Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:25, курсовая работа
Лесопромышленный комплекс Российской Федерации (далее – ЛПК) является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которая обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности страны: машиностроение, горнодобывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, а также потребности населения страны.
1. Состав лесопромышленного комплекса 3
2. География и качественная оценка лесных ресурсов России по федеральным округам и субъектам РФ 5
3. Экономико-географическая характеристика и география: а) лесозаготовительной, б) деревообрабатывающей, в) лесохимической, целлюлозно-бумажной промышленности в России по ФО и субъектам РФ 11
4. Крупнейшие лесопромышленные комплексы (ЛПК) в России 15
5. Проблема комплексного использования сырья, пути ее решения. Показатели эффективности переработки древесины и отходов 16
6. Оценка уровня развития отраслей лесопромышленного комплекса в России в сравнении с зарубежными странами 20
7. Ведущие экспортеры и импортеры продукции на мировом рынке, место России в торговле продукцией лесного комплекса 24
Задания 27
Список литературы 32
СОДЕРЖАНИЕ
Лесопромышленный комплекс Российской Федерации (далее – ЛПК) является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которая обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности страны: машиностроение, горнодобывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, а также потребности населения страны. В 45 субъектах Российской Федерации продукция комплекса составляет от 10 до 50% общего объема промышленного производства.
2007 год был благоприятным для развития лесного бизнеса:
-
возросла покупательная
- успешно реализуются программы строительства жилья, объектов социальной сферы, строительства животноводческих комплексов, ферм предприятиями сельского хозяйства;
-
увеличилось внутриобластное
Улучшение
финансового состояния
Увеличились объемы поставок продукции предприятий ЛПК Тюменской области (фанера, ЦСП ДСП) на экспорт.
На
рост объемов производства товарной
продукции предприятий
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области выпуск товарной продукции составил:
-
обработка древесины и
- производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки выросло на 11,8% - 1 548,6 млн.руб.
Неоднократные
попытки реорганизации
В настоящее время функции управления лесными ресурсами и координации лесоперерабатывающей промышленностью разделены. Вопросы, связанные с охраной и эксплуатацией лесов, находятся в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ, тогда как проблемы, относящиеся к сфере лесной промышленности, курирует Департамент промышленной и инновационной политики в лесопромышленном комплексе Минпромнауки РФ. Разделение полномочий в вопросах государственного управления лесным комплексом между двумя министерствами и очевидные диспропорции в генерируемых финансовых потоках, в ряде случаев приводят к снижению эффективности механизма государственного управления отраслью.
Количество предприятий, находящихся в государственной (или муниципальной) собственности, в настоящее время крайне невелико. По состоянию на начало 2001 г. их доля в общей численности лесопромышленных компаний не превышает 4%. Подавляющее большинство предприятий находится в частной собственности. Однако в основном это мелкие компании: если по числу предприятий "частный сектор" лесной промышленности составляет более 90%, то его доля в общем объеме производства существенно скромнее - 41% (рис. 2.5.1). Присутствует в отрасли и иностранный капитал, причем если общее количество компаний, принадлежащих иностранным владельцам, крайне ограниченно (всего 0,9% от общей численности), то их вклад в производство весьма весом - 25%.
Лес представляет собой растительность, основу которой составляют деревья, образующие сомкнутый полог. Понятие лес охватывает не только деревья, но и территорию, непосредственно занятую древесной растительностью, а также открытые пространства (прогалины, болота, и др.), если они не нарушают единство лесного покрова. Возможность длительного существования леса связана с его возобновлением. Возобновление может быть естественным и искусственным, осуществляемым путем посадки саженцев или посева семян лесных культур. Лес является источником получения разнообразных ресурсов, наиболее важным из которых является древесина. Кроме древесины в лесах заготавливаются второстепенные продукты леса — грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, живицы и т.д. Леса также являются местом обитания животных. Они могут использоваться для проведения охоты, организации отдыха и т.д. В лесах наиболее ярко проявляется возможность многоцелевого использования земли, связанного не с альтернативными, а дополняющими друг друга видами лесопользования. Помимо обеспечения человека материальными ресурсами лесные экосистемы участвуют в процессах круговорота кислорода и углекислого газа, регулируют речной сток, очищают атмосферу от вредных веществ. Леса представляют собой планетарное явление. Они являются важным компонентом биосферы, обеспечивая ее устойчивое функционирование. В последнее время во всем мире экологическим функциям экосистем придается все большее значение.
Россия является одним из самых богатых лесами государств. На ее долю приходится около одной пятой части всех лесов планеты. Площадь лесного фонда России составляет 12 млн км2 или почти 70% территории страны. В целях сохранения лесного потенциала и упорядочения системы лесопользования все леса в России поделены на три основные группы: первая группа — это наиболее экологически ценные леса (леса, выполняющие водоохранные, санитарно-гигиенические, рекреационные и другие подобные функции); вторая группа — это леса в малолесных районах с высокой плотностью населения, имеющие ограниченное по социальным и экологическим причинам эксплуатационное значение; третья группа — это леса, предназначенные для преимущественной заготовки леса. Леса первой группы составляют 21%, второй 6% и третьей группы — 73%.
Основные показатели работы лесопромышленного комплекса Российской Федерации представлены в табл. 1.
