Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 09:44, доклад
В Центральном федеральном округе недра играют наименьшую роль в экономике. Хотя по некоторым полезным ископаемым этот округ занимает лидирующее положение в России. Здесь сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми из всех природных ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные воды.
Транспортная
сеть Владимирской области довольно
густая, железные магистрали трижды пересекают
ее территорию (из Москвы на Ярославль,
Нижний Новгород, Казань). Протяженность
железных дорог - 965 км, из них 361 км электрифицировано.
Автодорог с твердым покрытием - 2517 км.
По Оке и нижнему течению Клязьмы осуществляется
судоходство.
В России область
выделяется производством льняной
пряжи (44%), мотоциклов (19%), тракторов (15%),
радио- и телеаппаратуры (11%).
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
занимает пространство в Заволжье между
Ярославлем и Нижним Новгородом. Территория
- 60,1 тыс. кв. км. Население - 809 тыс. человек.
Городское население - 531 тыс. (66%), из
которого более половины проживает в Костроме
(282 тыс. человек). Всего 7 городов областного
и 4 города районного подчинения. Этнический
состав однороден: 96,3% русские, 1,2% украинцы.
Область - это
территория древнего славянского заселения.
Такие города, как Кострома и Галич,
известны с 12 века. В современных границах
область образована 13 августа 1944 г.
Природных ресурсов
кроме торфа (Космыникское месторождение)
нет.
В структуре промышленности в последние годы резко возрос удельный вес электроэнергетики - до 31,7%. Основной производитель электроэнергии - Костромская ГРЭС. Увеличился удельный вес производства стройматериалов (до 4,5%); но это увеличение произошло за счет резкого падения доли машиностроения (с 17,2 до 14,4%), ключевой отрасли - лесообработки (с 18,7 до 16%), пищевой промышленности (с 20,6 до 16,4%) и главной отрасли специализации - легкой промышленности (с 17,2 до 8,1%). Вся промышленность сконцентрирована в Костроме, из малых городов выделяются Галич (экскаваторы), Нерехта (льнокомбинат), Шарья (деревообрабатывающее объединение). В других малых городах и поселках действуют леспромхозы, льнозаводы, маслосырозаводы.
Сельское хозяйство.
Область славится молочными породами
крупного рогатого скота. Из посевных
культур преобладают кормовые, овес,
рожь, ячмень, из технических - лен (четвертое
место по сбору после Тверской, Смоленской
и Вологодской областей). Развито птицеводство.
Пользуются известностью
народные художественные промыслы из
меди, латуни, серебра (село Красное-на-Волге).
Транспорт. Главная
транспортная магистраль - Северная железная
дорога Ярославль - Буй - Галич - Шарья
со связкой на Кострому. Общая протяженность
железных дорог - 592 км, автодорог - 9 тыс.
км. Судоходство осуществляется по
Волге и нижнему течению ее
притоков.
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
расположена по правобережью Волги
между Ярославлем и Нижним Новгородом.
Территория области составляет 22,1 тыс.
кв. км.
Впервые г. Иваново
(образованный в 1871 г. слиянием сел Иваново
и Вознесенское, до 1932 г. Иваново-Вознесенск)
стал административным центром в 1918 г.,
когда образовалась Иваново-Вознесенская
губерния, с 1929 г. - Ивановская Промышленная
область. После отделения Ярославской
области в 1936 г., Владимирской и Костромской
- в 1944 г., Сокольского района в 1993 г. область
приняла современные очертания.
Население области - 1275 тыс. человек. Численность населения области сокращается. Доля городского населения - 81%. 95,8% населения - русские.
Из природных
ресурсов имеются значительные запасы
торфа.
Промышленность
весьма развита. В течение семи лет слово
"промышленная" входило в ее официальное
наименование. Область известна как "текстильный"
(или "ситцевый") край, до начала реформ
она не имела себе равных по выпуску хлопчатобумажных
тканей (почти 1/3 российского производства).
Третье место в стране занимает по выпуску
шерстяных и льняных тканей, седьмое -
по выпуску шелковых.
Структура промышленности
(в %): легкая - 35,6%; машиностроение и металлообработка
- 18,7; пищевая - 15,4; лесная и деревообрабатывающая
- 3,2; производство строительных материалов
- 3,7; химическая - 6,2%.
Крупнейший промышленный
центр - Иваново (481 тыс. жителей). Кроме
обязательных для городов области
текстильных предприятий, в областном
центре много машиностроительных заводов
(текстильное и торфяное оборудование,
станки, автокраны, приборы). Второй по
значению город - Кинешма (лесохимия, бумагоделательные
машины, электротехника). Шуя - машины,
металлопрокат, химическое волокно; Комсомольск
- электротехника и ГРЭС, работающая на
торфе.
