Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:48, курсовая работа
Целью данной работы является составление экономико-географической характеристики района тяготения железной дороги на основе литературных, статистических и картографических источников.
Задача: на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития "вертикальных" и "горизонтальных" связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. А именно:
-дать общее представление о районе тяготения и подчеркнуть особенности, играющие важную роль в его современном развитии;
-дать оценку природных условий территории с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность населения, а природных ресурсов - с точки зрения их видов и значимости для хозяйственного использования на исследуемой территории в зоне влияния железной дороги;
-изучить особенности расселения населения, демографических процессов на изучаемой территории, показать роль населения в развитии экономики района тяготения;
-изучить особенности хозяйственного комплекса района тяготения и проблемы снабжения населения продовольствием;
-изучить особенности транспортного комплекса района тяготения, выявить виды транспорта, получившие развитие в регионе;
-оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории.
Введение………………………………………………………………………...3
Картосхема ……………………………………………………………………..5
Глава1.Экономико-географическое положение Иркутской области……….6
1.1. История Иркутской области…………………………………………….6
1.2. Социально-географическое положение………………………………..9
1.3. Транспортно-географическое положение…………………………….10
1.4. Промышленно-географическое положение………………………......12
Глава 2.Экономическая оценка природных условий и ресурсов…………..15
2.1. Краткая характеристика основных природных условий………..15
2.2. Краткая характеристика природных ресурсов………………………18
Глава 3.Население и трудовые ресурсы……………………………………..22
Глава 4.Хозяйственный комплекс района тяготения……………………….25
4.1. Сущность хозяйственной специализации района……………………25
4.2. Характеристика промышленности……………………………………27
Глава 5.Транспортный комплекс района тяготения………………………...41
Глава 6.Экологические проблемы района…………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………….50
Список используемой литературы…………………………………………...52
Иркутск,
Братск, Усть-Илимск являются самыми
крупнми авиапортами в Сибири,
способными принимать самолеты
самых различных типов. В
Виды перевозимых грузов: каменный уголь, нефтяные грузы, лесные грузы, руда, строит. материалы, удобрения,
В целом, на экспорт отгружается 82,3% целлюлозы, 90% бензина, 15,7% дизельного топлива, 27% мазута, почти 100% удобрений, 69,3% пиломатериалов, 33% круглого леса, около 10% железной руды, произведенных в регионе.
Таблица 10.
Характеристика транспортных путей Иркутской области.
Регион |
Железные дороги, тыс.км |
Речные пути, тыс. км |
Автомобильные дороги, тыс. км |
Площадь территории региона, тыс.км |
Густота ж-д. путей км/10000 кв.км |
Густота речных путей, км/1000 кв.км |
Густота автодорог, км/1000 кв.км |
СФО |
14,967 |
27,843 |
155,1 |
5114,5 |
29263 |
5443,9 |
2,4 |
Россия |
86,151 |
102 |
939,7 |
17075 |
50 |
5,9 |
4,4 |
Иркутская обл. |
2,5 |
7,4 |
17,7 |
775,8 |
32,2 |
9,5 |
2,5 |
Вывод:
Иркутская область имеет достаточно разветвленную и развитую транспортную инфраструктуру, представленную различными видами транспорта.
Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток, протянулся западный участок БАМа. Эксплуатационная длина железно-дорожных путей общего пользования составляет порядка 2500 км.
Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 17 тыс. км.
По территории области протекают крупнейшие судоходные реки - Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10% общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена - Киренск и Осетрово (Усть-Кут), через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха (Якутия) и в северный морской порт Тикси.
Глава 6. Экологические проблемы района.
При взаимодействии общества и окружающей среды в процессе производства происходит изменение ландшафтов и их компонентов, что влияет на здоровье и образ жизни людей. Чтобы оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории, необходимо определить уровни воздействия населенных пунктов на окружающую среду.
Таблица 11.
Расчет уровня воздействия городского населения на природную среду.
