Кластерный подход к развитию туристической отрасли в Байкальском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

В сегодняшнем мире туризм играет всё большую роль как в способе отдыха, развлечения и познания мира, так и в росте экономического благополучия стран и территорий. По данным Всемирной организации туризма, экспорт туристических услуг составляет сегодня 30% от всех экспортируемых услуг и около 6-7% всех экспортируемых товаров и услуг. По прогнозам этой организации количество только заграничных туристических поездок в ближайшее время будет неуклонно расти – примерно на 3,3% в год, - и к 2030 году их количество достигнет 1,8 милли-рдов в год, что означает 5 миллионов человек, пересекающих границы госу-дарств каждый день с целью отдыха, деловых и дружеских встреч и т.д.

Содержание

введение……………………………………………………………… 2
глава 1. кластерный подход к
регулированию туристического бизнеса……………….4
глава 2. основные черты туристского
кластера байкальского региона……………………………6
глава 3. направления государственной
поддержки туристского кластера в
байкальском регионе……………………………….…………..16

заключение………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

экзамен[1].doc

— 892.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

 

Факультет Государственного и муниципального управления и мировой экономики

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

кластерный подход к развитию туристического бизнеса в байкальском регионе

 

 

 

 

 

 

Выполнила магистрант группы МГМУ-11,
Исаева Г.В.

 

 

Научный руководитель

Д.эк.н., профессор

Е.А. Колодина,

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск – 2011

 

оглавление

введение……………………………………………………………… 2

глава 1. кластерный подход к

регулированию туристического бизнеса……………….4

глава 2. основные черты туристского

кластера байкальского региона……………………………6

глава 3. направления государственной

поддержки туристского кластера в

байкальском регионе……………………………….…………..16

 

заключение………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

              В сегодняшнем мире туризм играет всё большую роль как в способе отдыха, развлечения и познания мира, так и в росте экономического благополучия стран и территорий. По данным Всемирной организации туризма, экспорт туристических услуг составляет сегодня 30% от всех экспортируемых услуг и около 6-7% всех экспортируемых товаров и услуг. По прогнозам этой организации количество только заграничных туристических поездок в ближайшее время будет неуклонно расти – примерно на 3,3% в год, - и к 2030 году их количество достигнет 1,8 милли-рдов в год, что означает 5 миллионов человек, пересекающих границы госу-дарств каждый день  с целью отдыха, деловых и дружеских встреч и т.д. (3)

              Многие страны рассматривают туризм как одну из отраслей экономии-ки. Возник даже термин – индустрия туризма. Эта индустрия приносит доста-точно большой доход: по данным Всемирного cовета по туризму доля туриз-ма в мировом ВВП в 2010 г . составила 3,2%, а с учётом сопутствующих от-раслей более 9,4%. (10) Доля туризма в ВВП развитых стран составляет от 1% до 10% (например, Германия — 0,9%, США — 1,0%, Великобритания — 1,9%, Испания — 4,2%, Австрия — 8,5%). В отдельных странах , таких как Андорра, Кипр, Мальта, Испания доходы туристской отрасли достигают 50-80% ВВП. На Кипре с населением 671 тысяч  количество туристов в 2003 г. достигло 2 686 тысяч, на душу населения приходилось 2800 долларов США. (2) По данным последнего отчета Emirates Industrial Bank, гостиничные и другие туристические проекты повысили вклад туризма в ВВП Арабских Эмиратов с 3,2% в 1995 году до 6,2% в 2010 году. Прогнозируется, что дальнейшее развитие сектора, запланированное в Дубае, Абу-Даби и других эмиратах, к 2025 году доведет долю туризма в ВВП ОАЭ до 12,5%. Согласно отчету Emirates Industrial Bank, такое бурное развитие этой сферы вызвано значительным увеличением за последние годы числа туристов, посещающих ОАЭ. Только за 2010 год число туристов выросло на 10,5%, достигнув 11,6 млн человек. Таких успехов туристический сектор ОАЭ добился не в последнюю очередь благодаря комплексному развитию, включающему разработку не только собственно туристических объектов, но также торговых центров, транспортных сетей и других необходимых звеньев инфраструктуры, способствующих росту интереса международных туристов к ОАЭ (9). В то же время слишком высокая доля поступлений от туризма в ВВП говорит об уязвимости экономики в случае смены мировой конъюнктуры. Оптимальной выглядит цифра 2—10%.(11)              Территориальные и климатические особенности России существенно отличаются как от европейских, так и от других регионов, тем не менее Россия представляет огромный интерес как для иностранных туристов (в 2009 году Россию посетило 21,339 млн. иностранцев), так и для собственных граждан (34,5 млн. внутренних туристов в 2009 году). В российском ВВП доля туризма в 2010 году составила 1,2%, с учетом сопутствующих отраслей - 6,9%. (5) Поэтому российское правительство предпринимает активные попытки развития этой отрасли: так, в 2005 году была принята Концепция развития туристической отрасли, сейчас в 43 регионах действуют региональные программы, в 2010 году была принята и начала действовать федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации  на 2011 - 2018 годы", главными задачами которой является развитие туристско-рекреационного комплекса нашей страны, повышение качества туристских услуг и продвижение туристского продукта России на мировом и внутреннем туристских рынка(12). В этой программе впервые на федеральном уровне прозвучал кластерный подход к развитию отрасли и определены конкретные кластеры, на территории которых туризм может стать приоритетным направлением экономики, создавая комфортные условия жизни местного населения, привлекая туристов не только природными красотами, но и высоким уровнем сервиса. Программа предусматривает «создание» четырёх туристских кластеров в Байкальском регионе на территории республики Бурятия.

