Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.

Содержание

Административный состав района.
Особенности экономико-географического положения.
Место района в хозяйственном комплексе страны.
4. Оценка природных ресурсов и условий района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
Развитие внешних связей района.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.

Работа содержит 1 файл

География.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

           Химическая промышленность тесно кооперируется с машиностроением. В Ярославле работают нефтеперерабатывающие заводы, заводы синтетического каучука, шинный, лакокрасочный, в Переславле-Залесском — кинофотохимическое производство.

          Среди предприятий легкой промышленности - «Красный Перекоп», производящий хлопчатобумажную пряжу и технические ткани (для нужд шинного завода), Ярославская кордная фабрика, льнокомбинаты в городах Гаврилов-Ям и Тутаев, а также множество заводов по переработке льна в разных районах области.

           В структуре экспортных поставок области преобладают сырье и материалы. Экспортируются дизельное топливо, топочный мазут, льноволокно, льняные ткани и т. д.

                Использование современных технологий и привлечение иностранного капитала открывают возможности изменения экспортной специализации области, что позволит увеличить долю машин и оборудования в структуре

17

экспорта  с последующим повышением конкурентоспособности продукции машиностроительной и химической промышленности.

    

  10 .  Развитие внешних связей района.

Транспортный  баланс Центрального экономического района отрицательный: ввоз значительно превышает вывоз. Это присуще районам с развитой обрабатывающей промышленностью, работающей в основном на привозном сырье. Экономические связи преимущественно представлены деятельностью железных дорог. Московская дорога характеризуется высоким удельным весом транзита. Положение Московской дороги между нефтяным Поволжьем и Западом, лесным Севером и угольным и хлебным Югом обусловливает большой объем транзитных перевозок. Структура перевозок по сообщениям: транзит — 36%, ввоз — 25, вывоз — 17, местное сообщение — 22%. Приволжская дорога также в основном транзитная. Структура перевозок по сообщениям: транзит— 64%, вывоз—14, ввоз — 15, местное сообщение — 7%. На Куйбышевской дороге преобладает транзит 64%,а вывоз составляет 29%. В целом транспортный баланс Поволжского экономического района пассивный: ввоз грузов в 2 раза превышает вывоз. Ввоз грузов осуществляется в основном с востока, а вывоз — в западном направлении. Транзитные перевозки составляют ¼ часть всех перевозок.

         Важнейшие грузы ввоза в Центральном  районе на Московской дороге  следующие: каменный уголь (донецкий, кузнецкий и печорский), нефтяные грузы с Поволжья и Северного Кавказа, лес с Европейского Севера и Урала, сырье и полуфабрикаты для машиностроительной и химической, текстильной и пищевой промышленности, хлебные грузы и минеральные строительные материалы, главным образом, из Центрально-Черноземного района. Часть хлебных грузов ввозится речным транспортом, а строительных материалов — и автомобильным.  
 

                  Главные грузы ввоза в Поволжском районе на Приволжской дороге: куйбышевская нефть, нефтяные с Кавказа, черные металлы из Донбасса, лес с Урала, строительные и хлебные. На Куйбышевской дороге среди грузов ввоза преобладают каменный уголь, металл, лесные грузы.

             Предметы вывоза в ЦЭР на  Московской дороге: минеральные строительные материалы, каменный уголь, нефтяные грузы, машины, автомобили, станки, инструменты, электрооборудование, металлические изделия (метизы), продукция легкой и химической промышленности. Главные грузы вывоза в Поволжском районе на Приволжской дороге следующие: нефть и нефтегрузы, строительные, хлебные, а на Куйбышевской дороге главные грузы вывоза: нефтяные (примерно 50% отправления грузов на дороге), минеральные строительные материалы, хлебные, каменный уголь, лесные, черные металлы.

        Транзитные грузы в ЦЭР на Московской дороге: в северном направлении к Москве — хлебные и нефтяные; в южном — машины, лес, ткани. Главные грузы в местном сообщении: бурый уголь, машины, ткани, хлебные грузы, стройматериалы, минеральные удобрения. Главные грузы транзита в Поволжском районе на Приволжской дороге: нефтяные, лесные, хлебные, уголь, а на Куйбышевской дороге главные транзитные грузы: нефтяные, лесные, черные металлы, каменный уголь.

