Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
Описание работы
Современная французская экономика - одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и XXI вв. Франция занимает среди ведущих стран Запада 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е - по удельному весу в мировом промышленном производстве, 4-е - по доле в мировом экспорте, однако по уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..…7 1 Экономико-географическая характеристика Франции..………………………...8 1.1 Общая характеристика страны…………………………………………..…8 1.2 Уровень экономического развития и особенности хозяйства ………….10 1.3 Промышленность……………………………………………………...…...15 1.4 Сельское хозяйство………………………………………….……...……..17 1.5 Внешнеэкономические связи…………………………………………...…18 1.6 Основные макроэкономические показатели Франции……………….…22 2 Социально-экономические проблемы Франции ………………………………24 2.1 Проблема демографии…..…………………………………………………24 2.2 Проблемы образовательной системы ……………….…………………...29 2.3 Проблема безработицы….………………………………………………...34 2.4 Пути решения проблем ……………………………...….…...…………....35 Заключение………………………………………………………………………….37 Список используемых источников………………………………………………..39 Приложение А Индекс производства сельского хозяйства (1996-2006 гг.)....…40
Согласно прогнозам
Национального института статистики
и экономических исследований, к
этому моменту население страны
стабилизируется на уровне 65 млн. человек.
При этом средний возраст французов
повысится с 35,5 до 46 лет, а численность
людей старше 60 лет почти удвоится
- она вырастет с 12,2 до 22 млн. человек.
Причём внутри этой возрастной группы
доля представителей "четвёртого возраста"
- самых старых поколений, которым
будет свыше 75 лет, достигнет, а затем
и превысит 17% населения страны вместо
7,1 в начале XXI века.
Столь глубокие
сдвиги в возрастной структуре неизбежно
приближают кризис существующей системы
социального обеспечения, основанной
на солидарности поколений и существующей
благодаря широкомасштабному перераспределению
их доходов государством. "Францию
ожидают два демографических
шока - удар по пенсиям с 2006 года, по
бюджету здравоохранения и социальной
защиты в ходе десятилетия 2010-2020 годов",
- предсказывал академик Жак Дюпакье
в докладе на коллоквиуме, посвященном
этой проблеме. Первые признаки этого
кризиса уже дают о себе знать.
2.2 Проблемы образовательной
системы
В течение чуть
более двадцати пяти лет (соответствующий
закон был принят в 1975 году) система
школьного образования во Франции
была унифицирована. То есть, за исключением
отдельных случаев, все дети, получая
образование, проходят теперь один и
тот же путь: дошкольное заведение (от
2 до 6 лет), начальная школа (с 6 до 11 лет),
коллеж (с 11 до 15 лет) и лицей (с 15 до 18
лет). Предоставление каждому возможности
получить дошкольное образование рассматривается
сегодня как значительное достижение.
Процент детей, вовлеченных в процесс
обучения уже в возрасте 3 лет, близок к
абсолютной цифре, и преподаватели, работающие
в дошкольных заведениях, имеют ту же квалификацию,
что и учителя начальной школы.
В лицее появляется
возможность выбрать одно из нескольких
направлений: так называемое общее
образование (со специализацией по литературе,
наукам или экономике), техническое
образование (для будущих технических
работников) и профессиональное образование
(оно позволяет адаптироваться к
современным требованиям работодателей).
Все эти направления имеют
целью подготовить ученика к
сдаче экзамена на степень бакалавра
(выпускной экзамен в средней
школе). После 1989 года дипломы выпускников
различаются в зависимости от
выбранного направления, то есть являются
общими, техническими или профессиональными.
Впрочем, какой бы ни была специализация
диплома, он позволяет своему обладателю
поступить в любой университет.
В итоге большинство молодых
людей оканчивают лицей и получают
степень бакалавра.
Такая унифицированная
система всегда пребывала в кризисе
(особенно явственно он давал о
себе знать в коллежах). Основных
проблем здесь две. Первая — массовое
прекращение обучения: значительный
процент молодых людей (15-20%) все-таки
бросают учебу, так и не получив
диплом о среднем, а порой и
начальном образовании (т.е. в последнем
случае даже не умея ни читать, ни считать,
ни писать...). Это серьезное препятствие
не только для профессионального
трудоустройства, но и вообще для
адаптации к современным условиям
жизни. [11]
Вторая проблема
заключается в том, что работа
в классе, состоящем из учащихся
с различным уровнем знаний, представляет
значительные трудности для преподавателя.
Такая ситуация, в частности, нередка
в проблемных учебных заведениях,
где тон задают сложные социальные
условия: безработица родителей, трудности
с устройством на работу иммигрантов
и, соответственно, бедность. В конечном
итоге все это ведет к вспышкам насилия,
столь часто наблюдаемым в школах.