Сельское хозяйство ориентировано в первую очередь на снабжение продуктами городского населения. Развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство, птицеводство. В растениеводстве 1/3 площадей отведена под кормовые культуры.
Транспорт. Общая
длина железных дорог - 334 км, автодорог
с твердым покрытием - 2,3 тыс. км. Судоходство
осуществляется по Волге.
В России область
выделяется производством тканей и
пряжи - хлопчатобумажной (24%), штапельной
(8%), льняной (14%), также оборудования
для легкой промышленности (13%).
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Площадь - 84,1 кв. км. Областной центр
- Тверь (в 1931-1990 гг. Калинин) - один из старейших
городов, вплоть до конца 15 века, соперничавший
с Москвой в собирании русских
земель (в 1485 г. присоединен к Московскому
княжеству). Область образована 29 января
1935 г. (из частей Московской и Западной
областей). Население - 1653 тыс. человек,
в том числе городское - 1183,6 тыс. человек.
Имеется 11 городов областного и 12 районного
подчинения. Этнический состав: русские
составляют 93,5%, украинцы - 1,7%, карелы -
1,4% (до войны существовал национальный
район - Новокарельский, но был ликвидирован).
Полезные ископаемые
- бурый уголь (Нелидово) и торф (повсеместно).
Нельзя не отметить обилия рек реакционных
ареалов международного значения (Селигер,
Иваньковское водохранилище - "Московское
море").
Промышленность (в %): легкая промышленность - 8,9; машиностроение и металлообработка - 26,8; пищевая - 10,7; электроэнергетика - 28,2 (Калининская АЭС; Конаковская ГРЭС, ТЭЦ в Твери, Вышнем Волочке); лесная и деревообрабатывающая - 7,0 (по вывозке древесины, производству, пиломатериалов и фанеры область уступает в Центральном округе только Костромской, по выпуску бумаги занимает первое место); химическая - 4,2; производство стройматериалов - 7,5. Промышленные предприятия сконцентрированы преимущественно в областном центре (455,6 тыс.) - производство вагонов, экскаваторов, электроаппаратуры, химического волокна, искусственных кож, хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей; два крупнейших полиграфических комбината. Другие индустриальные центры: Ржев (70,9) - автотракторное электрооборудование, краны, льняная пряжа, мебель; Вышний Волочек (64,5) - хлопчатобумажные ткани и трикотаж, стекло, пианино; Кимры (61,8) - кожаные изделия и обувь, станки, трикотаж, мебель; железнодорожная станция города - Савелово - дала имя одному из московских вокзалов; Торжок (50,6) - вагоны, противопожарное оборудование, обувь, продукция маслосыроделия; крупнейший узел газопроводной сети; Конаково (43,1) - ГРЭС, фарфоровая и фаянсовая посуда и сувенирные изделия (золотые и серебряные медали на международных выставках); Бологое (35,5) - арматура, строительные и монтажные машины; Бежецк (30,6) - льноуборочные машины, гаражное оборудование; Нелидово (30) - гидравлические прессы, станочные нормали, добыча бурого угля; Осташков (26,8) - обувь и другая кожевенная продукция, маслосыроделие; Кашин (21,2) - электроаппаратура, льнопряжа, минеральная вода.
Сельское хозяйство.
Основные культуры - рожь, овес, зернобобовые,
картофель, кормовые, лен-долгунец (по
валовому сбору делит со Смоленской областью
1-2-е места в стране). Животноводство мясо-молочного
направления (по поголовью коров) в округе
уступает только Московской области.
Транспорт. Протяженность
железных дорог - около 2 тыс. км, из них
две магистрали - от Москвы на Санкт-Петербург
и на Ригу. Развиты автомобильный и речной
транспорт; через территорию области проложены
важные газопроводы - Серпухов - Санкт-Петербург,
Вуктыл - Торжок - Брест, нефтепровод Ярославль
- Полоцк.
В России область
является почти "монополистом" по
производству пассажирских вагонов (94%).
Заметна ее роль в выпуске экскаваторов
(18%), химического волокна, оконного
стекла (7%).
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
расположена к северо-востоку
от Москвы по обеим сторонам Волги.
Площадь - 36,4 тыс. кв. км. Население - 1456
тыс. человек, 98% - русские. Центр - Ярославль
(635 тыс.; один из старейших городов России,
основан в 1010 г. Ярославом Мудрым). Кроме
него еще 9 городов (из них 5 областного
подчинения, наиболее значительный - Рыбинск,
насчитывающий 251 тыс. жителей). Доля городского
населения - 81,4%. Плотность сельского населения
- 7 человек на кв. км.
