Экономические отношения Российской Федерации со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ, обосновании оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики проведения рыночных реформ в России и странах СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой поставлены следующие конкретные задачи:
- проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние рыночных преобразований во внутрихозяйственной и внешнеэкономической сферах в России и других странах СНГ;
- наметить основополагающие направления и пути совершенствования экономических отношений России со странами СНГ, способствующие созданию жизнеспособного регионального интеграционного объединения;
- определить основные тенденции развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ, в частности, внешнеторговых взаимоотношений в рамках СНГ;
- наметить основные проблемы и направления дальнейшего совершенствования Экономического союза стран СНГ, в том числе связанные с предполагаемым формированием Платежного союза.
Объект исследования — экономические отношения России со странами СНГ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экономических отношений 6
1.1 Понятие «экономические отношения». 6
Глава 2. Внешнеэкономические отношения Р.Ф. со странами СНГ 8
2.1.Общая характеристика отношений Р.Ф. со странами СНГ 8
2.2.Ресурсный и производственный потенциал СНГ 11
2.3. Развитие экономики и внешней торговли 16
Глава 3. Проблемы торгово-экономических отношений Р.Ф. со странами СНГ и пути их решения 23
3.1.Проблема экономической интеграции стран СНГ 23
3.2.Проблемы торгово-экономического сотрудничества . 27
3.1. О кризисе модели «Разноскоростной» интеграции и новом проекте «ЕЭП четырех. 35
Заключение 39
Список используемых источников 42
Приложения 1. 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономической геграфии2курс.docx

— 99.43 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Саратовский государственный  социально-экономический университет

Кафедра национальной и региональной экономики

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

“Экономические отношения  Р.Ф.со странами СНГ.”

 

 

 

 

Выполнила:

Студенка 2 курса, 9 группы

                          Факультета экономики

                  и права

                                       Пчелинцева Маргарита Сергеевна

 

 Руководитель: кандидат экономических наук

Петров А.М.

 

 

 

 

Саратов 2010

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава1. Теоретические основы экономических отношений 6

1.1 Понятие «экономические отношения». 6

Глава2.Внешнеэкономические отношения Р.Ф. со странами СНГ 8

2.1.Общая характеристика отношений Р.Ф. со странами СНГ 8

2.2.Ресурсный и производственный потенциал СНГ 11

2.3. Развитие экономики и внешней торговли 16

Глава3. Проблемы торгово-экономических отношений Р.Ф. со странами СНГ  и пути их решения 23

3.1.Проблема экономической интеграции  стран СНГ 23

3.2.Проблемы торгово-экономического сотрудничества . 27

3.1. О кризисе модели «Разноскоростной» интеграции и новом проекте «ЕЭП четырех. 35

Заключение 39

Список используемых источников 42

Приложения 1. 44

Приложение 2 45

Приложение 3 46

 

 

Введение

В современных условиях и  на перспективу динамичное развитие экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой  степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом. Отношения эти претерпели существенные метаморфозы с момента распада СССР. Сложившаяся непростая ситуация требует долгосрочных политических и экономических решений и, в первую очередь, должного теоретического осмысления реальных перспектив содружества как такового, так и отношений с отдельными его членами. Следует разработать, в частности, комплексную стратегию развития экономических отношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принимать обоснованные решения по широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия.

Отношения России, с республиками бывшего СССР (за исключением прибалтийских  государств) в настоящее время  оформлены в рамках Содружества  Независимых Государств. Однако проблема состоит в том, что СНГ представляет собой скороспелое юридически неясное  образование, рассчитанное, прежде всего  на развод, а не сплочение его  членов общей целью, потому что ни в одном из документов СНГ не содержится конкретных определений статуса  и сферы компетенции этого  регионального объединения. Таким  образом, ближайшие задачи России и  заинтересованных партнеров из СНГ  состоят в отработке эффективных  организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ.

Все это и предопределило выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.

Цель исследования состоит  в выявлении и анализе основных проблем развития экономических  отношений России со странами СНГ, обосновании  оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики  проведения рыночных реформ в России и странах СНГ.

Для достижения этих целей  в курсовой поставлены следующие  конкретные задачи:

- проанализировать взаимосвязь  и взаимовлияние рыночных преобразований  во внутрихозяйственной и внешнеэкономической  сферах в России и других странах СНГ;

- наметить основополагающие  направления и пути совершенствования  экономических отношений России  со странами СНГ, способствующие  созданию жизнеспособного регионального  интеграционного объединения;

- определить основные  тенденции развития внешнеэкономических  связей России со странами  СНГ, в частности, внешнеторговых  взаимоотношений в рамках СНГ; 

- наметить основные проблемы  и направления дальнейшего совершенствования  Экономического союза стран СНГ,  в том числе связанные с  предполагаемым формированием Платежного  союза.  
Объект исследования — экономические отношения России со странами СНГ.  
Предметом исследования являются проблемы развития экономических отношений России со странами СНГ и пути дальнейшей координации взаимных интеграционных усилий, формирование более совершенного механизма экономического взаимодействия в рамках Содружества в предстоящий период и на перспективу.