 

глава 1. кластерный подход к регулированию туристического бизнеса

 

              Закон РФ об основах туристской деятельности в РФ(8) определяет ту-ризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федера-ции, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с посто-янного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессио-нально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия опла-чиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Туристская индустрия – это «совокупность гостиниц и иных средств разме-щения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туропера-торскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляю-щих экскурсионные услуги и услуги гидов – переводчиков»

              По данным ВТО, обслуживание одного иностранного туриста в стране его пребывания генерирует в совокупности около девяти рабочих мест.
Основные особенности характера труда и структуры занятости в туризме заключаются в следующем: неполная занятость; сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки; значительный удельный вес неквалифицированных работников (около 80%). Кроме того, статистика занятости показывает, что количество рабочих мест в туризме растет в 1,5 раза быстрее, чем в любом другом секторе экономики, а доля женщин в индустрии гостиничного хозяйства превышает 50%.

Развитие туристической отрасли в стране или отдельно взятом регионе даёт следующие преимущества:

- увеличение денежного потока, в том числе приток иностранной валюты, а следовательно, и рост доходов населения;
- рост валового национального продукта (ВНП);
- пополнение бюджета из-за увеличения налоговых сборов принимающего региона и других поступлений;
- создание новых рабочих мест, т.е. увеличение занятости населения;
- привлечение капитала, в том числе иностранного; ц
- эффект мультипликатора - развивая сферу туризма, страна постепенно развивает и другие отрасли;
- развитие инфраструктуры;
- реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;
- повышение качества жизни местных жителей вследствие демонстрационного эффекта.
              К недостаткам, связанным с развитием международного туризма, можно отнести:
- рост цен на местные товары и услуги, природные ресурсы и недвижимость;
- возможность ущемления развития других отраслей;
- сезонный характер туризма;
- экологические и социальные проблемы.

Применение кластерного подхода к развитию въездного туризма может ускорить наступление преимуществ и смягчить, а в некоторых случаях и избежать указанных недостатков.
              «Кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, дейст­вующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». (1) Применяя кластерный подход, государство в первую очередь создаёт условия для развития частного бизнеса, формирует приоритеты, подчиняя все отрасли хозяйства территории одной главной. Причём, как  подчёркивает М. Портер, государство не может создавать кластеры, они складываются исторически, роль государства – увидеть их и проводить грамотную политику, способную поддерживать высокий уровень конкуренции, что в свою очередь будет значительно повышать уровень предоставляемых услуг и уровень доходности и конкурентоспособности территории в целом. Кластеры становятся точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.

              Если речь идёт о туристских кластерах[1], их наличие определяется следующими признаками:

1. Наличие уникальных туристских ресурсов. 

2. Присутствие на территории туристских организаций, реализующих конкурентоспособные туристские продукты.

3. Существование на территории инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности.

4. Существование устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации.

5. Способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг.

6.Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе. (2)

              Все эти признаки присутствуют на территории Байкальского региона, мы рассмотрим их подробнее во второй главе.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства должны быть созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.(12)

 

глава 2. основные черты туристского кластера байкальского региона

 

              В первой главе мы определили шесть основных признаков туристского кластера. Посмотрим, как эти признаки характеризуются в нашем регионе.

 

              1. Наличие уникальных туристских ресурсов. Они являются необходимым условием для создания туроператорами конкурентоспособных турпродуктов и их успешного продвижения на национальный и мировой рынки. Дестинации, имеющие уникальные туристские ресурсы, получают конкурентные преимущества по сравнению с иными территориями, так как туроператоры могут создавать сильные туристские бренды, на продвижение которых уйдет меньше финансовых и организационных усилий. (2)

 

              Озеро Байкал действительно является уникальным туристским ресур-сом. Каждый год всё больше людей не только со всей России, но и со всего мира стремятся провести хотя бы несколько дней своего отпуска, или воспользоваться корпоративным мероприятием именно на берегу озера Байкал, какие бы расстояния не разделяли их от этого места. Таблицы 1 и 2 показывают, что туристический поток неуклонно растёт.