    Из  Центрального экономического района  водным транспортом вывозятся в Северо – Западный и Поволжский районы главным образом технологическое оборудование, станки, инструменты, цемент. Из Поволжского же района вывозятся в Центральный и Северо – Западный районы сырая нефть, нефтепродукты, зерно, некоторые строительные грузы. В Центральный район ввозятся из Северо – Западного района лес и строительные материалы, из Поволжского района нефть и нефтепродукты, из Северо – Кавказского продукты питания, а в Поволжский район ввозятся из

18

Северо –  Западного района лес и из Центрального района технологическое оборудование.

     Из Центрального района автомобильным транспортом вывозятся в близлежайшие районы (Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Северо-Западный) продукты лёгкой и химической промышленности. Из Поволжского района преимущественно вывозятся продукты сельского хозяйства в близлежащие районы на небольшие расстояния. В Центральный район ввозятся из Волго-Вятского района лес и из Центрально-Чернозёмного района продукты питания, а в Поволжский район ввозятся изделия лёгкой промышленности.

      В Поволжье развёрнута самая  крупная в стране система  трубопроводного транспорта. Из г.Альметьевска Поволжского района берёт начало крупнейший нефтепровод «Дружба». Поволжская нефть поступает в Северо-Западный и Центральные районы, а также по территории Поволжья проходят важные транзитные нефтепроводы. Из Поволжья в Центральный район идёт нефтепродуктопровод Самара – Сызрань – Пенза – Брянск. В Поволжье имеется разветвлённая сеть газопроводов, которая обеспечивает природным газом не только местных потребителей, но и Центральный и Волго-Вятский экономические районы. Через Поволжье проходит магистральный газопровод Средняя Азия – Центр. Из ЦЭР не вывозятся нефте- и газопродукты, так как в данном районе нет месторождений этого сырья. В Центральный район поступает нефть из Поволжья и Северного Кавказа, а также газ из Западной Сибири, Европейского Севера и из Северо-Кавказского района (4 газопровода).           В Поволжье же поступает мангышлакская нефть. 

    Перспективы развития транспорта.                         

       Транспорт является важной отраслью  экономического развития и производственных отношений не только в конкретном экономическом районе, но и страны в целом. Транспортный комплекс двух районов – Центрального и Поволжского обслуживает практически 2/3  территории Европейской части России. Это говорит о том, что роль развития транспорта чрезвычайно важна.  В обоих районах действует разветвлённая железнодорожная сеть, поэтому необходимо электрифицировать железные дороги (особенно Приволжскую дорогу); использовать электрическую тягу на грузонапряжённых линиях, а тепловозную тягу там, где нет дешёвой электроэнергии; совершенствовать подвижной состав; развивать смешанные железнодорожно-водные сообщения. Сейчас запущена новая скоростная магистраль Санкт-Петербург – Москва, осуществляющая быстрые пассажирские перевозки. В дальнейшем планируется открытие скоростных участков Москва – Западная Европа, Москва – Финляндия. Но главным перспективным направлением в развитие транспорта являются экономические связи со странами Содружества, так после распада СССР у РФ осталось много освоенных транспортных путей, которые коренным образом способствуют развитию торговых отношений не только со Странами СНГ, но и со странами Дальнего Зарубежья. Таким образом, на данный момент происходит освоение пограничных станций, где развивается строительство таможенных и пограничных пунктов. Примером могут служить погранично-передаточные станции: Суземка (Моск. ж.д.) и Озинки, Аксарайская (Приволжская ж.д.). В том же ключе происходит и развитие автомобильных таможенных постов. Развитию автомобильного транспорта способствует увеличение числа дорог с твёрдым покрытием. За последние годы  их число увеличилось  (ЦЭР занимает 2 место в РФ по плотности автомобильных дорог с твёрдым покрытием, а Поволжье – 6 место соответственно).  В связи с тем, что по территории обоих районов проходит одно из важнейших водных сообщений страны, безусловно необходимо проводить работы по внедрению новых технологий в этой области: увеличение грузоподъёмности судов; увеличение скорости доставки грузов и провозной способности; осуществление ремонта старой технической базы и портового хозяйства; развитие сообщений типа «река – море». Всё большую роль стал

19

играть для  экономических районов трубопроводный транспорт. Сейчас заканчивается строительство важного нефтепровода Тенгиз – Новороссийск, проходящего по территории Поволжья. Благодаря этому трубопроводу, будет осуществляться торговля со странами Дальнего Зарубежья. Получение прибыли даст возможность развивать этот вид  транспорта в дальнейшем.   