Именно указанные
причины служат предлогом для
постоянных попыток восстановить старый,
дореформенный порядок школьного
обучения, позволяющий учащимся бросать
учебу в коллеже в возрасте
13-14 лет, чтобы начать «альтернативную»
профессиональную подготовку, которая
ведет к получению квалификации низкого
уровня, уже не имеющей спроса на современном
рынке труда.
Эта проблема достаточно
остро стоит в современной
Франции. До середины XX века традиционная
школа, построенная на основе законов
еще 80-х годов XIX века, действительно была
раздвоенной и напрямую зависела от социально-экономических
факторов. Начальная школа принимала,
главным образом, детей рабочих и крестьян.
Обучение в ней завершалось к 14 годам,
и после окончания молодые люди либо продолжали
учиться, либо начинали профессиональную
деятельность. В то же время традиционный
лицей, имевший свои собственные начальные
классы, принимал детей из буржуазных
слоев, относящихся к «среднему классу».
[3]
Послевоенный
период во Франции, как и в большинстве
европейских стран, был отмечен
демократизацией образования, то есть
стремлением предоставить всем детям
– хотя бы теоретически – равные
возможности для обучения. Закон
1975 года, унифицировавший систему, стал
для левых и для большинства
преподавателей мерой социальной справедливости.
Попытки же возвращения к системе,
отделяющей богатых от бедных, рассматривались
и рассматриваются как консервативные.
В общем, не удивительно,
что правительство, избранное в
прошлом году, пойдет дальше своих
предшественников в пересмотре современной
образовательной системы и, в
частности, вопроса о существовании
единого коллежа. Тем более что,
как оказалось, трудности в коллежах
настолько велики, что многие преподаватели
разочаровываются в общей организации
учебного процесса, а в некоторых
случаях даже готовы отойти от прогрессивных
идеалов равного школьного образования
до возраста 15-16 лет.
Нерешенные
проблемы.
Основным мерилом
успехов школьного образования
во Франции в течение последних
20 лет был процент получивших
степень бакалавра, обладателей
так называемого «диплома в области
французской культуры». Это одновременно
и свидетельство об окончании
средней школы, и что-то вроде
первого университетского диплома,
дающего право начать учебу в
высшем учебном заведении и обеспечивающего
тем самым непрерывность образования.
Около двадцати лет назад министерство
поставило целью достичь следующего
уровня: 80% бакалавров.
Цель эта
оказалась по сути недостижимой. Сначала
шла речь о продолжении того демократического
пути, о котором говорилось выше,
затем только о применении знаний
населения к новым требованиям
научно-технической революции. Сегодня
мы все еще далеки от результатов,
на которые рассчитывали. Если в
течение многих лет и была возможность
говорить о постоянном и наглядном
росте показателей, то в последние
годы они имеют тенденцию к
стагнации в пределах 61-62 %. Это, конечно,
далеко не то, на что мы надеялись.
Впрочем, еще
с самого начала прогресс этот был
количественным, не обеспечивающим достаточного
роста качества. Исследователи говорят
все больше о «демографизации», чем
о «демократизации». За этой лингвистической
игрой прячутся реалии, беспокоящие
всех тех, кто ратует за социально
справедливую образовательную систему.
Количественное улучшение системы
практически не устранило неравенство
в образовании. Хотя за последние 20
лет произошло двукратное увеличение
числа получивших степень бакалавра,
а также возросло количество учащихся
в высших учебных заведениях, ребенок
из рабочей семьи имеет гораздо
меньше шансов преуспеть в учебе,
чем ребенок руководящих работников
или преподавателей.
И это несмотря
на то, что для борьбы с социальной
дискриминацией в 1980 году были приняты
меры так называемой «позитивной
дискриминации». Тогда были созданы
зоны «приоритетного образования» —
этим термином обозначают города или
отдельные районы некоторых городов,
где социальные проблемы особенно значительны.
Учебные заведения в таких зонах, главным
образом коллежи, получают дополнительные
кредиты и имеют возможность приглашать
квалифицированных преподавателей. Была
надежда дать таким образом возможность
молодым людям компенсировать неравенство,
жертвами которого они являются. Но результаты
этой политики противоречивы. Очевидно
одно: они далеки от ожидаемых. Серьезные
проблемы, которые являются первопричиной
неравенств в школе, нельзя решить чисто
школьными методами. Нужно менять сами
социальные условия!
Актуальные
противоречия.
Учитывая все
вышесказанное, можно пытаться проанализировать
сегодняшние процессы.
