Экономико-географическое положение Иркутской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является составление экономико-географической характеристики района тяготения железной дороги на основе литературных, статистических и картографических источников.
Задача: на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития "вертикальных" и "горизонтальных" связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. А именно:
-дать общее представление о районе тяготения и подчеркнуть особенности, играющие важную роль в его современном развитии;
-дать оценку природных условий территории с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность населения, а природных ресурсов - с точки зрения их видов и значимости для хозяйственного использования на исследуемой территории в зоне влияния железной дороги;
-изучить особенности расселения населения, демографических процессов на изучаемой территории, показать роль населения в развитии экономики района тяготения;
-изучить особенности хозяйственного комплекса района тяготения и проблемы снабжения населения продовольствием;
-изучить особенности транспортного комплекса района тяготения, выявить виды транспорта, получившие развитие в регионе;
-оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Картосхема ……………………………………………………………………..5
Глава1.Экономико-географическое положение Иркутской области……….6
1.1. История Иркутской области…………………………………………….6
1.2. Социально-географическое положение………………………………..9
1.3. Транспортно-географическое положение…………………………….10
1.4. Промышленно-географическое положение………………………......12
Глава 2.Экономическая оценка природных условий и ресурсов…………..15
2.1. Краткая характеристика основных природных условий………..15
2.2. Краткая характеристика природных ресурсов………………………18
Глава 3.Население и трудовые ресурсы……………………………………..22
Глава 4.Хозяйственный комплекс района тяготения……………………….25
4.1. Сущность хозяйственной специализации района……………………25
4.2. Характеристика промышленности……………………………………27
Глава 5.Транспортный комплекс района тяготения………………………...41
Глава 6.Экологические проблемы района…………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………….50
Список используемой литературы…………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

Экономическая гегорафия111.docx

— 223.64 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный Университет Путей  Сообщения

 

Кафедра  «Экономика транспорта»

 

ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Иркутской области

(район тяготения Восточно-Сибирской железной дороги)

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине

Экономическая география

 

Руководитель:                                                              Разработал студент:

 

________________                                       _______________

          (подпись)                                                                                                         (подпись)

________________________                                                              ______________________

          (дата проверки)                                                                                     (дата сдачи на проверку)

Краткая рецензия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________

  (запись  о допуске к  защите)

___________________                                   __________________

(оценка  по результатам  защиты)                                                            (подписи преподавателей) 

2012 год

 

 

Введение………………………………………………………………………...3

Картосхема ……………………………………………………………………..5                              

Глава1.Экономико-географическое положение Иркутской области……….6

    1. История Иркутской области…………………………………………….6
    2. Социально-географическое положение………………………………..9
    3. Транспортно-географическое положение…………………………….10
    4. Промышленно-географическое положение………………………......12

Глава 2.Экономическая  оценка природных условий и ресурсов…………..15

2.1.     Краткая характеристика основных природных условий………..15

2.2.     Краткая характеристика природных ресурсов………………………18

Глава 3.Население  и трудовые ресурсы……………………………………..22

Глава 4.Хозяйственный  комплекс района тяготения……………………….25

    1. Сущность хозяйственной специализации района……………………25
    2. Характеристика промышленности……………………………………27

Глава 5.Транспортный комплекс района тяготения………………………...41

Глава 6.Экологические  проблемы района…………………………………...44

Заключение…………………………………………………………………….50

Список используемой литературы…………………………………………...52

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью данной работы является составление экономико-географической характеристики района тяготения железной дороги на основе литературных, статистических и картографических источников.

Задача: на основе комплексной  оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние  природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития "вертикальных" и "горизонтальных" связей в территориальном  разделении труда и межрайонной  интеграции. А именно:

-дать общее представление о районе тяготения и подчеркнуть особенности, играющие важную роль в его современном развитии;

-дать оценку природных условий территории с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность населения, а природных ресурсов - с точки зрения их видов и значимости для хозяйственного использования на исследуемой территории в зоне влияния железной дороги;

-изучить особенности расселения населения, демографических процессов на изучаемой территории, показать роль населения в развитии экономики района тяготения;

-изучить особенности хозяйственного комплекса района тяготения и проблемы снабжения населения продовольствием;

-изучить особенности транспортного комплекса района тяготения, выявить виды транспорта, получившие развитие в регионе;

-оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории.

