Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:25, курсовая работа
Лесопромышленный комплекс Российской Федерации (далее – ЛПК) является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которая обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности страны: машиностроение, горнодобывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, а также потребности населения страны.
1. Состав лесопромышленного комплекса 3
2. География и качественная оценка лесных ресурсов России по федеральным округам и субъектам РФ 5
3. Экономико-географическая характеристика и география: а) лесозаготовительной, б) деревообрабатывающей, в) лесохимической, целлюлозно-бумажной промышленности в России по ФО и субъектам РФ 11
4. Крупнейшие лесопромышленные комплексы (ЛПК) в России 15
5. Проблема комплексного использования сырья, пути ее решения. Показатели эффективности переработки древесины и отходов 16
6. Оценка уровня развития отраслей лесопромышленного комплекса в России в сравнении с зарубежными странами 20
7. Ведущие экспортеры и импортеры продукции на мировом рынке, место России в торговле продукцией лесного комплекса 24
Задания 27
Список литературы 32
Лесопромышленный комплекс России, включающий лесозаготовительные предприятия, а также компании деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в настоящее время не относится к числу ведущих отраслей российской индустрии. Его доля в структуре промышленного производства в 2001 г. составляла 4,4%, занимая по этому показателю лишь 7-е место. Вместе с тем, численность занятых в отрасли превышает 1 млн человек, что придает ей высокий уровень социальной значимости.
Общее
число предприятий, функционирующих
в сфере лесозаготовки и
Рис. 1. Уровень концентрации производства в лесной промышленности, %*
*
приводится средневзвешенный
Лесопромышленный
комплекс более остро чем другие
отрасли промышленности ощутил влияние
экономического кризиса 90-х годов. Спад
производства в отрасли начиная
с 1993 г. существенно опережал общероссийские
темпы сокращения выпуска продукции, причем
с течением времени разрыв расширялся.
Посткризисное улучшение общеэкономической
конъюнктуры позитивно отразилось на
лесной промышленности. Уже в 1999 г. рост
производства в отрасли составил 118% к
уровню предыдущего года. Однако в дальнейшем
динамика развития отрасли стала постепенно
снижаться. В результате в 2001 г. выпуск
продукции лесной промышленности составлял
менее половины объемов, достигнутых в
1990 г., тогда как в целом по России этот
показатель находился на уровне 58% (рис.
2.1.2).
Единственным сегментом лесного комплекса, где в 2001 г. сохранилась тенденция к росту производства, являлась целлюлозно-бумажная промышленность. Лесозаготовительные предприятия, а также компании, занятые в деревообработке, вынуждены были сократить выпуск продукции (рис. 1).
Рис. 1. Динамика объемов производства в основных отраслях лесного комплекса России в 2001 г., в % к 2000 г.
Общий объем вывозки древесины, определяющий показатели деятельности лесозаготовительных предприятий, составил в 2001 г. 87,2 млн куб. м. Однако значительная часть лесозаготовок ведется в теневом секторе и не отражается в официальной статистической отчетности. Нелегальная вырубка древесины в настоящее время приняла исключительно большой масштаб. По некоторым оценкам, их объем составляет не менее 20% от показателей, регистрируемых Госкомстатом. Такая «конкуренция» негативно сказывается на показателях легального бизнеса. Объем вывозки древесины в 2001 г. сократился по сравнению с предыдущим годом на 2,2%. В начале 2002 г. падение лесозаготовки существенно ускорилось: спад увеличился до 7,6% (табл. 2).
Таблица 2
Сокращение производства в сегменте деревообработки связано, главным образом, со снижением выпуска пиломатериалов. В 2001 г. суммарный выпуск данной продукции составил 17,3 млн куб. м, что на 4,2% меньше, чем в предыдущем году. В начале 2002 г. спад продолжился, причем его темпы несколько ускорились. Выработка более технологичной продукции — фанеры и древесностружечных плит в течение последних лет демонстрирует достаточно заметный рост. Выпуск этой продукции увеличился в 2001 г., соответственно, на 7,2% и 8,2%, при этом по производству фанеры российские предприятия, используя возможности для увеличения объемов экспорта в развитые страны (США, Великобритания, Германия), практически достигли показателей 1990 г.
Наиболее
успешно в течение последних
лет функционирует целлюлозно-
Структура
лесопромышленного комплекса
Производством
лесопромышленной продукции в настоящее
время занимается свыше 20 тысяч предприятий.
Общие количественные результаты приватизации
государственного и муниципального имущества
в лесопромышленном комплексе в 1993–2003
гг. представлены в табл. 3.
Таблица 3
ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Число
приватизированных |
1993 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 20031) |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 909 | 198 | 119 | 62 | 34 | 13 | 23 | 10 | 8 |
6 |
1)
По имущественным комплексам
государственных и
Процесс приватизации наиболее глубоко затронул предприятия ЛПК, специализирующиеся на производстве целлюлозно-бумажной продукции (по состоянию на 1 января 2003 г. в частные руки перешло до 97% предприятий). Предприятия, в уставном капитале которых имеются государственные пакеты акций, составляют всего 5%.
