Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа
Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.
Административный состав района.
Особенности экономико-географического положения.
Место района в хозяйственном комплексе страны.
4. Оценка природных ресурсов и условий района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
Развитие внешних связей района.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
Химическая промышленность тесно кооперируется с машиностроением. В Ярославле работают нефтеперерабатывающие заводы, заводы синтетического каучука, шинный, лакокрасочный, в Переславле-Залесском — кинофотохимическое производство.
Среди предприятий легкой промышленности - «Красный Перекоп», производящий хлопчатобумажную пряжу и технические ткани (для нужд шинного завода), Ярославская кордная фабрика, льнокомбинаты в городах Гаврилов-Ям и Тутаев, а также множество заводов по переработке льна в разных районах области.
В структуре экспортных поставок области преобладают сырье и материалы. Экспортируются дизельное топливо, топочный мазут, льноволокно, льняные ткани и т. д.
Использование современных технологий и привлечение иностранного капитала открывают возможности изменения экспортной специализации области, что позволит увеличить долю машин и оборудования в структуре
17
экспорта с последующим повышением конкурентоспособности продукции машиностроительной и химической промышленности.
10 . Развитие внешних связей района.
Транспортный баланс Центрального экономического района отрицательный: ввоз значительно превышает вывоз. Это присуще районам с развитой обрабатывающей промышленностью, работающей в основном на привозном сырье. Экономические связи преимущественно представлены деятельностью железных дорог. Московская дорога характеризуется высоким удельным весом транзита. Положение Московской дороги между нефтяным Поволжьем и Западом, лесным Севером и угольным и хлебным Югом обусловливает большой объем транзитных перевозок. Структура перевозок по сообщениям: транзит — 36%, ввоз — 25, вывоз — 17, местное сообщение — 22%. Приволжская дорога также в основном транзитная. Структура перевозок по сообщениям: транзит— 64%, вывоз—14, ввоз — 15, местное сообщение — 7%. На Куйбышевской дороге преобладает транзит 64%,а вывоз составляет 29%. В целом транспортный баланс Поволжского экономического района пассивный: ввоз грузов в 2 раза превышает вывоз. Ввоз грузов осуществляется в основном с востока, а вывоз — в западном направлении. Транзитные перевозки составляют ¼ часть всех перевозок.
Важнейшие грузы ввоза в
Главные грузы ввоза в Поволжском районе на Приволжской дороге: куйбышевская нефть, нефтяные с Кавказа, черные металлы из Донбасса, лес с Урала, строительные и хлебные. На Куйбышевской дороге среди грузов ввоза преобладают каменный уголь, металл, лесные грузы.
Предметы вывоза в ЦЭР на Московской дороге: минеральные строительные материалы, каменный уголь, нефтяные грузы, машины, автомобили, станки, инструменты, электрооборудование, металлические изделия (метизы), продукция легкой и химической промышленности. Главные грузы вывоза в Поволжском районе на Приволжской дороге следующие: нефть и нефтегрузы, строительные, хлебные, а на Куйбышевской дороге главные грузы вывоза: нефтяные (примерно 50% отправления грузов на дороге), минеральные строительные материалы, хлебные, каменный уголь, лесные, черные металлы.
Транзитные грузы в ЦЭР на Московской дороге: в северном направлении к Москве — хлебные и нефтяные; в южном — машины, лес, ткани. Главные грузы в местном сообщении: бурый уголь, машины, ткани, хлебные грузы, стройматериалы, минеральные удобрения. Главные грузы транзита в Поволжском районе на Приволжской дороге: нефтяные, лесные, хлебные, уголь, а на Куйбышевской дороге главные транзитные грузы: нефтяные, лесные, черные металлы, каменный уголь.
Из
Центрального экономического
18
Северо – Западного района лес и из Центрального района технологическое оборудование.
Из Центрального района автомоб
В Поволжье развёрнута самая
крупная в стране система
трубопроводного транспорта. Из г.Альметьевска
Поволжского района берёт начало крупнейший
нефтепровод «Дружба». Поволжская нефть
поступает в Северо-Западный и Центральные
районы, а также по территории Поволжья
проходят важные транзитные нефтепроводы.
Из Поволжья в Центральный район идёт
нефтепродуктопровод Самара – Сызрань
– Пенза – Брянск. В Поволжье имеется
разветвлённая сеть газопроводов, которая
обеспечивает природным газом не только
местных потребителей, но и Центральный
и Волго-Вятский экономические районы.
Через Поволжье проходит магистральный
газопровод Средняя Азия – Центр. Из ЦЭР
не вывозятся нефте- и газопродукты, так
как в данном районе нет месторождений
этого сырья. В Центральный район поступает
нефть из Поволжья и Северного Кавказа,
а также газ из Западной Сибири, Европейского
Севера и из Северо-Кавказского района
(4 газопровода).
В Поволжье же поступает мангышлакская
нефть.
Перспективы
развития транспорта.
Транспорт является важной
19
играть для экономических районов трубопроводный транспорт. Сейчас заканчивается строительство важного нефтепровода Тенгиз – Новороссийск, проходящего по территории Поволжья. Благодаря этому трубопроводу, будет осуществляться торговля со странами Дальнего Зарубежья. Получение прибыли даст возможность развивать этот вид транспорта в дальнейшем.
11.Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
Центральный экономический
Среди субъектов
Федерации Центрального района, по
нынешнему социально-
Результатом этих процессов явилось относительно благополучное социально-экономическое положение города не только в сравнении с областными регионами Центра, но и со всеми остальными регионами страны.
Вторую группу
составляют субъекты Федерации с
высоким экономическим
в промышленности, крайне низкий уровень платежеспособного спроса производственного сектора и населения, резкое сокращение централизованного финансирования предприятий ВПК и государственных капиталовложений в целом. Специфическим для указанных старопромышленных регионов фактором депрессивности стала неконкурентоспособность профилирующих отраслей на товарных рынках в условиях либерализации цен и внешнеэкономических связей. Как правило, на практике имело место тесное переплетение воздействия различных причин депрессивности с явно выраженным эффектом мультипликатора.
20
Эти особенности существенным образом обусловили в данных регионах характер кризисных процессов в условиях перехода к рыночной экономике.
Среди субъектов Федерации Центрального района, по нынешнему социально-экономическому положению можно выделить три группы. В первую входит Москва, где относительно благополучную экономическую ситуацию определяют структурная перестройка хозяйства за счет резкого возрастания роли финансовой сферы, а также сферы обслуживания и рыночной инфраструктуры на фоне глубочайшего спада промышленного производства, составившего более 2/3 от уровня 1990 г.
Результатом этих процессов явилось
товарообменных связей, общий низкий уровень конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках многих видов отечественной продукции обрабатывающей в в
Основные характерные проблемы
и одновременно формы
* наиболее
глубокий уровень спада и
* сравнительно
низкий уровень инвестиционной
активности в данных регионах
(объем инвестиций в основной
капитал по абсолютному
* тяжелое в целом финансовое положение профилирующих предприятий и, как следствие, низкий уровень бюджетной обеспеченности за счет собственных источников доходов (по всем регионам, за исключением Москвы, от 44 до 90% к среднему уровню по РФ);
* относительно
низкий уровень денежных
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района