Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа
Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.
Административный состав района.
Особенности экономико-географического положения.
Место района в хозяйственном комплексе страны.
4. Оценка природных ресурсов и условий района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
9. Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
Развитие внешних связей района.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
ЦЭР имеет большие рекреационные ресурсы.
Здесь живописные ландшафты среднерусской
полосы, лесная зона, множество рек, заповедники,
богатая флора и фауна. Значительны запасы
минеральных вод: сульфатно-кальциевая
вода в Тульской области, есть вода типа
«Есентуки» и др.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
Район отличается высокой плотностью населения — 62,8 чел./кв. с (колеблется от 13,5 чел./кв. км в Костромской области до 333,3 чел./кв. в Москве и области) и высокой степенью урбанизации. Здесь насчитывается около '/|0 общего числа городских поселений страны (243 города), 83% жителей — городское население. Велика в районе доля людей старших возрастов, естественный прирост очень невысок. Для района
4
характерны маятниковые миграции. ЦЭР занимает первое место в Российской Федерации по среднегодовой численности рабочих и служащих.
Естественный прирост населения за последние десятилетия составляет 3,4 чел. на 1000 жителей (11-е место по РФ). Промышленное и сельскохозяйственное производство расширяется за счет повышения энерговооруженности, механизации и производительности труда, а также за счет перераспределения трудовых ресурсов между городом и деревней и различными отраслями народного хозяйства.
Как и в других районах страны, здесь особенно сильно увеличилось городское население за счет сокращения сельского. В настоящее время городское население составляет 83%, сельское — 17%.
Дальнейшее развитие науки и научного
обслуживания, проектно-конструкторской
базы, высшего и среднего образования,
культуры и искусства невозможно без более
эффективного использования кадрового
потенциала, повышения его квалификации,
радикального перевооружения отраслей
на основе внедрения новейших достижений
НТП, ускоренного развития фундаментальной
науки, экспериментальной базы.
6.Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
В современной структуре промышленности удельный вес производства средств производства (продукция группы А) составляет 70,7%, а производство предметов потребления (продукция группы Б) - 29,3%. При этом в группе А на долю машиностроения и металлообработки приходится свыше '/3 численности промышленно-производственного персонала.
Машиностроение и металлообработка представлены практически отраслями и подотраслями. Из 26 отраслей машиностроения, получивших наибольшее развитие в Центральном районе, 19 (или 80%) имеют общероссийскую специализацию. Преобладают сложные и наукоемкие производства. Важнейшие виды продукции машиностроения металлообработки - это автомобили, изделия радиотехнической и электронной промышленности, управляющие и вычислительные машины, автоматические линии и станки, приборы, инструменты, подшипники. Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. Широкое развитие транспортного машиностроения в районе обусловлено его центральным положением и наличием густой сети путей сообщения. Крупным центром автомобилестроения является Москва. Здесь расположены завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), который в основном специализируется на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей, и завод малолитражных автомобилей (АЗЛК). В Московской области в Ликино-Дулево находится автобусный завод. В Ярославле налажено производство автомобильных двигателей.
В районе действуют многочисленные предприятия-смежники:
машиностроительные, текстильные, химические, которые обеспечивай автомобилестроение необходимыми узлами, деталями, комплектующими изделиями в порядке; кооперирования.
Одним из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения стал Коломенский тепловозостроительный завод им. В.В. Kyйбышева, который еще до 1917 г. выпускал паровозы. Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском и Муромском заводах. Вагоностроение представлено Тверским машиностроительным заводом (самым крупным в стране), который производит пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, Мытищинским машиностроительным заводом, выпускающим пассажирские вагоны для метрополитена. В Брянске производятся изотермические вагоны.
Речное судостроение имеет преимущественно местное значение. Центры речного судостроения и судоремонта — Москва, Рыбинск, Кострома.
В районе выпускаются мотоциклы и мотороллеры (Тула, Ковров) самолеты (Москва).
Станкостроение специализировано на изготовлении автоматических станков и линий, агрегатных станков, гибких производственны систем, станков с числовым программным управлением, т. е. новейшего станочного оборудования. Основные центры станкостроения Москва, а также Коломна,
5
Иваново, Рязань, Егорьевск, В Москве я вод «Красный пролетарий» выпускает полуавтоматические станки, я вод им. С. Орджоникидзе специализируется на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Заводы «Станколит» «Станкоконструкция», «Станконормаль» изготавливают отдельные узлы, агрегаты, детали. Заводы столицы выпускают также внутришлифовальные, координатно-расточные и другие станки. Москва — крупнейший центр производства инструментов (заводы «Калибр», «Фрезер и др.). В Рязани получило развитие производство кузнечно-прессового оборудования и автоматических станков. В Коломне производятся карусельные и зубофрезерные станки. Центральному району принадлежит 31,2% производства металлорежущих станков и 13% кузнечно-прессовых машин Российской Федерации.
Приборостроение представлено выпуском опытной аппаратуры для научных исследований, средств контроля производственных процессов оптико-механической техники, точных приборов. Основной центр -Москва (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы). Приборостроение развито также во Владимире, Рязани, Смоленске, Угличе и других городах.
Электротехническая промышленность представлена
московскими заводами «Динамо», им. Владимира
Ильича, Москабель и заводами в Калуге,
Ярославле. Район производит около 50% электродвигателей.
