Кластеры как новые инновационные формы организации организации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:34, реферат

Описание работы

В условиях глобализации экономических процессов для завоевания и удержания конкурентных преимуществ и для преодоления кризисов эко-номическим системам необходима постоянная ориентация на инновации. Производственные инновации, то есть усовершенствования в области техники, технологии, организации производства и выпускаемой продукции должны быть неотъемлемой частью производственно-хозяйственной деятельности любых экономических систем, заботящихся о своих успехах.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность кластеров, их виды и роль в экономике. 2.Кластеры как фактор инновационного развития. . 3.Направления кластерной политики государства: : а) Мероприятия, направленные на активацию и развитие всех кластеров в рамках региона (страны). . б) Мероприятия по активации и развитию конкретного кластера. . Заключение Список использованной литературы . Приложения

Работа содержит 1 файл

кластеры реферат.docx

— 170.71 Кб (Скачать)

     а)Мероприятия, направленные на активацию и развитие всех        к                       кластеров в рамках региона (страны)

Главная особенность кластерной политики, направленной на развитие всех кластеров в регионе (стране), заключается  в том, что она является не дополнительным инструментом государственного управления (в их длинном ряду), а, скорее, новым  подходом к использованию имеющегося инструментария. Проблема активации  и развития кластеров заключается  не в недостатке новых оригинальных мероприятий, а в том, что существующие инструменты неэффективны.                                                                         Кластерный подход позволяет систематизировать усилия государства (в лице федеральные министерств и ведомств, с одной стороны, и федеральных и региональных органов власти, с другой), путем выделения нового объекта управления – кластера.

Ориентация на кластеры позволяет  определить место и роль каждого  субъекта кластера и, таким образом, выявить пути максимального повышения  конкурентоспособности всех его  участников от мероприятий государственной  поддержки. Например, в кластере может  быть слабо представлен малый  бизнес, что позволит конкретно (с  учетом тематической специфики и  конкретного местоположения) принимать  решения по государственному воздействию. Возможна также ситуация монополизации  какого-то из звеньев в цепочке  создания добавленной стоимости, что  потребует соответствующей реакции  со стороны ФАС. Предполагаемой проблемой  многих хозяйственных агломераций, которая не была решена и в докризисный  период, будет отсутствие специализированных финансовых организаций, ориентированных на фирмы кластера.

Будучи интегрированным  в различные виды экономической  политики государства, кластерный подход переориентирует их с учетом необходимости  активации и развития кластеров.(приложение1)

Конкретные мероприятия  по активации и развитию кластеров  определяются исходя из места и роли кластерной политики в государственном  управлении. Ценность активации и  развития кластеров в экономике  заключается в том, что кластеры способствуют интенсификации инновационной  активности хозяйствующих субъектов. Наличие кластеров служит одним  из признаков инновационной экономики. Закономерным в этой связи, является тот факт, что в двух третях стран  европейского союза кластерная политика является частью инновационной политики. Ни отдельное предприятие, ни регион, ни отрасль не подходят для того, чтобы быть рамкой для эффективной инновационной политики в современных условиях.

Кластерный подход позволяет  систематизировать и, тем самым, повысить инновационную составляющую в рамках перечисленных политик, сделать их органическими элементами инновационной политики государства .

Таким образом, множество  мероприятий, входящих в состав указанных  политик, могут быть использованы для  активации и развития кластеров. Вопрос лишь в том, чтобы данные мероприятия  использовались непротиворечиво и  последовательно.

Также важным является вовлечение в процесс активации и развития кластеров недавно созданных  институтов развития. Прежде всего, речь идет об Инвестиционном фонде, государственной  корпорации "Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО  «Российском Венчурном Фонде», механизмах поддержки инновационного малого и  среднего предпринимательства, создании технопарков и бизнес-инкубаторов, формировании особых экономических зон, и пр.

            б)Мероприятия по активации и развитию конкретного кластера

За мероприятиями по активации  и развитию кластера в литературе устойчиво закрепилось название кластерных инициатив.

 «Кластерные инициативы – это скоординированные усилия государственных органов, бизнеса и научного сообщества по (активации – Е.К.) и развитию кластеров в регионе».

Государство является одним  из возможных субъектов кластерных инициатив, помимо фирмы (участвующей  индивидуально или через организации  по сотрудничеству – торговые ассоциации, палаты, союзы и прочее) и научного сообщества. В идеале все три стороны  должны быть вовлечены в развитии кластера.

Вместе с тем, следует  отметить, что термин кластерная инициатива недостаточно точен, его смысл слишком широк. В этой связи, мы предлагаем использовать понятие кластерного проекта, под которым понимается инвестиционный проект, который должен отвечать следующим критериям:                                                                                                                         -Решать общие для всех участников кластера проблемы, преодолевать «узкие» места в повышении конкурентоспособности.

