Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 06:20, курсовая работа
В сегодняшнем мире туризм играет всё большую роль как в способе отдыха, развлечения и познания мира, так и в росте экономического благополучия стран и территорий. По данным Всемирной организации туризма, экспорт туристических услуг составляет сегодня 30% от всех экспортируемых услуг и около 6-7% всех экспортируемых товаров и услуг. По прогнозам этой организации количество только заграничных туристических поездок в ближайшее время будет неуклонно расти – примерно на 3,3% в год, - и к 2030 году их количество достигнет 1,8 милли-рдов в год, что означает 5 миллионов человек, пересекающих границы госу-дарств каждый день с целью отдыха, деловых и дружеских встреч и т.д.
введение……………………………………………………………… 2
глава 1. кластерный подход к
регулированию туристического бизнеса……………….4
глава 2. основные черты туристского
кластера байкальского региона……………………………6
глава 3. направления государственной
поддержки туристского кластера в
байкальском регионе……………………………….…………..16
заключение………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
В республике Бурятия в 2010 году насчитывалось 218 коллективных средств размещения предоставляющих услуги гостиниц (гостиницы, мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) и специализированных коллективных средств размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристские базы и др.). Все эти учреждения оказали услуг на сумму чуть более 1 миллиарда рублей (на 13,5%больше, чем в 2009 году). Но коэффициент загрузки гостиниц и санаториев в Бурятии (число фактически предоставленных ночевок к их максимально возможному количеству) в 2010 году составил 0,29.
Еще один важный аспект инфраструктуры – обеспечение кластера квалифицированным и компетентным персоналом. На территории Иркутской области подготовку специалистов для туристской сферы осуществляют 7 ВУЗов, 5 средне-специальных образовательных учреждений и 33 учреждения начального профессионального образования. (6) В учебных учреждениях Бурятии подготовка специалистов для сферы туризма осуществляется по 16 специальностям.(14) Но в сфере обслуживания туристов около 80% персонала не требуется высокая квалификация, и население не рассматривает свой труд и свой стиль жизни как главный ресурс достижения благосостояния. Частный бизнес в одиночку не может справиться с этой проблемой, здесь нужна системная партнёрская работа государственных учреждений и частного бизнеса.
Информационная инфраструктура также страдает недостаточностью: информационных центров открытых в местах скопления туристов, недостаточно. В Бурятии, например, по данным республиканского агентства по туризму, работают всего шесть информационных центров, три из которых расположены в Улан-Удэ. Основным источником информации на месте часто оказывается лишь туроператор, организовавший путешествие. Хотя в настоящее время совместными усилиями туроператоров и государственных институтов создаются информационные ресурсы, доступные на улицах города и в интернете как россиянам, так и иностранным туристам.
4. Существование устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации. Экономические связи между фирмами необходимы для организации туристских бизнес-процессов, лоббирования интересов, преодоления общих проблем, поддержки согласованности действий, реализации совместных проектов. Без устойчивых экономических связей невозможно создать качественный и конкурентоспособный турпродукт. (2)
Туроператоры, организующие стандартные и индивидуальные тур-пакеты, работают в тесной взаимосвязи со множеством поставщиков конкретных услуг – гостиницами, транспортными предприятиями, музеями, гидами, информационными службами, страховыми компаниями и т.д. Большинство компаний зарегистрированы не позднее 2005 года, а их сотрудники имеют стаж в этой области деятельности не менее 10 лет. Базы данных о компаниях-партнёрах у туроператоров накапливаются годами и передаются из поколения в поколение. Большинство туров, продаваемых иностранным туристам, - путешествие по России, Монголии, Китаю, поэтому чёткая согласованность множества партнёров – залог успешной работы и постоянства клиентов.
5. Способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг. Этот критерий непосредственно вытекает из первого и второго признакова, так как наличие среди потребителей туристских услуг этих категорий туристов говорит о том, что данная территория обладает какими-либо уникальными характеристиками интересными для туристов, имеющих десятки альтернативных вариантов своего отдыха. И, местный туристский комплекс способен создавать такие турпродукты и условия для отдыха, которые приемлемы для требовательных туристов.(2)
Структура иностранного турпотока меняется с течением времени[2], и турфирмы вынуждены своевременно реагировать на такие изменения: кроме языка меняется контент туров, качество гостиничного обслуживания, предпочтения в питании и способах передвижения. Тем не менее, самым требовательным клиентом чаще всего оказывается российский турист: стоимость тура для россиян из западных регионов складывается из стоимости проезда+стоимость проживания, питания, обслуживания, и если 2-5 лет назад стоимость проезда составляла две трети стоимости всего тура, то сейчас туристы предпочитают заплатить за комфортное проживание, дорогие развлечения (поездка на теплоходе, персональные трансферты, персональный гид и т.д.) гораздо чаще, и требования к качеству предоставляемых услуг, соответственно, тоже возросли. Туроператоры к таким запросам подходят довольно гибко и в 90% случаев такие VIP-клиенты уезжают из Иркутска с хорошими воспоминаниями и становятся постоянными клиентами. Качество турпродукта в активном приключенческом секторе тоже достаточно высокое: 100% туристов, приезжающих на сплавы или восхождения и имеющие опыт таких походов в других регионах страны и мира отмечают очень высокий уровень организации. Более половины таких туристов приезжают по рекомендациям друзей и коллег.
6. Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе. Такие институты появляются как факт признания важности данной деятельности для экономики территории, во-вторых, как осознанная необходимость в регулировании и развитии туристского бизнеса региона.
Администрация республики Бурятия определила туристскую отрасль как одну из приоритетных в регионе, поэтому к настоящему моменту уже действует ряд государственных институтов и некоммерческих организаций, призванных активно способствовать развитию отрасли. Республиканское агенство в 2009 году запустило информационный портал на пяти языках. На территории двух субъектов кроме агентств по туризму работают и некоммерческие партнёрства. При правительстве Иркутской области действует Общественный совет по туризму, в который кроме госструктур вошли представители туроператоров, гостиничного сектора, выставочного комплекса, учебных заведений, готовящих специалистов для турбизнеса. Кроме того, в регионе работают Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма, Байкальский филиал Российской гостиничной ассоциации, Байкальская ассоциация делового туризма. Все организации координируют свою работу как на собственной территории, так и совместно продвигают регион на международном рынке. Бурятское правительство в 2000 году разработало логотип, который должен способствовать узнаванию территории на всех международных и российских выставках.
Рисунок 1.Логотип туризма Бурятии.
Таким образом, в Байкальском регионе, на территории двух субъектов исторически и экономически сложился крупный туристический кластер. Но существует ряд барьеров, мешающих его успешному развитию. Ещё раз перечислим их.
1. Недостаток базовой инфраструктуры (автодороги, порты/причалы, полигоны ТБО, мусороперерабатывающие заводы, и т.д.), что является основным препятствием для привлечения частных инвестиций в объекты туристской инфраструктуры.
2. Расположение привлекательных для развития туризма и отдыха мест в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где введен запрет на ведение хозяйственной деятельности, за исключением мест расположения особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
3. Ярко выраженная сезонность туристического потока.
4. Невысокий уровень обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостаточного количества высококвалифицированного младшего и линейного персонала
5. Высокие транспортные тарифы на пассажирские перевозки на авиационном и железнодорожном транспорте из центральной части России до г. Иркутска и обратно.
Важным условием для преодоления этих барьеров должно быть конструктивное частно-государственное партнёрство в сочетании с кластерным подходом развития территории.
глава 3. направления государственной поддержки туристского кластера в байкальском регионе
Теория кластеров заключается в активной работе частного бизнеса и местного населения при мягкой и неизбирательной поддержке государства. Частный бизнес в целом способен преодолеть основные барьеры и сделать туризм устойчивой и конкурентоспособной отраслью. Роль государства нам видится в следующем:
1) совершенствование правовых механизмов защиты потребителей туруслуг, в том числе института финансовых гарантий туроператоров, механизмов разрешения масштабных проблем на туристском рынке, облегчение визового, таможенного режимов и т.п.;
2) стандартизации туристских услуг, разработки и внедрения новых, более современных профессиональных стандартов,
3) создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения в отрасль частного капитала и создания условий для честной конкуренции;
4) совершенствование транспортной, туристской, инженерной, информационной инфраструктуры.
Основными направлениями государственной поддержки развития туристских кластеров в России в настоящее время выбраны кластерный подход и программно-целевое планирования, они изложены в
1) Федеральном закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на основе которого создан проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» на территории Слюдянского районного муниципального образования (горнолыжный курорт «Гора Соболиная» и местность «Мангутай»)
2) федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";
3) региональной целевой программе «Развитие въездного и внутреннего туризма в Иркутской области на 2011 – 2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 2 декабря 2010 года № 317-пп.
4) муниципальной целевой программе «Содействие развитию туризма в Иркутске на 2009-2012 годы», утверждена решением Думы г. Иркутска № 004-20-540903/8 от 22.10.2008г.
