Новые индустриальные страны: факторы экономического роста (на примере новых индустриальных стран Азии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, когда Российская Федерация вышла из экономического кризиса, и перед ней стоит цель создания высокоразвитой, конкурентоспособной национальной экономики, изучение успешного опыта Азиатских НИС, является как никогда актуальной задачей. Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность обозначенной темы исследования.
Цель исследования - сформировать представление о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран Азии.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
дать понятие и описать виды развивающихся стран;
охарактеризовать экономические модели новых индустриальных стран;
описать важнейшие черты и особенности экономики новых индустриальных стран Азии.

Содержание

Введение………………………………………………………………...................................3

1. Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства

1.1. Понятие и виды развивающихся стран……………………….................5

1.2. Характеристика экономической модели новых индустриальных стран……………………………………………........................................................10

2. Современные тенденции развития новых индустриальных стран Азии

2.1. Причины и факторы развития экономики стран на современном этапе …………………………………………………...........................................................19

2.2. Анализ показателей развития Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга………………………………………………............................................……25

2.3. Малайзия, Таиланд, Филлипины, Индонезия как новое поколение новых индустриальных стран Азии...……................................…………….38


Заключение………………………………………………………................................…...42

Работа содержит 1 файл

Новые индустриальные страны факторы экономического роста на примере новых индустриальных стран.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Следует заметить, что  одним из факторов, объясняющий стремительный  рост экономики Южной Кореи, явилось  сильное и эффективное руководство  в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.

Правительство принимало  новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось  множество мер политического  характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

   Высокая активность  государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие – мера, невозможна без прямого активного вмешательства государства.

В этой связи следует  сослаться на программу «целевого  развития». Начиная с 70-х годов  специальными законами выделились 7 отраслей первоочередного внимания: машиностроение, электротехника, текстильная, промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, нефтехимия, кораблестроение. Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую убытков «избранных экспортеров».

Особо стоит отметить что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила ½.

   Также можно  сказать, что заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

      Если  очень коротко говорить, то именно  формирование и умелое использование такого механизма и позволили Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слабого развития и занять достойное место в мировой цивилизации.   

      • Гонконг

 

       С 1 июня 1997 г. колониальный  статус Гонконга (владение Великобритании) сменился на статус специального административного района в составе КНР. Хотя Гонконг находится под прямой юрисдикцией центрального правительства КНР, он обладает высокой степенью автономии (за исключением внешних сношений и обороны), имеет независимую исполнительную (администрация), законодательную (парламент) и судебную власть. По соглашению между Великобританией и КНР современная социально-экономическая система Гонконга остается неизменной в течение 50 лет.             

                 В отличие от других стран  региона Гонконг  нико- гда в своей внешнеэкономической  политике не использовал протекционизм, здесь действует весьма либеральная  макроэкономическая модель развития. Гонконг служит трамплином для китайского экспорта и импорта, выступая в роли своеобразного посредника между КНР и мировой экономикой. Через Гонконг транзитом проходит до 40% экспорта КНР и 2/3 импорта капиталов. До валютно-финансового кризиса в регионе Гонконг был самым дорогим городом мира, а спекуляция недвижимостью и цены на нее достигли просто невиданного уровня. Однако с наступлением кризиса (кстати, именно фондовая биржа Гонконга впервые столкнулась с резким падением котировок ценных бумаг азиатских компаний) и после передачи территории Китаю бум вокруг недвижимости здесь поутих,                                                   цены    стабилизировались, и Гонконг уступил свое лидерство Токио[19].                                                                                                                                          Как отмечает Глава Специального административного района Дональд Цанг в статье «Специальный административный регион укрепит свой статус финансового и транспортного центра», структура ВВП Гонконга такова, что почти 85,9% ВВП(80,1% занятых) создается в сфере услуг, около 14% — в промышленности(18,3% занятых) и только 0,1% — в сельском хозяйстве. Значительная часть экономики данной территории связана с финансами. Здесь развита банковская деятельность, страхование, операции с ценными бумагами.

             Вместе с Сингапуром Гонконг  делит четвертое—пятое места  в иерархии мировых финансовых  центров.       

