Лесная промышленость

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Лесопромышленный комплекс Российской Федерации (далее – ЛПК) является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которая обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности страны: машиностроение, горнодобывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, а также потребности населения страны.

Содержание

1. Состав лесопромышленного комплекса 3
2. География и качественная оценка лесных ресурсов России по федеральным округам и субъектам РФ 5
3. Экономико-географическая характеристика и география: а) лесозаготовительной, б) деревообрабатывающей, в) лесохимической, целлюлозно-бумажной промышленности в России по ФО и субъектам РФ 11
4. Крупнейшие лесопромышленные комплексы (ЛПК) в России 15
5. Проблема комплексного использования сырья, пути ее решения. Показатели эффективности переработки древесины и отходов 16
6. Оценка уровня развития отраслей лесопромышленного комплекса в России в сравнении с зарубежными странами 20
7. Ведущие экспортеры и импортеры продукции на мировом рынке, место России в торговле продукцией лесного комплекса 24
Задания 27
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Лесная промышленость.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

3. Экономико-географическая характеристика и география: а) лесозаготовительной, б) деревообрабатывающей, в) лесохимической, целлюлозно-бумажной промышленности в России по ФО и субъектам РФ

      Лесопромышленный  комплекс России, включающий лесозаготовительные  предприятия, а также компании деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в настоящее время не относится к числу ведущих отраслей российской индустрии. Его доля в структуре промышленного производства в 2001 г. составляла 4,4%, занимая по этому показателю лишь 7-е место. Вместе с тем, численность занятых в отрасли превышает 1 млн человек, что придает ей высокий уровень социальной значимости.

      Общее число предприятий, функционирующих  в сфере лесозаготовки и переработки  древесины, превышает 20 тысяч, причем среди  них преобладают сравнительно мелкие компании. Это обстоятельство определяет весьма низкий для российской промышленности уровень концентрации производства. В среднем по отрасли доля четырех крупнейших производителей составляла около 30%, что является одним из самых низких показателей в отечественной промышленности (в среднем по России — более 50%). При этом в сфере лесозаготовки удельный вес ведущих продуцентов не превышает 7% (рис. 1).

      

      Рис. 1. Уровень концентрации производства в лесной промышленности, %*

      * приводится средневзвешенный коэффициент  концентрации производства, отражающий  долю 4 крупнейших компаний в каждой подотрасли лесного комплекса

      Лесопромышленный  комплекс более остро чем другие отрасли промышленности ощутил влияние  экономического кризиса 90-х годов. Спад производства в отрасли начиная  с 1993 г. существенно опережал общероссийские темпы сокращения выпуска продукции, причем с течением времени разрыв расширялся. Посткризисное улучшение общеэкономической конъюнктуры позитивно отразилось на лесной промышленности. Уже в 1999 г. рост производства в отрасли составил 118% к уровню предыдущего года. Однако в дальнейшем динамика развития отрасли стала постепенно снижаться. В результате в 2001 г. выпуск продукции лесной промышленности составлял менее половины объемов, достигнутых в 1990 г., тогда как в целом по России этот показатель находился на уровне 58% (рис. 2.1.2). 

      Единственным  сегментом лесного комплекса, где  в 2001 г. сохранилась тенденция к  росту производства, являлась целлюлозно-бумажная промышленность. Лесозаготовительные  предприятия, а также компании, занятые  в деревообработке, вынуждены были сократить выпуск продукции (рис. 1).

       Рис. 1. Динамика объемов производства в основных отраслях лесного комплекса России в 2001 г., в % к 2000 г.

      Общий объем вывозки древесины, определяющий показатели деятельности лесозаготовительных  предприятий, составил в 2001 г. 87,2 млн куб. м. Однако значительная часть лесозаготовок ведется в теневом секторе и не отражается в официальной статистической отчетности. Нелегальная вырубка древесины в настоящее время приняла исключительно большой масштаб. По некоторым оценкам, их объем составляет не менее 20% от показателей, регистрируемых Госкомстатом. Такая «конкуренция» негативно сказывается на показателях легального бизнеса. Объем вывозки древесины в 2001 г. сократился по сравнению с предыдущим годом на 2,2%. В начале 2002 г. падение лесозаготовки существенно ускорилось: спад увеличился до 7,6% (табл. 2).