              В течение восьми лет мы задавали вопрос всем встретившимся на нашем пути туристам – иностранным и российским, –  выбравшим наш регион  местом отдыха: Почему Вы решили провести отпуск именно здесь? Две трети опрошенных сказали, что давно мечтали увидеть уникальное озеро Байкал своими глазами. Действительно, огромный резервуар, содержащий 20% всей питьевой воды на планете в одном месте, обладающий

Таблица 1. Динамика туристского потока в Иркутскую область(тыс. чел.)

Таблица 2. Динамика туристского потока в республику Бурятия (тыс. чел.)

потрясающей энергией и окружённый великолепными суровыми и прекрасными пейзажами, каждый уголок которых связан с местными легендами и обычаями, - имеют большое притяжение. Несмотря на дальние расстояния, многие люди готовы их преодолеть, чтобы прикоснуться к частичке мирового наследия человечества (в 1986 году о.Байкал было включено в список мирового наследия). И просто глупо не развивать отрасль гостеприимства вокруг такого уникального природного объекта.

              Хотя в связи с самим объектом и его географическим расположением связаны два существенных барьера в развитии туризма: это особый охраняемы статус территории, что означает запрет на ведение хозяйственной деятельности на не затронутых природных территориях, и ярко выраженная сезонность туристического потока ввиду короткого летнего периода и затяжной холодной зимы.

              2. Присутствие на территории туристских организаций, реализующих конкурентоспособные туристские продукты. Наличие таких турпродуктов, с одной стороны, говорит о том, что данная территория интересна туристам, с другой стороны – создает основу для развития смежных с туризмом отраслей, вовлечения местного населения в туристскую деятельность.

              Влияние индустрии туризма и отдыха на экономику региона пока остается небольшим. Доля их в суммарном объеме производимой в области продукции составляет всего 1%, в численности занятых — немногим более 2%, в объеме платных услуг населению — свы­ше 12%, в налоговых поступлениях в региональный бюджет — 0,3%. (13) По данным агентства по туризму Иркутской области объем туристских услуг, оказанных населению, в 2010 году составилт 1329 млн. рублей. (6) Доля туризма в структуре ВРП Республики Бурятия составляет 0,64%. (14) В рейтинге регионов России по объёму платных услуг в сфере гостеприимства Иркутская область занимает 18-е место, Бурятия-49-е (15).

              В настоящее время на территории Иркутской области зарегистрировано 190 туроператоров (против 150 в 2008 году), на территории республики Бурятия – 38. Эти организации, хотя доля их в общем количестве зарегистрированных частных предприятий очень невелика (0,35%), всё же работают достаточно эффективно на внутреннем и внешнем рынках. Уровень оказываемых услуг достаточно высок, об этом говорит постоянно растущая доля VIP-туристов и постоянство партнёрских связей с европейскими и московскими туроператорами и турагентами.  

             

              3. Существование на территории инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности. Для производства конкуренто-способных турпродуктов (второй признак существования кластера) необходима инфраструктура, так как даже при высоких аттрактивных свойствах туристских  ресурсов без наличия транспортных коммуника­ций, средств связи, коммунальной инфраструктуры и иных сооружений, – туристский бизнес для широкого круга по­требителей невозможен.

              В туристском кластере выделяется общая инфраструктура, специали-зированная туристская и информационная. Создание и поддержание общей инфраструктуры – строительство дорог, обеспечение светом, теплом, водо-снабжение и т.п. – забота государства, которое при правильном планиро-вании может переложить это полностью или частично на частный бизнес. Дороги в регионе, конечно, строятся и реконструируются, но их протяженность и качество ос-тавляют желать лучшего. Недостаточное развитие базовой инфраструктуры является основным препятствием для привлечения частных инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, и оно должно стать приоритетной сферой государственной поддержки, что и заявлено в качестве мероприятий федеральной целевой программы по развитию «байкальских» кластеров и в региональной концепции развития туристской отрасли.                  

              Специализированная туристская инфраструктура – сфера деятельности исключительно частного бизнеса. И чем выше конкуренция, тем выше ка-чество услуг. Хотя в Иркутской области сосредоточено 7% всех российских природных рекреационных ресурсов, на ее долю приходится менее 1 % мест в учреждениях отдыха и оздоровления России, менее 2% мест в гостиничном хозяйстве страны. Это свидетельствует о слабом исполь­зовании рекреаци-онно-туристского потенциала территории и наличии больших резервов в развитии индустрии туризма. (13) В 2010 году в области насчитывается 413

Таблица 3. Количество коллективных средств размещения в Иркутской области

Таблица 4. Объём услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

коллективных средств размещения с общим количеством мест порядка 20 тысяч. В том числе в городе. Иркутске 67 гостиниц на 3,5 тыс. мест, из них не ниже I категории - 1,8 тыс. мест. Основные средства размещения (малые отели, базы отдыха, гостиницы, санатории, санатории-профилактории) находятся в перспективных туристских территориях: Ольхонском, Иркутском и Слюдянском районах. Круглогодичными местами отдыха являются около 70% мест. (6)

Информация о работе Кластерный подход к развитию туристической отрасли в Байкальском регионе