Астрахань, Пермь, Соликамск, Ростов-на-Дону
(в качестве сырья используют тростник).
Самые
крупные предприятия российской
лесной промышленности, которые сочетают
в себе все три стадии обработки
дерева, носят названия лесопромышленными
комплексами – это Архангельск,
Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск,
Сыктывкар и др.
Если
говорить о лесном экспорте, то необработанный
лес и пиломатериалы составляют примерно
60% от общей доли, тогда как 40% приходится
на продукцию высоких переделов (например,
целлюлозу, бумагу, картон и изделий из
них).
Специалисты
утверждают, что если в нашей стране
целлюлозно-бумажная промышленность поднимет
свою эффективность работы, то это
значительно отразиться и на развитии
всего лесопромышленного комплекса.
Всего же Россия владеет четвертью
всех мировых запасов лесов, и
поставляет на рынок мира около 5% целлюлозы,
бумаги и картона.
На
сегодняшний день лесные
ресурсы нашей
страны считаются одними из самых богатых.
Общая площадь доступных нам для эксплуатации
лесов оценивают в 156.2 млн гa, а это 44.5% покрытой
лесом площади нашей территории.
Распределяются
все лесные ресурсы зонально. Больше
всего запасов находится в
регионах таежной зоны – это Иркутскaя
облaсть, Хaбaровский крaй (его центр),
Крaсноярский крaй, а так же нa Европейской
чaсти - Костромскaя и Новгородскaя
облaсти.