      Таблица 2

      Сокращение  производства в сегменте деревообработки  связано, главным образом, со снижением  выпуска пиломатериалов. В 2001 г. суммарный  выпуск данной продукции составил 17,3 млн куб. м, что на 4,2% меньше, чем в предыдущем году. В начале 2002 г. спад продолжился, причем его темпы несколько ускорились. Выработка более технологичной продукции — фанеры и древесностружечных плит в течение последних лет демонстрирует достаточно заметный рост. Выпуск этой продукции увеличился в 2001 г., соответственно, на 7,2% и 8,2%, при этом по производству фанеры российские предприятия, используя возможности для увеличения объемов экспорта в развитые страны (США, Великобритания, Германия), практически достигли показателей 1990 г.

      Наиболее  успешно в течение последних  лет функционирует целлюлозно-бумажная промышленность. Выпуск целлюлозы, бумаги и картона стимулируется как  расширением внутреннего рынка  данной продукции, так и стабильным спросом со стороны зарубежных потребителей. Наиболее интенсивный рост отмечался в  производстве картона (110,1% к 2000 г.). Несколько медленнее развивался выпуск целлюлозы (105,9%). При этом в отличие от других секторов лесопереработки, выработка этих продуктов в начале 2000 г. не только не снизилась, но и имела явные тенденции к ускорению. 

4. Крупнейшие лесопромышленные комплексы (ЛПК) в России

      Структура лесопромышленного комплекса представлена следующим образом: лесозаготовительная  промышленность – 17% от общего объема выпуска валовой продукции; лесоперерабатывающая – 38%, целлюлозно-бумажная – 44%, лесохимическая – менее 1%.

      Производством лесопромышленной продукции в настоящее  время занимается свыше 20 тысяч предприятий. Общие количественные результаты приватизации государственного и муниципального имущества в лесопромышленном комплексе в 1993–2003 гг. представлены в табл. 3.  

      Таблица 3

      ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

      Число приватизированных государственных  и муниципальных унитарных предприятий, объектов       1993       1995       1996       1997       1998       1999       2000       2001       2002       20031)
      Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность       909       198       119       62       34       13       23       10        
8
      6

      1) По имущественным комплексам  государственных и муниципальных  унитарных предприятий (без учета  данных Минимущества России). 

      Процесс приватизации наиболее глубоко затронул предприятия ЛПК, специализирующиеся на производстве целлюлозно-бумажной продукции (по состоянию на 1 января 2003 г. в частные руки перешло до 97% предприятий). Предприятия, в уставном капитале которых имеются государственные пакеты акций, составляют всего 5%.

      Иностранный капитал, как правило, участвовал в  приватизации наиболее перспективных, ориентированных на экспорт предприятий, выпускающих продукцию глубокой переработки древесины.

      Однако  на самых крупных и перспективных  предприятиях ЛПК, где доли акций, владельцами  которых выступают иностранные  фирмы, составляют от 40 до 90%, деятельность представителей государства не обеспечена должными правовыми и институциональными ресурсами и потому является неэффективной. При этом представители государства не несут никакой правовой ответственности за результаты деятельности акционерного общества, исполняют свои обязанности формально и практически не участвуют в решении задач по обеспечению интересов государства в этой сфере.

      В последние три года ситуация в  отрасли постоянно ухудшается. В 2003 г. прибыль в целом по ЛПК снизилась на 30%. Более половины предприятий является убыточными. Резкий спад инвестиций в основной капитал ЛПК обусловил физическое старение основных производственных фондов и прежде всего их наиболее активной части – машин и оборудования.

      На  предприятиях эксплуатируется значительное количество полностью амортизированного оборудования, в результате чего увеличиваются производственные затраты, снижается конкурентоспособность выпускаемой продукции. Средний возраст машин и оборудования достигает 25 лет.