Широкое развитие в районе получило производство тракторов и сельскохозяйственной техники, которое связано с особенностями агроклиматических условий Нечерноземной зоны страны. Колесные тракторы выпускают во Владимире. В Люберцах завод им. А.В Ухтомского выпускает самоходные комбайны, сенокосилки и другие сельскохозяйственные машины. В Бежецке производится льноуборочная техника. Заводы в Туле и Рязани изготавливают картофелепосадочные и уборочные машины, сельскохозяйственный инвентарь.
Выпуск технологического оборудования обеспечивает нужды как самого района, так и других территорий. Это оборудование для металлургической, цементной, химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности и ряда других отраслей.
На территории Центрального района размещены
и предприятия тяжелого машиностроения
(Электросталь, Брянск, Калуга).
Широкое развитие в районе получил выпуск продукции бытового «значения, фотоаппаратов (Красногорск), телевизоров (Москва, Александров), радиоприемников, холодильников (Москва, Муром и др.). I перспективе Центральный район сохранит свое лидирующее положение в машиностроении. Наиболее перспективны станко- и приборостроение, электронная промышленность и электротехника, автомобилестроение и другие наукоемкие отрасли.
Среди отраслей машиностроения приоритетное развитие должны получить те из них, которые отличаются средней и небольшой металлоемкостью, использованием высококвалифицированного труда и выпуском наукоемкой, нематериалоемкой продукции (радиотехническая электронная, электротехническая, станкостроительная, приборостроительная промышленность, автомобилестроение), при постепенной стабилизации развития отраслей более металлоемких (производство оборудования для химической промышленности, строительно-дорожное и металлургическое машиностроение и т. п.).
Машиностроение частично опирается на
собственную металлургическую промышленность.
Эта отрасль возникла здесь еще в XVII на
местных бурых железняках и древесном
угле. В настоящее время металлургия представлена
чугунолитейным заводом в Туле (выпуск
литейнoro чугуна и ферросплавов) и Рогожским
сталелитейным заводом в Москве. К числу
сравнительно новых металлургических
заводов относятся Ново-Тульский (с металлургическим
циклом) и «Электросталь» под Москвой
(передельный завод). В районе развита
и малая металлургия: на многих крупных
машиностроительных заводах имеются цеха
по производству металла из вторичного
сырья.
Важнейшая отрасль
6
основная химия (азотная промышленность, производство фосфорных, комплексных и концентрированных удобрений). На базе местного сырья (фосфоритов) и концентратов хибинских апатитов изготавливаются суперфосфат и фосфоритная мука в Воскресенске и Полпине, работают предприятия в Калужской области. По производству азотных удобрений Центральный район занимает второе место в стране. Промышленность азотных удобрений создана на базе крупных производств серной кислоты и синтетического аммиака на Воскресенском, Новомосковском и Щекинском химкомбинатах, а также на Дорогобушском заводе азотных удобрений. Главный центр производства азотных удобрений — Новомосковск. Современный уровень развития промышленности минеральных удобрений в районе еще далеко не полностью удовлетворяет запросы сельского хозяйства. Среди отраслей основной химии можно назвать производство каустической и кальцинированной соды, серной кислоты и других химических продуктов. Заметную роль играет химия полимерных материалов - производство синтетического каучука, искусственного волокна, пластических масс.
Производство синтетического
Легкая, в частности текстильная промышленность, в Центральном районе относится к старейшим отраслям. Зародившись в качестве промысла по переработке местного льна, текстильная промышленность затем приобрела классические формы мануфактуры и в значительной мере перешла на привозное сырье (хлопок). В результате здесь еще в ранний период развития русского капитализма сложился крупнейший район текстильной промышленности.
Наибольшее развитие текстильная промышленность получила в Ивановской, Московской, Владимирской и Тверской областях, а также в Костромской, Смоленской, Ярославской и Брянской. Она размещается не только в крупных, но и во многих малых городах.
В настоящее
время в связи с резко
7. Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
Высокий промышленный
Основу электро- и теплоэнергетики района составляют мощные ГРЭС и ТЭЦ. Наиболее крупные ГРЭС - Костромская, Рязанская, Конаковская. Растет значение атомной энергетики. Кроме небольшой Обнинской АЭС построены и крупные станции - Смоленская (Десногорск), Тверская (Удомля) и Костромская.
Эффективный гидроэнергетический потенциал Центрального района почти исчерпан.
Для покрытия пиковых нагрузок возведена гидроаккумулирующая Загорская ГАЭС.
7
Имея сезонный избыток электроэнергии, ЦЭР поставляет ее в Северный,Волго-Вятский и даже Поволжский районы.
Для обслуживания
машиностроительной промышленности большое
значение имеет металлургия. Она
представлена в районе значительно
расширенными старыми металлургическими
заводами - чугунолитейным Косогорским
в Туле и сталелитейным "Серп и
молот" в Москве, а также новыми -
Новотульским (с полным металлургическим
циклом) и "Электросталь" под Москвой
(передельная качественная металлургия).
Развита малая металлургия на многих крупных
машиностроительных заводах. Однако район
остается остро дефицитным по металлу,
местное производство проката черных
металлов не составляет и десятой доли
его потребления. Чугун, сталь и прокат
завозятся из Украины и с Урала.
Важное значение для Центра имеет создание
новой металлургической
базы на основе Курской магнитной аномалии.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района