            Кроме того, Гонконг — это важный  порт и аэропорт Юго-Восточной  Азии. Гонконгские экспортно-импортные  компании обслуживают торговые операции КНР с зарубежными странами. В структуре услуг ведущие позиции занимают финансы, страхование, недвижимость и торговля. Основными отраслями обрабатывающей промышленности являются электроника, производство текстильной одежды, часов, ювелирное дело. В отличие от 60-х гг., когда преобладали трудоемкие отрасли, в 90-е гг. увеличивалась роль наукоемких производств. Трудоемкие отрасли переносятся в южные провинции КНР. Если еще в 1980-е гг. гонконгские  товары были прямыми подделками западных аналогов и отличались невысоким качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную продукцию.                              В Гонконге сохранилась либеральная налоговая система. Так, налог на прибыль корпораций составляет 16% (примерно вдвое ниже, чем в целом по региону), подоходный налог на физических лиц — 15%.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Существуют значительные налоговые скидки на инвестиции.                         Расходы бюджета составили в 2000 г. 14% от ВВП.                                                                                                        Следует отметить, что внешнеэкономическая политика Гонконга ориентирована на экспорт товаров, услуг, капиталов[14].

      • Сингапур

В 1824—1963 гг. Сингапур являлся владением  Великобритании, в 1963—1965 гг. входил в состав Федерации Малайзии, с 1965 г. — независимое государство. В колониальный период страна была центром переработки продукции добывающей промышленности и сельского хозяйства стран Юго-Восточной Азии, а также региональной торговли (преимущественно реэкспортных операций). Благодаря стратегически выгодному географическому положению Сингапур - крупный транспортный узел, центр судоремонтных и судостроительных работ. В период независимости сохранил свою роль регионального центра во многих сферах, однако постепенно превратился в финансовый, промышленный, транспортный и коммуникационный центр мирового значения.                                                                                                                                                                                                                                                           

В момент обретения  независимости  Сингапур представлял собой маленькую  бедную страну, которой приходилось  импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам. С 1959 по 1990, во время правления Ли Куан Ю, Сингапур,                        лишённый ресурсов, смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни. Себя и своих соратников Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское образование, лидеров».                      Стратегия экономического развития правительства  Ли Куан Ю строилась на превращении  Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», - писал Ли Куан Ю. В результате «американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура» и это небольшое государство стало, в частности, крупным производителем электроники.                                                                                                                                                                       

В итоге Сингапур (в соответствии с  международными рейтингами) стал одним  из наименее коррумпированных государств мира.                                                Ли  Куан Ю в своих воспоминаниях  подчёркивал, что он постоянно насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников. Законодательная система страны была унаследована от английского колониального правления. В 1960-1970-е годы была реформирована система образования. В Сингапуре имелось множество различных национальных школ, которые получили единые минимальные стандарты. Английский язык стал обязательным для изучения во всех школах, вузы были переведены на преподавание на английском языке. Правительство тратило крупные суммы на обучение сингапурских студентов в лучших университетах мира.                          Правительство придавало  большое значение тому, чтобы сделать большинство населения  собственниками жилья. В 1960-е годы была создана система ипотечного кредитования, резко выросло жилищное строительство и к 1996 году лишь 9% квартир                              сдавались внаём, а остальные были заняты собственниками.                                                                        