5. Проблема комплексного использования сырья, пути ее решения. Показатели эффективности переработки древесины и отходов

      Правительством  РФ взят курс на ускоренное развитие внутренней переработки древесины и импортозамещение. Наши условия вывоза необработанной древесины становятся одними из самых жестких в мире (см. на странице 5 Постановление Правительства № 75 от 5 февраля 2007 г.).

      Это стратегическое решение. Оно дает четкий сигнал, адресованный как российским заготовителям и лесоэкспортерам, так и зарубежным покупателям древесины.

      Россия, как известно, занимает первое место  в мире по объемам лесных ресурсов. Известны также высокие качественные характеристики нашей древесины  хвойных и твердолиственных пород. Мы располагаем огромным потенциалом увеличения заготовок древесины с одновременной пользой для экологии, бюджета и лесного бизнеса. Только в экономически доступной зоне это порядка 120 млн кубометров в год.

      Однако  наращивание заготовок как таковых не является для нас самоцелью. За десять лет объемы экспорта круглого леса возросли в 2,5 раза. Мы обеспечиваем 40% предложения необработанной хвойной древесины на мировом рынке.

      До  определенного времени мы мирились с таким положением дел. Все последние годы мы сохраняли чрезвычайно либеральный режим вывоза необработанной древесины. Сегодня у нас вывозная пошлина - всего 6,5% от таможенной стоимости, что гораздо ниже, чем в Бразилии, Канаде, США и других странах-экспортерах.

      Однако такая ситуация нас больше не устраивает. В России продолжается экономический подъем. В этих условиях прогнозируем возрастание внутреннего спроса на древесину. Поэтому правительство РФ приняло решение о поэтапном и значительном повышении вывозных пошлин на необработанную древесину в течение трех лет. К январю 2009 года ставка достигнет 80% от номинальной стоимости, но не менее 50 евро за 1 кубометр.

      Принятое  решение полностью соответствует  нашим национальным интересам, международным  нормам и правилам ВТО. Разумеется, мы никому не запрещаем экспорт необработанной древесины; мы просто хотим, чтобы эксплуатация природных ресурсов России приносила бы максимальную пользу национальной экономике и бюджету.

      Повышение вывозных пошлин на древесину должно быть рассмотрено в более широком контексте масштабного реформирования всего лесного сектора экономики России. В текущем году введен в действие новый Лесной кодекс РФ. Начался принципиально новый этап развития нашего лесного хозяйства.

      Проведена радикальная децентрализация лесоуправления. Регионам предоставлены все основные права и полномочия по управлению лесами. Расширены возможности для привлечения инвестиций и освоения новых технологий. Повышены права и ответственность лесопользователей. В течение текущего года будет прекращено совмещение государственного управления лесами и ведения лесного хозяйства.

      Сняты ограничения на лесопользование, не соответствующее общепринятой международной  практике. Доступ к аренде лесных участков сроком до 49 лет переведен на аукционную основу. Лесной кодекс предусматривает также доступ к лесным ресурсам на основе инвестиционных соглашений по глубокой переработке древесины в увязке с развитием лесной инфраструктуры.

      Права аренды лесных участков введены в  гражданско-правовой оборот в форме залога под кредиты, переуступки прав, субаренды. Мы сохраняем государственную собственность на леса, но одновременно открываем принципиально новые возможности для ведения лесного бизнеса, для привлечения инвестиций и освоения новых технологий.

      Все эти меры задают ясные правила российскому и зарубежному лесному бизнесу: участки лесного фонда предоставляются на максимально либеральных условиях; арендатор должен вести лесное хозяйство, включая лесовосстановление; арендатор должен ориентироваться на внутреннюю переработку.

      Стратегический  акцент делается на развитие лесного  образования и переподготовку кадров. Особенно важной считаем поддержку  лесных программ и конкурсов для  детей школьного возраста. На наш  взгляд, это наиболее эффективная  инвестиция в будущее лесов, и в этом процессе ФАО должна занять гораздо более активную позицию.

      Предусмотрены также значительные государственные  инвестиции в новую систему национальной лесной инвентаризации, базирующейся на новейших информационных и аэрокосмических  технологиях.

Информация о работе Лесная промышленость