Новые индустриальные страны: факторы экономического роста (на примере новых индустриальных стран Азии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Сейчас, когда Российская Федерация вышла из экономического кризиса, и перед ней стоит цель создания высокоразвитой, конкурентоспособной национальной экономики, изучение успешного опыта Азиатских НИС, является как никогда актуальной задачей. Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность обозначенной темы исследования.
Цель исследования - сформировать представление о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран Азии.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
дать понятие и описать виды развивающихся стран;
охарактеризовать экономические модели новых индустриальных стран;
описать важнейшие черты и особенности экономики новых индустриальных стран Азии.

Содержание

Введение………………………………………………………………...................................3

1. Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства

1.1. Понятие и виды развивающихся стран……………………….................5

1.2. Характеристика экономической модели новых индустриальных стран……………………………………………........................................................10

2. Современные тенденции развития новых индустриальных стран Азии

2.1. Причины и факторы развития экономики стран на современном этапе …………………………………………………...........................................................19

2.2. Анализ показателей развития Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга………………………………………………............................................……25

2.3. Малайзия, Таиланд, Филлипины, Индонезия как новое поколение новых индустриальных стран Азии...……................................…………….38


Заключение………………………………………………………................................…...42

Работа содержит 1 файл

Новые индустриальные страны факторы экономического роста на примере новых индустриальных стран.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

 

 

1.2. Характеристика  экономической модели новых индустриальных  стран.

 

В результате распада  мировой колониальной системы в  послевоенные годы на политической карте  появилось много независимых  государств. Многие из них выбрали  за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу.

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий - “новых индустриальных стран” (НИС), или “новых индустриальных экономик” (НИЭ). К этим странам принято относить, прежде всего, Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур - четыре “азиатских тигра”, а также Малайзию, Таиланд, Индонезию. Филиппины, Мексику, Бразилию, Аргентину.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно  превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе и на душу                                   населения. По этим показателям НИС в целом также опережают                 основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам.                                                                                                                       

Мы выяснили, что общим  в развитии НИС Азии и Латинской               Америки были высокие темпы роста, которые достигались за                                счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда.                                                                                                                     

Новые индустриальные страны обладают только им присущими чертами. Ведущей отраслью почти всех НИС стала обрабатывающая промышленность, ориентированная на экспорт. У 15 стран товары обрабатывающей промышленности превышают 50% их экспорта.

           Малайзию, Таиланд, Аргентину, Бразилию  причисляют к «новым индустриально-аграрным странам», так как наряду с развитой промышленностью они имеют современную базу сельскохозяйственного производства и являются крупными мировыми экспортерами соответствующей продукции. Так, Бразилия один из крупнейших в мире производителей( около 3 млн. т в год) и экспортеров кофе, сахарного тростника, какао- бобов, бананов и апельсинов, сизаля; другие важные экспортные культуры - соя, хлопчатник, табак, кукуруза[7]. В Малайзии основой сельского хозяйства является производство натурального каучука, пальмового масла (одно из ведущих мест в мире), какао-бобов, ананасов, перца.                                                                                                                             

             Для всех перечисленных стран  характерно присутствие иностранного капитала в экономике, причем его доля наиболее значительна в более развитых НИС. Более высокий уровень развития является следствием использования иностранных инвестиций в национальной экономике. Так, иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд.[9].  НИС удалось показать пример стремительного экономического возвышения                над основной массой развивающихся государств[11].                                                                      Рассмотрим более подробно экономическую модель азиатских НИС. Прежде всего, стоит отметить культурные особенности восточноазиатских стран. Именно благодаря восточной своеобразной культуре и менталитету им удалось достичь таких успехов в своем развитии. Общими чертами менталитета народов этого региона (японцев, корейцев, китайцев), в частности, являются:

·  уважение и беспрекословное подчинение властям;

·  высокий уровень образовательных стандартов (по оценкам международных организаций интеллектуальный уровень молодежи выше всего в Сингапуре, Южной Корее, Японии и Гонконге);

·  большое усердие и трудолюбие;

·  командный дух и чувство локтя (уже известный нам сюивизм);

·  тесные семейные узы (так называемое кумовство).

