Немецкие миграции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Предлагаемый анализ построен на проведенной автором реконструкции событий, связанных с религиозными подвижниками, которых Русская православная церковь причислила к лику святых. Восстановить весь ход событий, связанных с русским православным подвижничеством, во времени и пространстве практически нереально в связи со скудостью и противоречивостью сведений. В территориальном разрезе это явление изучено крайне слабо. Это неудивительно, поскольку жития святых и другие подобные источники крайне ненадежны как исторические источники, в них немало искаженной, противоречивой и даже заимствованной из других житий информации (Ключевский, 1989).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 821.50 Кб (Скачать)

Особенность Соловков заключается  в том, что основная деятельность большинства их подвижников все-таки проходила на территории архипелага. Те, кто хотел жить в пустыни, все  равно не покидали его пределы, создавая скиты. Ситуаций, когда выходцы с Соловков, основывали новые обители в других краях, немного. Это можно объяснить и географической ситуацией: Соловки были удаленной окраиной, куда приходили, чтобы остаться.

В континентальной части  Поморья следует обратить внимание на развитие интересных линий, связанных с местными уроженцами. Как указано выше, коренным северянином был Александр Ошевенский, родившийся на берегах озера Воже и основавший монастырь севернее Каргополя. Примерно в этой местности на рубеже 15-16 вв. появляется Пахомий Кенский. В 1508 г. в Пахомиевой пустыни происходит знаковое событие: здесь принял постриг Антоний Сийский, родившийся в знаковом 1478 г. в настоящем Поморье – в районе Архангельска. После этого можно говорить о начале новой, исконно поморской линии православного подвижничества. Антоний в 1520 г. создает монастырь, расположенный неподалеку от Холмогор. Немного позже еще одним центром православного подвижничества становится совсем уж глухое северное озеро Коже, расположенное в бассейне Онеги. В 17 в. происходит распространение православного подвижничества на более удаленные северо-восточные поморские земли (Пинега, Мезень).

Отдельного внимания заслуживает развитие православного  подвижничества на северо-восточных (но не поморских) окраинах прежнего русского хартленда. В 14 в. важным процессом стала христианизация коми, а ключевой фигурой в этом процессе -уроженец Великого Устюга (принявший постриг в Ростове), Стефан Великопермский. В 15 в., если говорить о православной пассионарности, в районе Великого Устюга наблюдается заметное затишье (активность сместилась в районы Северной Фиваиды и на Соловки). Зато в начале 16 в. территория переживает «второе рождение», причем можно говорить о вторичной диффузии православного подвижничества из более активного на тот момент центра – Комельского леса.

В середине 16 в. совершенно новым центром православного  подвижничества становится Тотьма, как  бы «выпавшая» из процесса, находясь посередине между более активными Вологдой и Великим Устюгом. Хотя определенные проявления пассионарности в этом городе были и раньше (здесь родился Герман Соловецкий), но реально первой фигурой, деятельность которой связана с этой местностью, стал Феодосий Тотемский.

Во второй половине 16 в. возникает еще одна важная линия, которая относится к освоению самой дальней периферии – Вятского и Пермского края. Главной фигурой здесь стал Трифон Вятский, коренной северянин - уроженец Архангельского края6. Около 1563 г. он принял постриг в Пыскорском монастыре на верхней Каме (район Усолья) и после странствий переместился к западу - в Вятский край. Здесь в 1580 г. он основал свой главный - Вятский Успенский монастырь (в самом центре территории – городе Хлынове, позднее переименованном в Вятку). Позднее Трифон устроил монастырь и в другом центре Вятской земли – городе Слободской. С этими местами была связана его основная подвижническая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Новые ареалы на Юге и Востоке

 

Расширение территории Российского государства с 16 в. не могло не повлечь за собой распространение православного подвижничества на вновь присоединенные территории. Основными направлениями стали южное и восточное. Так, присоединение Казанского ханства при Иване Грозном привело к появлению большой группы подвижников в лице казанских епископов (из числа которых двое – выходцы из подмосковного Иосифо-Волоколамского монастыря) или мучеников за веру. Примерно то же самое происходит и в Астрахани. 

 

Южное направление.