11.Проблемы  развития района  в условиях перехода   к   рыночной  экономике.

            Центральный экономический район  - наиболее мощный в России  по своему экономическому потенциалу. В его состав входят: Москва, Московская, Орловская, Брянская. Смоленская, Тульская, Тверская, Калужская. Ярославская, Костромская, Ивановская, Владимирская и Рязанская области. Большинство из этих субъектов Федерации старопромышленные регионы и относятся к числу наиболее развитых территорий страны. Их роль в экономике Российской Федерации определяют, прежде всего, отрасли обрабатывающей промышленности, включая тяжелое и транспортное машиностроение, приборостроение, химическую и легкую промышленность, а также отрасли строительного и транспортного комплекса. Особенно велика была в указанных регионах в дореформенный период доля наукоемких производств, а также предприятий ВПК. Эти особенности существенным образом обусловили в данных регионах характер кризисных процессов в условиях перехода к рыночной экономике.

Среди субъектов  Федерации Центрального района, по нынешнему социально-экономическому положению можно выделить три  группы. В первую входит Москва, где  относительно благополучную экономическую  ситуацию определяют структурная перестройка хозяйства за счет резкого возрастания роли финансовой сферы, а также сферы обслуживания и рыночной инфраструктуры на фоне глубочайшего спада промышленного производства, составившего более 2/3 от уровня 1990 г.

Результатом этих процессов явилось относительно благополучное социально-экономическое положение города не только в сравнении с областными регионами Центра, но и со всеми остальными регионами страны.

Вторую группу составляют субъекты Федерации с  высоким экономическим потенциалом  и разносторонней структурой хозяйства. Для этих старопромышленных регионов наиболее типичен депрессивный характер их экономики, как результат воздействия негативных макроэкономических факторов, слабости внутренних стимулов к саморазвитию, из-за глубокого спада производства в традиционно ведущих отраслях хозяйства в результате резкого нарушения воспроизводственных процессов. В третью группу входят регионы либо отличающиеся высокой степенью специализации на одной отрасли промышленности, попавшей в кризисную ситуацию (Ивановская и Владимирская области), либо не обладающие еще достаточно развитой экономикой (Брянская, Смоленская, Костромская области). В этих областях сложилась предкризисная социально-экономическая ситуация:

в промышленности, крайне низкий уровень платежеспособного спроса производственного сектора и населения, резкое сокращение централизованного финансирования предприятий ВПК и государственных капиталовложений в целом. Специфическим для указанных старопромышленных регионов фактором депрессивности стала неконкурентоспособность профилирующих отраслей на товарных рынках в условиях либерализации цен и внешнеэкономических связей. Как правило, на практике имело место тесное переплетение воздействия различных причин депрессивности с явно выраженным эффектом мультипликатора.

20 
 

              Эти особенности существенным образом обусловили в данных регионах характер кризисных процессов в условиях перехода к рыночной экономике.

              Среди субъектов Федерации Центрального района, по нынешнему социально-экономическому положению можно выделить три группы. В первую входит Москва, где относительно благополучную экономическую ситуацию определяют структурная перестройка хозяйства за счет резкого возрастания роли финансовой сферы, а также сферы обслуживания и рыночной инфраструктуры на фоне глубочайшего спада промышленного производства, составившего более 2/3 от уровня 1990 г.

               Результатом этих процессов явилось

                 товарообменных связей, общий низкий уровень конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках многих видов отечественной продукции обрабатывающей в в

                  Основные характерные проблемы  и одновременно формы проявления  депрессивности регионов Центра:

      * наиболее  глубокий уровень спада и крайне  тяжелое текущее положение промышленного  производства (уменьшение его объемов составило более 60% к уровню 1990 г.);

      * сравнительно  низкий уровень инвестиционной  активности в данных регионах (объем инвестиций в основной  капитал по абсолютному большинству  регионов уменьшился в 1997 г.  к уровню предыдущего года от 10 до 39% при общероссийском спаде 5%);

      * тяжелое  в целом финансовое положение  профилирующих предприятий и,  как следствие, низкий уровень  бюджетной обеспеченности за  счет собственных источников  доходов (по всем регионам, за  исключением Москвы, от 44 до 90% к среднему уровню по РФ);

      * относительно  низкий уровень денежных доходов  населения (по всем субъектам  РФ, за исключением Москвы, от 60 до 80% к среднему по РФ уровню  в 1997г.);

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района