Область образована 11 марта 1936 г. при разукрупнении Ивановской Промышленной области, в составе которой ее территория находилась с 1929 г. До этого с 1796 г. существовала Ярославская губерния, по территории почти совпадающая с современной областью; в средние века, с 1218 по 1463 г., было Ярославское княжество.
Промышленность
(в %): машиностроение и металлообработка
- 31,2; легкая - 4,0; химическая - 12,7; пищевая
- 8,5; топливная - 24,1.
Главные промышленные
центры - Ярославль (моторы, топливная
и дизельная аппаратура, деревообрабатывающие
станки, оборудование для полимерной
индустрии, синтетический каучук, шины,
лаки и краски, продукты нефтепереработки,
технические ткани); Рыбинск (полиграфические
и дорожные машины, моторы, деревообрабатывающие
станки, суда, мебель, спички, пищевые предприятия;
Рыбинская ГЭС); Углич (часы - НПО "Углич",
НИИ маслоделия и сыроделия); Тутаев (моторы).
Текстильная промышленность развита в
Переславле-Залесском, Гаврилов-Яме, Ростове,
Тутаеве; в Поречье-Рыбном - консервный
завод. На базе народных промыслов создана
фабрика "Ростовская финифть".
Сельское хозяйство:
две третьих валовой продукции
в животноводстве и треть в растениеводстве.
Овощи и картофель. Из зерновых - рожь,
пшеница, ячмень, овес - основные культуры.
Из технических - традиционная культура
- лен. Животноводство молочно-мясного
направления (в области 20 сыродельных
заводов, производящих известные сорта
сыра - ярославский, угличский, пошехонский).
Транспорт. Эксплуатационная
длина железных дорог - 707 км, основные
магистрали электрифицированы. Протяженность
дорог с твердым покрытием - 3553
км. По Волге и Рыбинскому водохранилищу
осуществляется судоходство. Ярославль
- своеобразный узел нефте- и газопроводов,
идущих от Сургута, от Нового Уренгоя на
Москву и в Западную Европу.
В России область выделяется производством полиграфических машин (27%), оборудования для промышленности полимеров (16%), шин (15%), часов (8%) и синтетического каучука (7%).
К регионам Приокской
группы относятся Брянская, Калужская,
Орловская, Рязанская, Смоленская и
Тульская области.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
расположена на крайнем юго-западе
европейской части России, на стыке
ее границ с Белоруссией и Украиной. Ее
территория - 34,9 тыс. кв. км.
В послужном
списке Брянска как административного
центра был период (с 1920 по 1929 гг.), когда
существовала Брянская губерния. Затем
Брянщина вошла в Западную область,
а с 1937 г. - в Орловскую. В современных границах
она образована 5 июля 1944 г.
Население области
- 1480 тыс. человек. Городское население
- 68,2%. В области насчитывается 15 городов
(3 из них областного подчинения). Этнический
состав характерен для пограничного
региона: русских - 96%, украинцев - 1,8%, белорусов
- 0,8%.
Из природных
ресурсов хозяйственное значение имеют
фосфориты (Полпинское месторождение),
торф (Кожановское, Пальцо) и сырье
для стройматериалов.
Промышленность (в %): машиностроение и металлообработка - 31,9: дизели, тепловозы, автомобили, дорожные машины, оборудование для стройиндустрии, сельскохозяйственные машины, велосипеды, стальное литье (Брянск), оборудование для деревообрабатывающей (Новозыбков) и текстильной промышленности (Клинцы), чугунное литье (Любохна, Бытошь); легкая - 25,1: шерстяные ткани (Клинцы, Брянск - 2-ое место по РФ после Московской области) и кожевенно-обувная (Клинцы); пищевая - 24,6: крахмало-паточная, консервная, сахарная; лесная и деревообрабатывающая - 5,3: мебель (Брянск, Клинцы), спички (Вышнов); производство стройматериалов - 5,1: цемент и асбесцементная продукция (Фокино), стекло (Бытошь, Старь), хрусталь (Дятьково).
Сельское хозяйство
также достаточно развито. Основные
культуры растениеводства - зерновые,
картофель (область занимает первое место
в России по их сбору), технические культуры
(сахарная свекла), кормовые. В животноводстве
ведущее место принадлежит молочно-мясному
скотоводству, свиноводству и птицеводству.
Транспорт. Область
располагает густой сетью железных
дорог (свыше 1 тыс. км); по Десне осуществляется
судоходство.
В России область
выделяется производством продукции
машиностроения (7% дизелей и генераторов,
18% велосипедов и мотоциклов, 5% грузовых
вагонов), оконного стекла (66%), шерстяной
пряжи (7,5%). Известна продукция сигарной
фабрики в Погаре.
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
расположена к юго-западу от столицы
России. Площадь - 29,9 тыс. кв. км. Областной
центр - Калуга (насчитывает 347 тыс. жителей),
начала выполнять административно-