 -Способствовать интеграции участников (в том числе потенциальных) кластера.

 -Иметь инновационное содержание. Инновации, в данном случае, целесообразно понимать в широком смысле (включающем маркетинговые, финансовые и пр. нововведения)

По сути, кластерные проекты  направлены на установление взаимовыгодных отношений, определяющих движение к  Порето-эффективности, на основе производства и потребления инноваций.

Исследование европейскими учеными множества целей кластерных инициатив по всему миру позволило  им обобщить их в нескольких категориях: развитие социального капитала (формирование сетей); поощрение экспансии компаний, входящих в кластер; инновационная  деятельность и распространение  технологий; обучение; коммерческой партнерство; политическое лоббирование. Более детально типовые цели кластерных проектов  представлены в приложении 2 .Одной из самых важных функций государственной власти  является финансирование. Опросив участников более двухсот кластерных инициатив по всему миру, авторы ClusterInitiativesGreenBook, пришли к выводу, что в большинстве из них финансирование осуществляется за счет средств государства (организационная роль выражена слабее) (см. Рис. 1). При этом, хотя речь идет о развитии конкретных кластеров, ресурсы зачастую используются федеральные, возможно на условиях софинансирования со стороны региональных властей.

Рис 1. Организация и финансирование кластерных проектов в развитых странах. Результаты анкетирования, в%.

Государственное финансирование должно играть роль фактора, привлекающего  организации в кластер (до тех  пор, пока они не осознали преимущества кластерных проектов). И наоборот, если государство не финансирует активацию  кластера, то это может привести к невостребованности кластерного подхода.  Особенно в условиях кризиса, когда многие фирмы нацелены на выживание, вряд ли можно возлагать надежды на то, что они найдут у себя средства на покрытие первоначальных затрат активации кластера. Более того, неудачный старт может дискредитировать саму идею кластера.

 

Рис. 2. Источники финансирования кластерных проектов в различных экономиках, в %.

Более позднее исследование, посвященное исключительно развивающимся  и транзитивным странам выявило  интересную закономерность. Несмотря на то, что общим местом является заявление о чрезмерном государственном  влиянии на экономику в большинстве  развивающихся и транзитивных стран, роль государства как источника  финансирования кластерных проектов в  этих странах оказалось существенно  меньшей по сравнению с развитыми странами (см. рис.2). Данный факт тем более интересен из-за того, что в Европейском Союзе транзитивные страны характеризуются более важной ролью министерства финансов в реализации кластерной политики, тогда как развитые страны отдают предпочтение тематическим министерствам. Данная закономерность полностью характерна и для России. С одной стороны, министерство финансов является ключевым в экономическом блоке Правительства, с другой стороны, оно же составляет серьезную экспертную оппозицию реализации кластерной политики. Как следствие, более чем скромные результаты Российской Федерации в деле активации и развития кластеров (и вообще на инновационном фронте) даже по сравнению со странами Восточной Европы. Разрыв объясняется, в том числе и тем, что во многих развивающихся и транзитивных странах недостаточное государственное финансирование компенсируется за счет активности международных организаций – доноров (таких как USAID, UNIDOи пр.). К сожалению, в России их роль малозначительна.

Интересно также отметить схожую долю бизнеса в финансировании кластерных проектов в транзитивных, развивающихся и развитых странах. Тем самым разрушается не только миф о чрезмерном влиянии государства, но и миф о пассивности российского бизнеса.

Главным инструментом государства  в сфере активации и развития кластеров является финансирование комплексных программ развития кластера. Данный инструмент стал популярен в 90-х годах и доказал свою высокую эффективность. Его суть заключается в том, что государство организует конкурс на оказание финансовой поддержки программам, объединяющим, прежде всего, бизнес (крупный и мелкий) и научные и образовательные учреждения .Такие программы совместного развития вполне могут сочетать как инфраструктурные проекты (характерные для промышленной политики), так и проекты, направленные на развитие инновационно ориентированного взаимодействия субъектов в кластере.

Отличительной чертой комплексной  программы развития кластера является интеграция широкого круга взаимосвязанных  организаций и снижение фактора  ограничения конкуренции и одностороннего распределения выгод от государственной  поддержки. Программа InnoRegioбыла направлена, как раз таки, на активацию потенциала всей территории (речь шла об отсталых Восточных землях) через воздействие на потенциальные точки роста.

Сочетание приоритетности и  внимания к принципам конкуренции  позволяет существенно повысить эффективность государственных  мероприятий.

                                           Заключение

Итак, кластер, как особая форма территориальной  и индустриальной политики государства, получил развитие в европейском  сообществе в 90-е годы. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически. В экономической системе кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой мелкие.