Сингапур в отличие от Гонконга не столь либерален. Здесь применяется довольно жесткая модель управления экономикой, называемая «управляемой демократией». Курс экономической политики правительства по-прежнему представляет из себя имортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона.                                                                            Структура экономики Сингапура следующая: 0,2 ВВП создается в сфере сельского хозяйства, 34 % — в промышленности и строительства , сферы услуг – 66 %. Сингапур относится к развитым странам. Основа его экономики  —  оказание разнообразных услуг (транспортных,  погрузочно-разгрузочных,   складских,   коммуникационных,  торговых,  услуг по переработке товаров и их реэкспорту, финансовых, туристических, рекреационных и др.), предоставляемых на уровне мировых стандартов. Сингапур — это третий в  Азии финансовый центр, не уступающий Гонконгу и Токио по многим параметрам, а также один из крупнейших в мире морских портов и самый современный аэропорт мира. Услуги — основная сфера занятости населения Сингапура (более 71% в 1999 г.). В этой сфере наиболее широко используется иностранная рабочая  сила (примерно 0,5  млн чел. на легальной и нелегальной основе). На работы в строительстве, в порту и на транспорте, в коммунальные службы привлекается малоквалифицированная рабочая сила в основном из Индонезии и Малайзии, для оказания финансовых и технически сложных   услуг     активно     привлекаются     специалисты      высокой квалификации со всего мира.                                               В Сингапуре  весьма развита  обрабатывающая промышленность,  представленная  в основном  современными   предприятиями электронной, электротехнической, нефтеперерабатывающей (Сингапур входит в первую тройку крупнейших в мире  центров нефтепереработки), нефтехимической, химической, полиграфической, судостроительной и судоремонтной отраслей (Сингапур - крупнейший в мире центр по строительству плавучих платформ для нефтегазовой промышленности). Постепенно сокращается доля производств, связанных с переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья, выпуском продовольственных и промышленных потребительских товаров, металлургией, метало- и деревообработкой. Напротив, возникают производства, основанные на новейших достижениях в области биологии,                                                   медицины, фармакологии, компьютерного дизайна[14].                                Сейчас развитие получили электроника,  информатика и биотехнологии.                                                

Следует отметить, что  в 1996—2001 гг. среднегодовые темпы инфляции не превышали 1%. Кредитно-банковская система, ведущую роль в которой играет государство, объединяет около 700 различных по своему статусу и характеру деятельности финансовых организаций, в том числе 122 коммерческих банка (из них 116 - иностранных), 55 - торговых, 57 представительств иностранных банков, 7 финансовых компаний, 146 страховых компаний и др. Центральный банк отсутствует, но все его функции, за исключением денежной эмиссии (это прерогатива Главного валютного управления), возложены на Финансовое управление (в том числе проведение мероприятий по сдерживанию инфляции и                               поддержанию стабильности курса национальной валюты).                                                                               

В Сингапуре успешно функционируют  рынок золота, валютный рынок, рынок банковских кредитов и фондовая биржа (в 2000 г. котировались акции 487 компаний с общей капитализацией                           538 млрд долл. и годовым оборотом 171 млрд долл [15].                                                                                                    Прямые  налоги состоят преимущественно из подоходного налога (главным образом на корпорации). Косвенные налоги формируются в основном за счет экспортных и импортных пошлин, акцизов и налога на продажу.                                                                                                                         На  социальные нужды (образование, здравоохранение, строительство жилья, охрана окружающей среды) приходится 43% расходов, оборону и безопасность — около 37%, экономическое развитие (инфраструктура, создание новых рабочих мест, подготовка кадров) — 15%, госаппарат — 5%. Госбюджет имеет постоянное положительное сальдо.                            Социальная  политика правительства направлена на поддержание высокого уровня занятости (в 1996—2000 гг. безработица не превышала в среднем 2,7%) и зарплаты (в 1991—2000 гг. реальная заработная плата увеличивалась на 6,4% в год, 75% сингапурцев владеют акциями), обеспечение населения жильем (почти 95% сингапурцев имеют собственную квартиру или дом), качественное улучшение систем образования и здравоохранения.

      • Тайвань

 

     Тайвань, превосходит Гонконг и Сингапур и по размерам территории, и по численности населения. Несмотря на то, что это независимое государство де факта, из-за непризнания острова де юре КНР и другими странами мира некоторые международные организации не дают сведений об экономическом развитии Тайваня. Тем не менее Тайвань является очень мощной экономикой региона, входит в десятку ведущих мировых экспортеров капитала, а по запасам валютных резервов (свыше 90 млрд. долл., третья позиция после Японии и Китая) Тайвань практически не имеет конкурентов. ВВП на душу населения здесь превышает 15 тыс. долл.                                                                     Для экономики Тайваня характерен крупный  государственный сектор, под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в свое время была проведена при непосредственном участии США, которые заинтересованы в противостоянии Тайбэя и Пекина. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития уже в 1980-е гг. в экспорте Тайваня преобладала промышленная продукция (около 90%)[21].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Информация о работе Новые индустриальные страны: факторы экономического роста (на примере новых индустриальных стран Азии)