   Большое значение  для развития восточноазиатских  стран имел опыт Японии, которой в кратчайшие сроки удалось добиться послевоенного возрождения экономики. Японское «экономическое чудо» стало для стран ЮВА эталоном развития, практически все государства региона пошли по японскому пути преобразований. Первыми начинали страны-«драконы», с интервалом примерно в двадцать—тридцать лет к ним присоединились «тигры».                                                                                                                                                   В 1950-е гг. в странах региона было в наличии только отсталое сельское хозяйство, практически не существовало промышленности. Из ресурсов точно так же, как и у Японии, имелась только дешевая многочисленная рабочая сила. Реформа сельского хозяйства стала предпосылкой для индустриализации. Происходила конфискация крупных землевладений, раздел земли, высвобождение рабочих рук.                                                                    Так же базой индустриализации стало первоначально  крайне отсталое текстильное производство. Страны региона экспортировали на мировой рынок дешевую низкокачественную продукцию (одежду, обувь и т. п.). За счет невысоких цен, привлекательного внешнего вида (упаковки), широкого ассортимента товаров им удалось найти свою нишу на мировом рынке. Экспортная выручка направлялась на модернизацию производства и, как в Японии, на развитие новых секторов экономики.                                                      Большую роль в экономическом развитии стран  Восточной Азии сыграло государство. Экономическая стратегия правительства в послевоенный период мало чем отличалась от классического меркантилизма: стимулировался экспорт и достаточно жестко ограничивался импорт. Политика протекционизма, включающая таможенные и административные барьеры на пути импорта, защищала национальных производителей от иностранных конкурентов. На внутреннем рынке действовала политика импортозамещения: местные потребители могли рассчитывать только на товары местного производства. Подобные ограничения способствовали ускорению индустриализации, защите национальных производителей, стимулировали экспортное производство.                                                     

Одновременно в экономику  стран ЮВА активно привлекался иностранный капитал. Осуществлялись инвестиции в новые производства, заимствовались передовые технологии. Притоку зарубежного капитала способствовали низкая стоимость рабочей силы и благоприятный инвестиционный климат (государство гарантировало зарубежным инвесторам сохранность и приумножение их капиталов). На базе привлечения иностранного капитала и технологий в регионе появилось конкурентоспособное производство[20].      

Очень важную роль на первом этапе развития сыграла политика импортозамещения:

  • высокие таможенные пошлины защищали местных производителей от качественной продукции западных конкурентов;
  • относительно недорогие товары местного производства быстро насытили внутренний рынок.

Иностранная валюта, полученная от экспорта, тратилась не на импорт товаров потребительского назначения, а шла на закупки самого передового оборудования и технологий, что поддерживало процесс индустриализации.                                                                                                                                          В ходе индустриализации стратегию экономического развития, приоритетные отрасли национального хозяйства, методы стимулирования экспорта и защиты местных производителей от иностранных конкурентов — все это определяло государство. Успехи развития стран Юго-Восточной Азии объясняются продуманностью действий их правительств, правильным выбором приоритетных отраслей экономики, быстрой реакцией на конъюнктуру мирового рынка. Несмотря на полномасштабное вмешательство государства в экономику, все ключевые решения принимались в зависимости от потребностей и состояния рынка, на основании рыночных законов. Гибкое сочетание политики протекционизма с ориентацией местных производителей на внешние рынки дало для стран региона великолепные результаты.

    Приоритеты  промышленной политики государства  постоянно менялись. Активная государственная поддержка и финансирование предоставлялись новым прогрессивным отраслям, получавшим режим временной монополии. Более нейтральная политика проводилась по отношению к достаточно развитым отраслям, которые получали от государства различные льготы и преференции для поддержания своего существования. Подобным образом государство само создавало и ликвидировало стимулы для экономического развития. Гибкость такой государственной политики содействовала развитию экономики, но одновременно приводила к сращиванию предпринимательской элиты с государственным аппаратом и образованию по сути дела олигархического, кланового капитализма. В конце 1990-х гг. именно эта клановость не позволила государству вовремя отреагировать на первые симптомы кризиса.                                                                                                  Важной  составляющей государственной экономической стратегии была валютная политика. Власти препятствовали повышению курса национальных валют, избегали его резких колебаний. Увеличение курса валют по мере наращивания экспорта и роста конкурентоспособности национальных товаров государство компенсировало субсидиями для экспортеров, что продолжало делать экспорт выгодным. Государство осуществляло контроль за притоком иностранного капитала: привлекался только долгосрочный капитал, прямые инвестиции. Отказ от такой политики в 1990-е гг. стал одной из причин кризиса в регионе[21].                                                                 Приоритетами  промышленной политики государства  в странах Юго-Восточной Азии в разные периоды времени были следующие отрасли:

  • 1950-е гг.: текстильное и стекольное производство;
  • 1960-е гг.: производство цемента, минеральных удобрений, переработка нефти, сталелитейная промышленность, производство синтетических тканей;
  • 1970-е гг. (после мировых кризисов): судостроение, производство инвестиционных товаров и предметов длительного пользования (оборудование, автомобили и т. п.);
  • 1980-е гг.: электротехническая и электронная промышленность, телекоммуникации, информатика;
  • 1990-е гг.: производство новых материалов и технологий, аэрокосмическая промышленность.