Для выделения кластера важны три  характеристики: наличие географической локализации, общность производимой продукции (ресурсов, технологии), тесные взаимосвязи  между фирмами внутри кластера.

Наиболее  важной особенностью промышленного  кластера является сочетание конкуренции  и кооперации между участвующими фирмами. Тесные кооперационные связи  между фирмами в кластере приводят к положительным синергетическим  эффектам, поэтому успех одной  фирмы в кластере не отделим от общего успеха кластера.

Ключ  к успеху кластера - цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение  поддержки от лидеров, от административного  ресурса региона. В период постиндустриальной экономики кластеры - группы предприятий, в том числе средних и малых, находящихся на одной территории. Кластеры выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом. 

Кластер в конечном итоге нужен для  того, чтобы предприятия работали на рынке не порознь, а вместе - против других конкурентов. И в то же время, чтобы внутри региона они конкурировали  между собой. Ибо без конкуренции  технического прогресса не будет.

                         Список используемой литературы

1. Белякова, Г.Я. Кластер как форма  организации промышленного производства / Г.Я.Белякова // Вестник Сиб ГТУ. - 2005. - №1.

2. Горшенева О.В.Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах / О.В.Горшенева // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. - 2006. - № 4.

3. Егоров, О.И. Зарубежный опыт региональной  науки, региональной политики  и территориального развития / О.И.  Егоров, О.А. Чигаркина // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 1.

4. Инновационный потенциал: современное  состояние и перспективы развития: монография / В.Г.Матвейкин, С.И.Дворецкий, Л.В.Минько и др. - М.: Машиностроение-1, 2007. - 284 с.

5. Ларионова Н.А.Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона / Н.А.Ларионова // Экон. вестник РГУ. - 2007. - №1. - С.182.

6. Концепция пространственного социально-экономического  развития Красноярского края  до 2020 г.: монография / Коллектив авторов. -- Красноярск: Поликор, 2008. - 122 с.

7. Меньшенина, И. Г. Кластерообразование в региональной экономике: монография / И.Г.Меньшенина, Л.М.Капустина. - Екатеринбург: УГЭУ, 2008. - 154 с.С.83.

8. Модели организации региональных  промышленных кластеров: обзор  международного опыта // ЦРЭИ УрГУ. - 2008. - №2. - 31 с.

9. Портер, М. Э. Конкуренция / Пер.  с англ.: уч.пос. - М.Э.Портер. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.

10. Развитие кластеров: сущность, актуальные  подходы, зарубежный опыт / авт.-сост. С.Ф.Пятинкин, Т.П.Быкова. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.

11. Руднева, П.С. Опыт создания  структурных кластеров в развитых  странах / П.С.Руднева // Экономика региона. - 2007. - №18.

12. Фёдорова, И.С. Промышленные кластеры: организация, эффективность, эволюция / И.С.Фёдорова. - Красноярск: КрасТУ, 2004. - 43 с.

13. Ферова, И.С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона: Монография / И.С.Ферова. - Красноярск: КГУ, 2005. - 98 с.

14. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В.Цихан // Теория и практика управления. - 2003. - № 5.

 

Приложение 1

 

Цели кластерных инициатив             Приложение 2

Категории Целей

                  →

Развитие социального капитала (формирование сетей)

Экспансия (рост) компаний

Инновационная деятельность и распространение  технологий

Обучение

 

Коммерческое партнерство

Лоббистская деятельность

Редкость цели            ↓

Распространенные

 

цели (75% всех кластерных инициатив)

Интеграция фирм / людей

 

Рост фирм

 

Содействие повышению конкурентоспособности.

 

Создание новых технологий

     

Относительно распространенные

 

цели (50% всех кластерных инициатив)

Распространение информации о кластере

Создание бренда региона.

 

Привлечение фирм

 

Положительные экстерналии

 

(spin-offs)

Анализ направлений НТП.

 

Распространение технологий в кластере.

 

Улучшение производственного процесса.

Обучение и повышение квалификации:

 

- в технической области,

 

- в сфере управления.

Содействие экспорту.

 

Бизнес поддержка компаниям  кластера.

 

Сбор информации о рынках.

Лоббирование инфраструк-

турных проектов

Редкие

 

цели (25% всех кластерных инициатив)

Изучение кластера.

 

Создание отчета о кластере

Предоставление услуг бизнес-инкубатора.

 

Повышение стимулов для прямых иностранных  инвестиций.

Установление стандартов технического регулирования

 

Координация сбытовой деятельности.

 

Ограничение конкуренции

Улучшение регулирования и политики.

 

Лоббирование субсидий.

 

Частные инфраструк-

турные проекты

Информация о работе Кластеры как новые инновационные формы организации организации экономики