Численность населения, тыс. человек |
Экологическая плотность населения |
Уровень воздействия | |
Иркутск |
600 |
900 |
310,3 |
Ангарск |
240,6 |
240,6 |
82,9 |
Братск |
246,3 |
246,3 |
84,9 |
Усть-Илимск |
103,5 |
103,5 |
35,7 |
УВ (уровень воздействия) городского поселения на природную среду. УВ определяется по формуле: УВ = ЭПср / Kср,
где Kср - табличное показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (Кп), атмосферы (Ка), водного бассейна (Кв)
Kср = Кп+Ка+Кв/3 = 1,1+1,4+1,25/3=2,9
Иркутская область
является одним из регионов России,
который находится под
По данным Управления Федеральной
службы по надзору в сфере
Основной вклад в загрязнение атмосферы внесли предприятия городов (в % от выбросов по области): Ангарска - 35,6, Братска - 20,1, Иркутска - 14,6, Усть-Илимска - 5,8, Шелехова - 5,7, Саянска - 5,0, Усолья-Сибирского - 4,5, Черемхово и Усть-Кута - 1,2. Суммарные выбросы в атмосферу от предприятий городов Тулуна, Бодайбо, Нижнеудинска, Тайшета, Зимы составили только 1,5 % от выбросов по области, от предприятий Слюдянского района – 0,7 %, по предприятиям остальных муниципальных образований области – 4,2 %.
Таблица 12.
Характеристика отраслей по характеру воздействия.
Отрасль |
Землеёмкость |
Водоёмкость |
Cырьеемкость |
Виды отходов |
Воздействие | ||||||
Твердые |
Жидкие |
Пыль, газ |
На землю |
На воду |
На возд. среду |
На биосферу |
На человека | ||||
Гидроэнергетика |
- |
В |
Н |
- |
- |
- |
Н |
Н |
- |
Н |
- |
Добыча нефти и газа |
Н |
- |
Н |
- |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Угольная, сланцев |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
С |
С |
Черная металлургия |
С |
В |
В |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
Цветная металлургия |
С |
С |
В |
В |
Н |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
Хим. и нефтехимия |
Н |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
В |
Машинострое- ние |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Лесная и деревообрабатывающая |
С |
С |
С |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
С |
Целлюлозно-бумажная |
Н |
В |
В |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
Промышлен- ность стройматериалов |
С |
Н |
В |
В |
Н |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
Легкая промышлен- ность |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
С |
- |
Сельское хозяйство |
В |
В |
Н |
С |
С |
Н |
В |
С |
Н |
С |
Н |
Транспорт |
С |
В |
Н |
- |
Н |
В |
Н |
Н |
С |
С |
С |
Лесное хозяйство |
В |
Н |
Н |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ЖКХ |
С |
Н |
- |
Н |
В |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
Бальная оценка совокупного
влияния предприятий различных
отраслей хозяйства на окружающую природную
среду Иркутской области
Вывод:
Экологическая ситуация в Иркутской области катастрофическая. Новые проблемы расширения промышленного производства накладываются на нерешенные проблемы прошлого: всесоюзная свалка мышьяка в Свирске, созданная и брошенная на произвол судьбы пятьдесят лет назад военно-промышленным комплексом уже отравляет жителей города и грозит реке Ангара, брошенный цех ртутного электролиза на ОАО «Усольехимпром» в г.Усолье-Сибирское является причиной ртутного загрязнения окрестностей завода, Братского водохранилища на Ангаре, рыб и через них — местного населения (особенно страдают дети), возрастающее загрязнение фтором вокруг разрастающихся алюминиевых заводов компании РУСАЛ, накопление отходов обогащения урана на Ангарском электролизном химическом комбинате атомной промышленности. Основные мероприятия по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду реализуются в рамках областной государственной целевой программы (ОГЦП) «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2006-2010годы». В 2009 году на реализацию мероприятий областной государственной целевой программы (ОГЦП) «Защита окружающей среды в Иркутской области» на 2006-2010 годы выделено финансирование из областного бюджета 76,9 млн. руб.
Из них на объекты капитального строительства:
Кроме того,
финансируются следующие
На 2009 год
запланированы затраты
В 2009 году
Правительству Иркутской
Ответственным
исполнителем проекта по демеркуризации
цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское
определен ООО «Гипрохлор», а
по ликвидации очага загрязнения
в г. Свирске – Иркутский
Заключение.
На основе
комплексной оценки территории
с учетом литературных, статистических,
картографических источников
По ее территории
проходят Восточно- Сибирская железная
дорога- часть Трансибирской
По территории Иркутской области проходит воздушный путь, связывающий западные страны с восточными, южные районы страны с северными.
На территории
области находится озеро
Информация о работе Экономико-географическое положение Иркутской области