Иностранный капитал, как правило, участвовал в приватизации наиболее перспективных, ориентированных на экспорт предприятий, выпускающих продукцию глубокой переработки древесины.
Однако на самых крупных и перспективных предприятиях ЛПК, где доли акций, владельцами которых выступают иностранные фирмы, составляют от 40 до 90%, деятельность представителей государства не обеспечена должными правовыми и институциональными ресурсами и потому является неэффективной. При этом представители государства не несут никакой правовой ответственности за результаты деятельности акционерного общества, исполняют свои обязанности формально и практически не участвуют в решении задач по обеспечению интересов государства в этой сфере.
В последние три года ситуация в отрасли постоянно ухудшается. В 2003 г. прибыль в целом по ЛПК снизилась на 30%. Более половины предприятий является убыточными. Резкий спад инвестиций в основной капитал ЛПК обусловил физическое старение основных производственных фондов и прежде всего их наиболее активной части – машин и оборудования.
На предприятиях эксплуатируется значительное количество полностью амортизированного оборудования, в результате чего увеличиваются производственные затраты, снижается конкурентоспособность выпускаемой продукции. Средний возраст машин и оборудования достигает 25 лет.
Правительством РФ взят курс на ускоренное развитие внутренней переработки древесины и импортозамещение. Наши условия вывоза необработанной древесины становятся одними из самых жестких в мире (см. на странице 5 Постановление Правительства № 75 от 5 февраля 2007 г.).
Это стратегическое решение. Оно дает четкий сигнал, адресованный как российским заготовителям и лесоэкспортерам, так и зарубежным покупателям древесины.
Россия, как известно, занимает первое место в мире по объемам лесных ресурсов. Известны также высокие качественные характеристики нашей древесины хвойных и твердолиственных пород. Мы располагаем огромным потенциалом увеличения заготовок древесины с одновременной пользой для экологии, бюджета и лесного бизнеса. Только в экономически доступной зоне это порядка 120 млн кубометров в год.
Однако наращивание заготовок как таковых не является для нас самоцелью. За десять лет объемы экспорта круглого леса возросли в 2,5 раза. Мы обеспечиваем 40% предложения необработанной хвойной древесины на мировом рынке.
До определенного времени мы мирились с таким положением дел. Все последние годы мы сохраняли чрезвычайно либеральный режим вывоза необработанной древесины. Сегодня у нас вывозная пошлина - всего 6,5% от таможенной стоимости, что гораздо ниже, чем в Бразилии, Канаде, США и других странах-экспортерах.
Однако такая ситуация нас больше не устраивает. В России продолжается экономический подъем. В этих условиях прогнозируем возрастание внутреннего спроса на древесину. Поэтому правительство РФ приняло решение о поэтапном и значительном повышении вывозных пошлин на необработанную древесину в течение трех лет. К январю 2009 года ставка достигнет 80% от номинальной стоимости, но не менее 50 евро за 1 кубометр.
Принятое
решение полностью
Повышение вывозных пошлин на древесину должно быть рассмотрено в более широком контексте масштабного реформирования всего лесного сектора экономики России. В текущем году введен в действие новый Лесной кодекс РФ. Начался принципиально новый этап развития нашего лесного хозяйства.
Проведена радикальная децентрализация лесоуправления. Регионам предоставлены все основные права и полномочия по управлению лесами. Расширены возможности для привлечения инвестиций и освоения новых технологий. Повышены права и ответственность лесопользователей. В течение текущего года будет прекращено совмещение государственного управления лесами и ведения лесного хозяйства.
Сняты ограничения на лесопользование, не соответствующее общепринятой международной практике. Доступ к аренде лесных участков сроком до 49 лет переведен на аукционную основу. Лесной кодекс предусматривает также доступ к лесным ресурсам на основе инвестиционных соглашений по глубокой переработке древесины в увязке с развитием лесной инфраструктуры.
Права аренды лесных участков введены в гражданско-правовой оборот в форме залога под кредиты, переуступки прав, субаренды. Мы сохраняем государственную собственность на леса, но одновременно открываем принципиально новые возможности для ведения лесного бизнеса, для привлечения инвестиций и освоения новых технологий.
Все эти меры задают ясные правила российскому и зарубежному лесному бизнесу: участки лесного фонда предоставляются на максимально либеральных условиях; арендатор должен вести лесное хозяйство, включая лесовосстановление; арендатор должен ориентироваться на внутреннюю переработку.
Стратегический акцент делается на развитие лесного образования и переподготовку кадров. Особенно важной считаем поддержку лесных программ и конкурсов для детей школьного возраста. На наш взгляд, это наиболее эффективная инвестиция в будущее лесов, и в этом процессе ФАО должна занять гораздо более активную позицию.
Предусмотрены также значительные государственные инвестиции в новую систему национальной лесной инвентаризации, базирующейся на новейших информационных и аэрокосмических технологиях.