               Хочется отметить, что   важным том поддержки привилегированных  отраслей и предприятий был их льготный доступ к кредитам под достаточно низкие проценты. Таким образом, была решена проблема нехватки капитала для поддержания стабильно высоких темпов роста экономики. В свою очередь это стимулировало создание огромных компаний-конгломератов, которые специализировались сразу в нескольких несмежных отраслях. Кроме того, все шире открывался доступ местных компаний под гарантии правительства к зарубежным кредитам, что создавало предпосылки для кризиса 1990-х гг.                                                По  мере укрепления национальной промышленности в странах Юго-Восточной Азии роль государства в экономике начала снижаться. Государство снизило таможенные пошлины, отменило нетарифные ограничения во внешней торговле. Если ранее для некоторых стран региона была характерна диктатура или жесткая мужская демократия, то теперь приходит пора демократизации всего общества. Прежние диктаторы сменяются новыми демократически настроенными лидерами, начинают вспыхивать скандалы о коррупции в государственном аппарате. Свою роль сыграла и тенденция к неоконсерватизму в развитых странах мира в 1980-х — начале 1990-х гг. Государство в азиатских НИС отказывалось от прямого вмешательства в экономику и все чаще применяло косвенные методы регулирования. Однако либерализация некоторых секторов экономики при отсутствии либерализации всей экономической системы была преждевременной. В частности, отход правительства от контроля за финансовыми рынками и банковской системой, использование методов монетаризма в кредитно-денежной сфере (фиксированный валютный курс и регулирование уровня процентной ставки для увеличения притока иностранного капитала в экономику), рост спекуляций в сфере недвижимости и на финансовых рынках закладывали мину замедленного действия под финансовую систему стран Восточной и Юго-Восточной Азии.                                                                  Современной особенностью стран региона является то, что их прежняя модель развития, в основе которой лежала экспортная ориентация экономики, уже во многом себя изжила. Рост квалификации рабочей силы, увеличение уровня заработной платы делают их товары все менее и менее конкурентоспособными на мировых рынках. Перенакопление капитала заставляет задуматься над продолжением роста, в основе которого лежат инвестиции. Пределы экстенсивного роста на базе вовлечения новых ресурсов уже пройдены. Крупные компании-конгломераты с широко диверсифицированной деятельностью начали испытывать серьезные трудности. Открытость экономики обернулась проблемой расчетов по внешним долгам в условиях снижения экспортного потенциала. Стала очевидной необходимость перестройки национальной экономики на основе рыночных принципов хозяйствования. Кумовство и клановый капитализм обернулись коррупцией и неэффективностью принятия решений на государственном уровне.

               Выходом из сложившейся ситуации может быть модернизация экономики и переход на новый уровень развития, в основе которого должны лежать новые технологии, наукоемкое и нематериальное производство. Потенциал у НИС в этом плане неплохой. Наукоемкость их производственной базы постоянно повышается, квалифицированных кадров вполне достаточно, по мере роста доходов населения сложился емкий внутренний рынок. Скорее всего, теперь страны-«драконы» обратятся к нишевой  специализации на мировом рынке на основе высоких технологий (примеры уже есть — изготовление компьютерной техники в Тайване или производство деталей самолетов из новых конструкционных материалов в Южной Корее), а также станут активнее работать на своем внутреннем рынке. Растет и сектор услуг, включая производство информационных технологий, туризм и финансы, что дает дополнительные шансы на долговременное развитие.                                                                                                Проблемы  могут возникнуть только от продолжающейся глобализации мировой экономики, глобализации, которая пока развивается по американскому сценарию. Соответственно, США через международные организации стремятся навязать всем странам мира свою модель развития. Странам Юго-Восточной Азии, сильнее всего пострадавшим от валютно-финансового кризиса и получающим кредиты и советы МВФ и Мирового Банка, труднее всего будет противостоять экономической идеологии США. Попав в финансовую зависимость от США после кризиса, им пришлось активнее использовать неолиберализм по-американски. В особенности это касается стран-«тигров»[6].                                                                                                                                                            

              Тем не менее, нельзя полностью сбрасывать со счетов азиатскую модель развития, она нуждается только в серьезной модернизации и исправлении самых очевидных своих ошибок. Не будем забывать и о том, что хотя мы называем азиатской модель развития всех стран региона, на самом деле эта модель имеет различные свои варианты, характерные для каждой из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, Гонконг отличается либеральным капитализмом, вполне соответствующим американским идеалам, а в Индонезии, напротив, сам уровень развития пока еще не позволяет говорить о подлинно рыночной экономике. Не стоит сбрасывать со счетов и интеграционные тенденции в регионе, который в нынешнем веке вполне сможет стать достойным экономическим соперником и Европе, и Северной Америке. 

 

 

 

Информация о работе Новые индустриальные страны: факторы экономического роста (на примере новых индустриальных стран Азии)