Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа
Сейчас, когда Российская Федерация вышла из экономического кризиса, и перед ней стоит цель создания высокоразвитой, конкурентоспособной национальной экономики, изучение успешного опыта Азиатских НИС, является как никогда актуальной задачей. Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность обозначенной темы исследования.
Цель исследования - сформировать представление о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран Азии.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
дать понятие и описать виды развивающихся стран;
охарактеризовать экономические модели новых индустриальных стран;
описать важнейшие черты и особенности экономики новых индустриальных стран Азии.
Введение………………………………………………………………...................................3
1. Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства
1.1. Понятие и виды развивающихся стран……………………….................5
1.2. Характеристика экономической модели новых индустриальных стран……………………………………………........................................................10
2. Современные тенденции развития новых индустриальных стран Азии
2.1. Причины и факторы развития экономики стран на современном этапе …………………………………………………...........................................................19
2.2. Анализ показателей развития Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга………………………………………………............................................……25
2.3. Малайзия, Таиланд, Филлипины, Индонезия как новое поколение новых индустриальных стран Азии...……................................…………….38
Заключение………………………………………………………................................…...42
Следует заметить, что
одним из факторов, объясняющий стремительный
рост экономики Южной Кореи, явилось
сильное и эффективное
Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.
Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие – мера, невозможна без прямого активного вмешательства государства.
В этой связи следует сослаться на программу «целевого развития». Начиная с 70-х годов специальными законами выделились 7 отраслей первоочередного внимания: машиностроение, электротехника, текстильная, промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, нефтехимия, кораблестроение. Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую убытков «избранных экспортеров».
Особо стоит отметить что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила ½.
Также можно сказать, что заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.
Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволили Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слабого развития и занять достойное место в мировой цивилизации.
С 1 июня 1997 г. колониальный статус Гонконга (владение Великобритании) сменился на статус специального административного района в составе КНР. Хотя Гонконг находится под прямой юрисдикцией центрального правительства КНР, он обладает высокой степенью автономии (за исключением внешних сношений и обороны), имеет независимую исполнительную (администрация), законодательную (парламент) и судебную власть. По соглашению между Великобританией и КНР современная социально-экономическая система Гонконга остается неизменной в течение 50 лет.
В 1824—1963 гг. Сингапур являлся владением
Великобритании, в 1963—1965 гг. входил в состав
Федерации Малайзии, с 1965 г. — независимое
государство. В колониальный период страна
была центром переработки продукции добывающей промышленности
и сельского хозяйства стран Юго-Восточной
Азии, а также региональной торговли (преимущественно
реэкспортных операций). Благодаря стратегически
выгодному географическому положению
Сингапур - крупный транспортный узел,
центр судоремонтных и судостроительных
работ. В период независимости сохранил
свою роль регионального центра во многих
сферах, однако постепенно превратился
в финансовый, промышленный, транспортный
и коммуникационный центр мирового значения.
В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую
бедную страну, которой приходилось импортировать даже
пресную воду и строительный песок. Соседние
страны были настроены недружественно,
а треть населения симпатизировала коммунистам.
С 1959 по 1990, во время правления Ли Куан Ю,
Сингапур,
В итоге Сингапур (в соответствии
с международными рейтингами) стал одним
из наименее коррумпированных государств
мира.
Сингапур в отличие от
Гонконга не столь либерален. Здесь применяется
довольно жесткая модель управления экономикой,
называемая «управляемой демократией».
Курс экономической политики правительства
по-прежнему представляет из себя имортозамещение
с опорой на переработку продукции базовых
отраслей региона.
Следует отметить, что
в 1996—2001 гг. среднегодовые темпы инфляции
не превышали 1%. Кредитно-банковская система,
ведущую роль в которой играет государство,
объединяет около 700 различных по своему
статусу и характеру деятельности финансовых организаций, в том числе 122 коммерческих
банка (из них 116 - иностранных), 55 - торговых, 57 представительств иностранных
банков, 7 финансовых компаний, 146 страховых
компаний и др. Центральный банк отсутствует,
но все его функции, за исключением денежной
эмиссии (это прерогатива Главного валютного
управления), возложены на Финансовое
управление (в том числе проведение мероприятий
по сдерживанию инфляции и
В Сингапуре успешно
Тайвань, превосходит Гонконг и Сингапур и по
размерам территории, и по численности
населения. Несмотря на то, что это независимое
государство де факта, из-за непризнания
острова де юре КНР и другими странами
мира некоторые международные организации
не дают сведений об экономическом развитии
Тайваня. Тем не менее Тайвань является
очень мощной экономикой региона, входит
в десятку ведущих мировых экспортеров
капитала, а по запасам валютных резервов
(свыше 90 млрд. долл., третья позиция после
Японии и Китая) Тайвань практически не
имеет конкурентов. ВВП на душу населения
здесь превышает 15 тыс. долл.