 

Развитие «южной линии» ведет к появлению православных подвижников на территориях к югу от Москвы, освоенных в 17 в. и позднее. Важно отметить, что уже в первой половине 17 в. здесь появляются пещерные монастыри. Около 1640 г. монахи Киево-Печерской лавры (сказывается близость к Украине!) основывают Дивногорский монастырь в нынешней Воронежской области. Однако, никто из тамошних монахов не был канонизирован.

В то же время к лику святых были причислены епископы и  митрополиты 17-19 вв., деятельность которых  связана с активно осваиваемыми южными регионами. Тем самым была воспроизведена логика процесса, известная со времен крещения. Наибольший интересе привлекают фигуры, прославившиеся в Воронеже, Белгороде и Задонске. Среди них – Митрофан Воронежский, первый епископ Воронежский (с 1682 г.). Митрофан – выходец из Волго-Окского междуречья. Примечательной фигурой является и Тихон Воронежский. Его становление как церковного деятеля произошло на Северо-Западе. В 1763-67 гг. Тихон был епископом в Воронеже, но затем ушел в Толшевский и затем Задонский монастырь, с которым принято связывать его основную подвижническую деятельность. Еще одним прославленным церковным деятелем 18 в. оказался Иоасаф Белгородский. Он, в отличие от Митрофана и Тихона, был выходцем с Украины.

Но крупнейшим центром  православного подвижничества к югу от Москвы стала уже в 19 в. Оптина Введенская пустынь в районе Козельска. Вообще по меркам 19 в., когда в целом православное подвижничество в России стало угасать, она стала крупнейшим центром такого рода, как бы приняв эстафету от Соловков (в 18 в. вообще трудно выделить какой-либо центр общерусского значения). Православные подвижники были в верховьях Оки и ранее, но не столь известные, каковыми стали оптинские старцы 19 в. Активность Оптиной пустыни как нового центра русского православия, очевидно, стала несколько запоздалым результатом освоения этих земель и развивалась одновременно с формированием в тех же краях классической русской усадебной культуры, дополняя и развивая это направление.

Оптина пустынь генетически  связана с Площанской пустынью, расположенной в другом регионе к юго-западу от Москвы – в районе Брянска. Именно с брянскими лесами связано начало деятельности первого оптинского старца – Льва. Большинство оптинских старцев происходит из регионов, расположенных к югу от Москвы, или иных «нетрадиционных» для православного подвижничества мест. Иеросхимонах Макарий – уроженец Дмитровского уезда Орловской губернии, он учился в Карачеве, откуда перешел в Площанскую пустынь, где встретился с Львом. Представитель следующего после Льва и Макария поколения - старец Амвросий родился в Тамбовской губернии. Ученик Амвросия Иосиф происходит из Харьковской губернии, Варсонофий – из оренбургских казаков. Некоторые старцы родились и выросли неподалеку от Оптиной пустыни: Анатолий происходит из Калужской губернии, а Анатолий Младший – из Белева. Последний оптинский старец Нектарий тоже родился поблизости - в Ливнах.

Наряду с юго-западным – оптинским направлением большого внимания заслуживает юго-восточное, связанное с арзамасскими и мордовскими  лесами. Монастыри возникли там еще в 17 в., но православное подвижничество развивается в этом регионе только во второй половине 18 в. Одной из самых прославленных фигур русского православия стал Серафим Саровский. Его биография характерна для подвижников «позднего» периода. Он родился к югу от Москвы – в Курске в 1760 г. Но затем Серафим перешел в Саровскую Успенскую пустынь (также с его именем связан Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь). Район Сарова и Дивеева стал вторым новым православным центром 19 в., однако, с «количественной» точки зрения уступая району Оптиной пустыни.

 

Новые столичные  волны 

 

Важным процессом 19-20 вв. становится появление новой волны  религиозных подвижников в столичных  регионах на фоне общего оживления православного подвижничества в сравнении с 18 в. Известность получили старцы нового «московского кольца» Василий Грязнов (Павловский Посад), Зосима Верховский (устроил пустынь в районе нынешнего Наро-Фоминска), Алексий Зосимовский, старица Евфросиния Колюпановская (пребывала в Серпухове и районе Алексина). Новый подвижник появился и в Троице-Сергиевой лавре – Антоний, основавший Параклитову пустынь в районе лавры. Как ни кажется это фантастическим, такое понятие, как пустынь оказывается востребованным в России 19 в., да еще и в районах, близких к Москве. Возобновление подвижничества происходит и в еще более древних центрах Волго-Окского междуречья. Пример – иеромонах Амфилохий, подвизавшийся в старинном Спасо-Яковлевском монастыре в Ростове в 1779-1824 гг. Этого подвижника дважды посещал сам император Александр II.