5) муниципальной целевой подпрограмме «Развитие туризма в Байкальском муниципальном образовании на 2008-2010г.», утверждена решением Думы Байкальского городского поселения №54-2 гд от 27.06.2008г.
Постановлением Правительства РФ N 644 от 2 августа 2011 г. принята Федеральная целевая программа "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2011 - 2018 годы". В Программе заявлена стратегия кластерного подхода к развитию туризма. Не совсем корректно в целях провозглашается «создание кластеров» и очерчиваются их границы. Так, в Прибайкалье предлагается «создать» четыре кластера на территории Республики Бурятия: "Подлеморье", "Кяхта", "Байкальский" и "Тункинская долина». На наш взгляд, кластер давно сформирован, и территориально он охватывает все эти направления плюс прибайкальские территории Иркутской области и Эхирит-Булагатского района: Иркутск, Листвянка, Слюдянский район, Северо-Байкальск и его окрестности, Усть-Орда, Ольхонский район, Большое и Малое Голоустное и пр. Турагенства предлагают гибкие маршруты, включающие разнообразные сочетания указанных дестинаций, поэтому выделять какие-либо из них в отдельные кластеры с функциональной точки зрения представляется нецелесообразным. Более того, устоявшийся десятилетиями маршрут иностранных туристов «Москва – Екатеринбург – Иркутск – (Улан-Удэ) – Улан-Батор – Пекин» предполагает пересечение интересов организаций, предоставляющих туристические услуги, и как следствие, их тесное взаимодействие.
Мероприятия, прописанные в федеральной целевой программе, направлены на решение насущнейших проблем кластера – создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры в том числе системы субъектов электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры. Именно решение этих проблем может существенно повысить качество оказываемых услуг и удовлетворение спроса наиболее взыскательного клиента, что по теории М.Портера является движущей силой развития компании, отрасли, территории. Другие мероприятия, такие как строительство гостиниц, пунктов общественного питания и т.д., частный бизнес может решить самостоятельно, но инфраструктурные проблемы удорожают их и являются одним из самых труднопреодолимых барьеров для развития отрасли.
Рассмотрев две региональные программы развития туризма в Байкальском регионе – Иркутскую на период 2011 – 2016 годы и Бурятскую республиканскую на период 2007-2010 годы, можно отметить коренные изменения в подходе к данному вопросу. Главное отличие новой программы Иркутской области заключается во-первых в том, что в новой программе на 535 миллионов рублей из бюджетов разных уровней планируется привлечь почти 7 миллиардов рублей инвестиций, в то время как в программе 2006 года на 85 миллионов рублей из бюджета планировалось привлечь всего 3,5 миллиона частных инвестиций. Таким образом новая программа более ориентирована на работу частного капитала, что соответствует кластерному подходу.
Кроме того, 70% указанных бюджетных средств в новой программе будут направлены на строительство объектов базовой инфраструктуры, а почти весь частный капитал предусмотрен на строительство объектов туристской инфраструктуры. В программе 2006 года капитальных вложений не предусмотрено, а часть бюджетных средств израсходована на деятельность республиканской администрацию, которая должна выполняться ею по определению. Основная доля программных мероприятий плана 2006 года – продвижение турпродуктов региона, разработка, внедрение и продвижение системы менеджмента качества международного стандарта, мониторинг состояния отрасли и мировой коньюнктуры и т.п., на каждое из подобных мероприятий выделяется более 1 миллиона бюджетных средств. Среди мероприятий программы 2010 года – развитие системы мониторинга и ежегодного исследования состояния туристской отрасли Иркутской области, проведение тематических конференций, семинаров, а также проведение работы, направленной на снижение транспортных тарифов на пассажирские перевозки авиационным и железнодорожным транспортом в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров Байкальского региона в Европейскую часть страны и в обратном направлении. Финансирование на данные мероприятия не требуется, поскольку все они включены в сферу непосредственных функций органов региональной власти.
Ещё одно направление новой программы – организация и проведение крупных туристских мероприятий, формирование и продвижение трансграничных туристских маршрутов, организация и участие в российских и международных выставках, организация рекламной кампании в средствах массовой информации, обеспечение деятельности туристских информационных центров и пунктов и т.д. путем продвижения Иркутской области на внутреннем и международном туристском рынках. Такая поддержка со стороны региональной власти также очень существенна, хотя и не требует бюджетных расходов: региональное руководство, используя административный ресурс, выступает организатором и координатором всех мероприятий, а заинтересованный бизнес найдёт пути из эффективной реализации и финансирования.
Информация о работе Кластерный подход к развитию туристической отрасли в Байкальском регионе