Данная работа посвящена  территориальному размещению производительных сил районов тяготения железных дорог, установлению внутрирайонных и  межрайонных транспортно-экономических  связей. Главное внимание в работе уделяется изучению территориально-производственного  комплекса района тяготения дороги.

Методы исследования: текстовая часть, картосхемы районов  тяготения железной дороги, а также  таблиц и графиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картосхема

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономико-географическое положение

Экономико-географическое положение Иркутской области менялось как в связи с её внутренним развитием, так и в связи с разнообразными изменениями внешних объектов, с которыми она находится во взаимодействии. Поэтому экономико-географическое положение области необходимо оценивать в каждый отдельный период хозяйственного освоения и развития её территории. Чтобы в полной мере дать такую оценку нужно обладать определенными знаниями об истории области.

    1. История Иркутской области.

В архиве древних  актов выявлено донесение енисейского  воеводы И. И. Ржевского в Сибирский  приказ. В нем содержится подробное  изложение обстоятельств основания  Иркутского острога енисейским сыном  боярским Яковом Ивановичем Похабовым  летом 1661 года. 
С 1662 года острог стал именоваться Иркутским (в старину писали "Иркуцкий"), так как находился недалеко от устья притока Ангары - Иркута. В 1700 году Иркутск стал центром обменов, а также центром управления всей приграничной горнодобывающей и заводской промышленности. Ему были приписаны первые рудники Забайкалья. В 1717 году влияние Иркутского региона распространяется на Якутск, более древний центр освоения Северной Сибири. 
Ситуация на границах постепенно стабилизируется. И 1719 год делает Иркутск самым молодым в списке пяти главных городов вновь учрежденной Сибирской губернии. В те же годы он становится и важнейшим религиозным центром.  
Весной 1945 г. на берегу Ангары, недалеко от Иркутска, между                      ст. Суховская и Китой, развернулась подготовка к строительству крупнейшего в стране химического комбината и города, названного Ангарском. В 1951-1955 гг. начал формироваться современный индустриальный облик региона. Строился первенец Ангарского каскада — Иркутская ГЭС. На Ангаре, в Падунском створе, развернулись подготовительные работы по сооружению Братской ГЭС. В ангаро-илимском районе возобновились поиски железных руд. На Лене началось строительство крупнейшего порта Осетрово. С июня 1957 г. в СССР управление промышленностью и строительством перешло к совнархозам. Иркутский совнархоз объединил около 250 предприятий и 25 отраслей промышленности, производивших 75 % общего объема продукции области. а годы индустриализации Иркутская область стала крупнейшим центром энергетики и энергоемких производств. Здесь получили развитие цветная металлургия, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность, деревообработка, машиностроение, добыча ценных полезных ископаемых. Область превратилась в важнейшего поставщика алюминия, нефтепродуктов, леса и целлюлозы, продуктов органического синтеза, каменного угля. По уровню промышленного роста, степени освоения природных ресурсов, специализации и концентрации промышленного производства она опередила многие другие области, края и республики Сибири и Дальнего Востока.

Иркутская область расположена  юге Восточной Сибири, в бассейнах  верхнего течения рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски, почти в центре Азии. Протяженность территории с  запада на восток 1318км., с юга на север 1450км., что превышает расстояние от Рима до Лондона. Область находится  в седьмом часовом поясе. Разница  во времени между Москвой и  Иркутском- 5 часов. Область удалена  от морей и океанов. Расстояние от Иркутска до Балтийского моря 4500км., до Северного Ледовитого океана- 3000км., до морей Тихого океана- 2500км.

Живописные сибирские просторы, благодатные земли, леса и реки, близость к местам обитания сибирских народов- бурят, эвенков, якутов- способствовали быстрому развитию Иркутского острога. В 1686 году он получает статус города, затем  печать и герб. Печать соответствовали  гербу, а герб официально был обозначен  так: «В серебряном поле щита бегущий бабр, а в роту у него соболь». Бабр был редчайшим, особенным, легендарным зверем, и автор «Иркутской летописи» П. Пежемский особо подчеркивал, что на гербе изображен именно он (разновидность степного тигра) и приводил описание: «…Кровожадный, сильный и лютый зверь, живет в жарких странах. Он иногда забегает в Сибирь из Китая. Шкура его светло- желтоватого цвета с черно- бурыми поперечными полосами, с длинным хвостом». Бабр и соболь символизировали своеобразие, могущество и богатства края.