Перенос российской столицы  в Петербург не мог не вызвать  усиления подвижнической деятельности на Северо-Западе, хотя, конечно, в ограниченных пределах. Все-таки Петербург не развивался в качестве традиционалистского  города. Однако смещение культурно-политической активности в сторону Северо-Запада безусловно повлияло на бурное развитие старчества на Валааме в 19 в. (еще один пример «второго рождения» древней обители). Наконец, в самом Петербурге в конце 19 в. прославился знаменитый Иоанн Кронштадтский.

 

Восточное направление.

 

Освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока влечет за собой  развитие православного подвижничества на этой территории. В первой половине 17 в. прославился Симеон Верхотурский, живший в зауральском селе Меркушино. Роль центра православного подвижничества играл и Тобольск – первый и главный исторический центр освоения Сибири. Еще одним новым центром стал впоследствии Иркутск. Наконец, нельзя не обратить внимания на фигуру наиболее известного сибирского пустынника – Варлаама Чикойского. Варлаам - уроженец Нижегородской губернии, прежнего восточного форпоста Руси. Но свой скит он поставил за многие тысячи километров от родных мест – на реке Чикой в Забайкалье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, исследование позволило реконструировать географический процесс распространения православного подвижничества (русской святости). Оно позволяет говорить о трех крупнейших географических ареалах – северо-западном, волго-окском и северном, из которых последний сложился позже других и под их перекрестным влиянием. Определились наиболее крупные центры распространения изучаемого явления, ключевые фигуры и связанные с ними школы. В целом процесс носит диффузный характер и сильно связан с политико-историческими закономерностями развития русской территории. Его общая логика – развитие явления в основных центрах (таких, как Новгород, Ростов, «московское кольцо» с Троице-Сергиевым монастырем во главе) и их окрестностях (причем позднее появление нового центра обычно приводит и к появлению там нового подвижничества), распространение явления на слабозаселенные, пустынные территории на Севере (от Ладожско-Онежского поозерья к Северной Фиваиде и Соловкам), а на позднем этапе – «освоение» новоприобретенных южных и восточных земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Булатов В.Н. Русский Север. В 2-х книгах. Архангельск, Издание Поморского университета, 1997-1998.

2) Избранные жития русских святых. Х-ХV вв. М., Молодая гвардия, 1992.

3) Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., Наука, 1989.

4) Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

5) Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви. М., Русский двор, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.

6) Монастыри Русской православной церкви. Справочник-путеводитель. М., Издательство Московской Патриархии, 2001.

7) Московский патерик. М., Столица, 1991.

8) Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М. Вече, 2000.

9) Православные русские обители. СПб, Воскресение, 1994.

10) Сергий Радонежский. М., Патриот, 1991.

11) Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., Книга, 1990.

12) Соловецкий патерик. М., Синодальная библиотека, 1991.

13)Толстой М.В. История Русской церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

14) Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

1  Есть понятная географическая закономерность в том, что православные подвижники основывали монастыри не в центре города, а на его окраинах. Как результат, управленческие центры и центры подвижнической деятельности в русском православии совпадают мало, и поляризация пространства имеет сложный характер.

2  Сейчас это – восточная часть Ленинградской области.

3  Вновь прослеживается интересная закономерность. С политической точки зрения Боровск никогда не был крупным центром. А вот в истории русского православия он сыграл огромную роль.

4  Вообще православная пассионарность неоднократно проявлялась в Галиче в 14-15 вв. Здесь родились многие русские святые, и Галич пусть сильно отстает от Ростова, но все же его напоминает.

5  В рамках новгородской линии основание Соловецкого монастыря стало новым шагом после основания Николо-Корельского монастыря.

6  Следует иметь в виду, что ранее просветительской деятельностью с коренным финно-угорским населением здесь занимались великопермские епископы. Известно, например, что епископ Иона проповедовал не только на тех землях, где и сейчас проживают коми, но и на Каме, Чусовой, Вишере, в Чердыни.

Информация о работе Немецкие миграции в России