Преподаватели,
учащиеся и их родители мыслят вроде
бы одинаково: содержание образования
должно безусловно модернизироваться
в соответствии с сегодняшними требованиями.
Но при этом необходимо в первую
очередь устранять неравенство,
а не затушевывать его. Образовательная
система должна позволять каждому
молодому человеку приобретать знания
и умения, которые подготовили
бы его к будущей профессиональной
карьере, а также к полноценной
личной жизни и активной гражданской
позиции.
Что в первую
очередь оказывает влияние на
систему? Три вещи:
децентрализация;
влияние Европейского Союза на образовательную политику;
стремление Всемирной торговой организации вовлечь образование в условия рынка, максимально его коммерциализировать.
Децентрализация
образовательной системы наблюдается
во Франции вот уже около 20 лет.
До этого времени она, будучи детищем
наполеоновской империи, была чересчур
централизована. Ведь государство, помимо
прочих своих функций, было «государством-воспитателем»,
как выражаются некоторые историки
образования. Первая фаза децентрализации
состояла в предоставлении регионам
и департаментам прав конструировать
школьную систему, опираясь на собственные
фонды и на дотации государства,
слагавшиеся из налогов. Таким образом,
государство сохраняло возможность
устранять неравенство между регионами.
Оно также сохраняло за собой исключительное
право на создание обучающих программ,
штатного расписания и т.д.
Сегодняшнее правительство
намерено пойти дальше в освобождении
центральных властей от обязательств
финансировать регионы. Это лишает
государство возможности восстановить
равновесие между богатыми и бедными
регионами. Не нужно питать никаких
иллюзий. Даже в то время, когда государство
имело абсолютную власть, ничто не
препятствовало возрастанию географического
и/или социального неравенства
— как в случае крупных городов,
где, в отличие, например, от США, бедное
население сконцентрировано на периферии,
а богатое — в центре. [14]
2.3 Проблема
безработицы
Безработица не
является новым явлением во Франции.
В период президентства Жискар де'Стена
безработица росла и достигла
6,3% в 1980 году. Пришедшее к власти
в 1981 году социалистическое правительство
пообещало быстрый экономический
рост и снижение безработицы. Вместо
этого, результатом его деятельности
стал медленный рост и увеличение
безработицы. В сентябре 1997 года ее
уровень составил 12,5%. Можно найти
несколько объяснений этому факту.
Однако то, что Франция переживает
высокую безработицу (независимо от
того, кто находится у власти),
является очевидным признаком ошибок
в проводившейся политике.
Несомненно, что
французская статистика безработицы
является наиболее точной, а поэтому
на один или два процентных пункта
данные о безработице могут быть
скорректированы в сторону понижения
для сравнения с другими странами.
Также несомненно, что состояние
французского безработного не похоже
на состояние американского безработного.
Французские безработные вполне
прилично обеспечены по сравнению со
своими коллегами из других стран. Однако
система их социальной поддержки
дорога, неэффективна и имеет свои недостатки.
Социальные пособия по безработице выплачиваются
ограниченное время и затем заменяются
пособием, которое равняется прожиточному
минимуму, что равносильно исключению
из общества. Последний опрос UNEDIC показывает,
что 40% зарегистрированных безработных
не получали вообще никаких социальных
пособий. Это говорит о том, что хотя и
лучше быть безработным во Франции, чем
в какой-либо другой стране, но все же их
положение не завидно.
Безработица по-прежнему
представляет серьезную экономическую
и социальную проблему, как и в
большинстве европейских стран.
В большей степени с проблемой
безработицы во Франции сталкиваются
эмигранты и молодежь. В последние
годы наблюдается некоторое снижение
уровня безработицы в связи с
экономическим ростом и принятием
мер в сфере занятости. В мае
2006 года процент безработицы снизился
на 1,8 %, официально зарегистрировано 2,499
млн. безработных (9,1 % активного населения).
Но Франция в этой области преуспела
меньше, чем ее основные партнеры. [10]
2.4 Пути решения
проблем
Проблема демографии.
С целью решения
проблемы безработицы, правящие круги
Франции взяли курс на легализацию не
оформленных юридически свободных сожительств
и охрану прав рождённых вне брака детей,
а так же на значительное расширение сети
дошкольных учреждений. Сейчас так называемых
"материнских школ" для детей с трёх
до шести или семи лет немногим меньше,
чем начальных школ, обучение в которых
уже полтора столетия является обязательным
и бесплатным (хотя существуют и платные
частные школы). Практически "материнские
школы" во Франции - эквивалент российских
детских садов, число которых явно недостаточно.