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ
И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1992 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Число действующих организаций (на конец года), тыс. | 8,2 | 16,4 | 20,4 | 20,9 | 22,4 | 21,2 | 23,0 | 21,8 |
Объем промышленной продукции, млрд. руб. (до 1998 г. – трлн. руб.) | 0,8 | 50,5 | 56,8 | 129 | 189 | 221 | 260 | 290 |
Среднегодовая
численность промышленно- |
1813 | 1383 | 1034 | 1057 | 1102 | 1054 | 1010 | 886 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1), млн. руб. (до 1998 г. – млрд. руб.) | 135 | 5864 | -11686 | 17874 | 16893 | 13337 | 8260 | 7437 |
Уровень рентабельности продукции1), % | 37,6 | 21,8 | 5,0 | 23,9 | 16,5 | 11,5 | 9,2 | 7,6 |
Производство: | ||||||||
вывозка древесины, млн плотных м3, | 238 | 116 | 78,2 | 90,1 | 94,8 | 96,3 | 97,0 | 91,8 |
в том числе деловой древесины | 183 | 88,7 | 61,5 | 73,0 | 77,1 | 79,9 | 80,5 | ... |
пиломатериалы, млн м3 | 53,4 | 26,5 | 18,5 | 19,2 | 20,0 | 19,0 | 18,6 | 17,9 |
клееная фанера, тыс. м3 | 1268 | 939 | 1102 | 1324 | 1484 | 1590 | 1821 | 1960 |
паркет, млн м2 | 7,2 | 4,0 | 2,0 | 2,3 | 2,1 | 1,8 | 1,8 | 1,6 |
древесностружечные плиты, тыс. условных м3 | 4522 | 2206 | 1568 | 1986 | 2335 | 2545 | 2744 | 3181 |
древесноволокнистые плиты, млн условных м2 | 427 | 234 | 194 | 243 | 278 | 283 | 310 | 321 |
целлюлоза, тыс. т | 5676 | 4197 | 3210 | 4225 | 4960 | 5272 | 5579 | 5752 |
бумага, тыс. т | 3608 | 2773 | 2453 | 2968 | 3326 | 3442 | 3552 | 3655 |
в том числе газетная: | ||||||||
тыс. т | 943 | 1458 | 1395 | 1622 | 1694 | 1732 | 1714 | 1814 |
млрд м2 | 20,0 | 30,5 | 29,9 | 35,0 | 36,9 | 38,0 | 37,9 | 40,3 |
Из нее массой 45 г/м2, млрд м2 | ... | 7,7 | 11,7 | 21,6 | 26,6 | 29,8 | 32,0 | 34,5 |
картон, тыс. т | 2157 | 1301 | 1143 | 1579 | 1985 | 2225 | 2428 | 2694 |
Технологическая и экономическая разобщенность комплекса лесохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятий, крайняя изношенность основных производственных фондов, отсутствие необходимых инвестиций, неурегулированность отношений, отсутствие национальной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов стали причинами малоэффективной деятельности лесопромышленного комплекса России в целом.
Приватизация предприятий лесопромышленного комплекса также не стала стабилизирующим фактором в их производственной деятельности и имела целый ряд негативных последствий:
– ускоренная приватизация и смена форм собственности привела на большинстве предприятий к резкому снижению объемов и эффективности производства;
– сложилась весьма размытая структура собственников в лице трудовых коллективов, не обладающих реальными ресурсами и не способных изыскать средства для технического перевооружения и модернизации производства и, собственно, для существования предприятий;
–
в результате чековой приватизации
не были решены задачи социальной защиты
населения, с одной стороны, и
возникло значительное число искусственных,
фиктивных субъектов
– содержание планов приватизации большинства предприятий не соответствовало ситуации в стране, носило характер пожеланий и не отражало реальную действительность, в результате такие предприятия не смогли эффективно реализовать свои акции с целью привлечения инвестиций в развитие производства;
– уставный капитал приватизируемых предприятий был определен в ценах на 1 июля 1992 года (а фактически – в ценах 1991 года), и до 1995 года величина этого капитала не пересматривалась, в результате чего произошло катастрофическое обесценивание уставных капиталов, что привело к массовой скупке акций;
–
продажа акций приватизируемых
предприятий лесопромышленного
комплекса по бросовым ценам привлекла
на этот рынок массу
– доходы от приватизации лесопромышленных предприятий не превысили 2% от их реальной стоимости;
–
отсутствие нормативных правовых актов
позволило обладателям
–
разрыв в процессе приватизации хозяйственных,
технологических и
–
потеря управляемости
–
институт представителей государства
на предприятиях, в уставных капиталах
которых остались государственные
пакеты акций, оказался малоэффективным,
в результате государство доходов
от использования указанных
Основными видами лесопользования является заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других); побочное лесопользование (сенокошение, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и др.). Важным видом лесопользования является охота и организация отдыха. Участки лесного фонда также предоставляются для ведения охотничьего хозяйства и для культурно — оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Плата за пользование лесными ресурсами устанавливается в виде лесных податей за определенный вид лесопользования или арендной платы за участок лесного фонда, передаваемый в пользовании на определенных срок. Для целей взимания платы за пользование лесными ресурсами Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню. Субъекты Российской Федерации на основании минимальных ставок платы устанавливают свои региональные ставки платы, которые представляют собой нормативную или назначенную государством цену леса на корню при его продаже лесопользователям. В литературе цена леса, который еще не срублен, но продается для целей вырубки, называется корневой стоимостью леса, а плата за лес на корню — попенной платой. До введения в нормативные документы термина «лесная подать» у нас в стране плата за лес, продаваемый на корню, называлась «попенной» платой.
Для выявления рыночных цен на лес разрешена продажа леса на корню на лесных аукционах. Цены на лес, складывающиеся на лесных аукционах называются аукционными. Они представляют собой рыночную стоимость древесины, продаваемой на корню. Их уровень существенно превосходит уровень цен на лес, установленных на основании минимальных ставок лесных податей. Так в 2001 году уровень аукционных цен в среднем превысил стоимость леса, проданного по минимальным ставкам в 4-4,7 раза. При средней аукционной цене древесины 80 руб. за м3 в 2001 году, ее величина достигать в отдельных регионах 250-360 руб. за м3.