                                       

                                                                                            

                                                                

 

 

 

Герб  Иркутска (1790)                    Герб Иркутска (1878)      Современный герб Иркутска                               

 С экономико-географической  точки зрения область занимает  выгодное географическое положение.  По ее территории проходят  Восточно-Сибирская железная дорога- часть Транссибирской железнодорожной  магистрали, соединяющей западные  районы России с восточными, Атлантику  с морями Тихого океана, Россию  с Китаем, Монголией. Вблизи железнодорожных  магистралей сосредоточен ряд  месторождений полезных ископаемых, лесные и другие ресурсы неосвоенных  районов. По Нижней Тунгуске, Лене, Ангаре и водохранилищам в  летнее время поддерживаются  регулярные сообщения с северными  районами области и республикой  Саха.

На юге, юге- востоке область  граничит с республикой Бурятия, Читинской областью, на западе и  северо- западе- с Красноярским краем, на юге- западе- с республикой Тыва, на севере и северо- востоке- с республикой Саха. Протяженность границы области 7240км.: сухопутная- 6720км., водная- 520км.

Итак, мы оценили Иркутскую область с позиции её внутреннего положения и положения относительно соседних территорий. Теперь перейдем к оценке территории области с позиции характеристики её населения, эта оценка также является одним из важнейших элементов экономико – географического положения области.

1.2.Социально-географическое положение.

В Российской Федерации  по числу жителей Иркутская область  занимает 14-е место, уступая Московской области (6,6 млн чел.), Краснодарскому краю (5,0), Свердловской (4,6) и Ростовской (4,4) областям, Республикам Башкортостан (4,1) и Татарстан (3,8), Нижегородской (3,7), Челябинской (3,7) и Самарской (3,3) областям, Красноярскому краю (3,1), Тюменской (3,1), Кемеровской (3,0) и Пермской (3,0 млн чел.) областям.

Среди субъектов  Восточно-Сибирского экономического района Иркутская область по числу жителей  находится на втором месте, после  Красноярского края, а по плотности  населения (3,6 чел./км2) занимает первое место.

В настоящее время  на 1 км2 территории проживает в среднем 3,6 чел. Население в области размещено крайне неравномерно. Основная его часть (75 %) проживает в юго-западных районах, расположенных вдоль Транссибирской магистрали и Западного участка БАМа. При этом значительные территории остаются слабоосвоенными и малозаселенными

На территории Иркутской  области 22 города, в том числе областного подчинения — 14, районного — 8 .Поселков городского типа — 66, прочих населенных пунктов около 1500.

Из 22 городов Иркутской  области имеют численность населения более 100 тыс. чел. только пять: Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск и Усолье-Сибирское. В них проживает свыше 1,3 млн чел. (около половины всего населения области).

Постоянный приток в Иркутскую область населения из различных регионов страны обусловил его разнообразный национальный состав. В настоящее время здесь проживают выходцы почти из всех союзных республик бывшего СССР, а также из автономных поволжских республик России (татары, мордва, чуваши, марийцы, удмурты). Но основную группу населения составляют русские (88,5 %), вторую по численности украинцы (3,4%), третью - буряты (2,7 %), четвертую -татары (1,4 %). Всего в пределах области проживает около 100 наций и народностей.

Таким образом, после краткой  характеристики населения  Иркутской области можно сделать вывод о том, что оно многонационально, размещено по области неравномерно, большая его часть проживает в юго-западных районах, расположенных вдоль Транссибирской магистрали и Западного участка БАМа. При этом значительные территории остаются слабоосвоенными и малозаселенными. Концентрация населения вдоль транспортных путей объясняет целесообразность следующего пункта экономико-географического положения Иркутской области, то есть оценки территории через дорожную сеть, как в собственных границах, так и в пограничных ей субъектах Федерации.

Информация о работе Экономико-географическое положение Иркутской области