 

Глава1. Теоретические основы экономических отношений

1.1 Понятие «экономические отношения».

Общественные отношения  представляют собой сложное явление, имеющее множество сторон и аспектов. Марксистская политэкономия во всем их многообразий выделяет экономический  базис и общественную надстройку. 
Экономический базис1 общества образуют производственные, или экономические отношения. Это – исторически определенные, необходимые, не зависящие от воли людей отношения, в которые люди вступают в процессе общественного производства своей жизни. Содержание экономических отношений обусловлено, в конечном счете, наличными производительными силами общества. Без отношений между людьми производительные силы не могут функционировать, поэтому экономические отношения образуют форму, благодаря которой реализуются производительные силы общества. 
Принципиальное отличие общественной надстройки от экономического базиса заключается в том, что базис – это объективное, материальное бытие людей, независящее от их сознания; а надстройка представляет собой различные формы проявления общественного сознания в деятельности людей, отражающие это материальное бытие. К настройке относятся правовые отношения, политические, межличностные, нормы морали и нравственности, научные и религиозные учения, суеверия и т.п. 
Вместе с тем экономические отношения не оторваны от настроечных. Они не существуют отдельно от форм общественного сознания или где-то рядом с ними, их реализация всегда происходит в тех или иных его формах. И надстроечные отношения так или иначе, прямо или опосредствовано предполагают определенное объективное, экономическое содержание. Те и другие являются лишь различными сторонами единого целого – общественных отношений, находятся в тесной диалектической взаимосвязи друг с другом. В их взаимодействии согласно научному, материалистическому мировоззрению, определяющую роль играют экономические отношения (материальное бытие), хотя обе стороны обладают и определенной самостоятельностью, независимостью друг от друга.  
Экономические отношения2 и надстроечные, наряду с моментами единства, имеют и моменты различия, что позволяет выделять ту или иную отдельную их сторону в предмет особого научного исследования. Различные аспекты общественной надстройки изучаются такими общественными науками, как политология, социология, правоведение, этика, социальная психология и т.п. Экономические же отношения изучаются экономическими науками. 
Экономические отношения, как следует из их определения, изменчивы, исторически преходящи, находятся в процессе развития. Они обусловлены в конечном итоге уровнем производительных сил общества, то есть объективными факторами, а не субъективными желаниями или волей людей. Люди для нормальной жизнедеятельности вынуждены участвовать в этих отношениях, хотя своей практической производственной деятельностью они изменяют сами эти отношения. Экономические отношения – это отношения не только в непосредственном процессе производства продукта, а во всем процессе общественного воспроизводства, который включает в себя и распределение, и обмен, и потребление благ. 
Экономические отношения отражаются категориями экономической науки, или экономическими категориями. К ним относятся, например, такие категории, как разделение труда, специализация и кооперация, товар, стоимость, деньги, цена, заработная плата, издержки производства и т.д.

Глава2.Внешнеэкономические отношения Р.Ф. со странами СНГ

2.1.Общая характеристика отношений  Р.Ф. со странами СНГ

В 90-е годы экономические отношения России cо странами СНГ определялись главным образом развитием двусторонних торговых связей, а не полномасштабным региональным взаимодействием.

Наиболее интенсивно в  рамках процесса формирования единого  Союзного государства развиваются  торгово-экономические связи с  Республикой Белоруссия (РБ). В соответствии с соглашением о Таможенном союзе  между РФ и РБ (1995 г.) завершается  унификация и создание единой системы  тарифного и нетарифного регулирования  в торговле с третьими странами.

 Интеграционным уровнем  является взаимодействие России  со странами, образовавшими вместе  с ней в 2000 г. Евразийское  экономическое сообщество, или ЕврАзЭС, (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). В торговле с государствами ЕврАзЭС действует режим свободной торговли, причем ставки таможенного тарифа стран по многим товарным позициям унифицированы; продолжается формирование единой таможенной территории с общими внешними границами.

С другими странами СНГ (Украина, Молдавия, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Грузия) Россия заключила двусторонние торговые соглашения о свободной  торговле .

Развитие экономических  отношений с Белоруссией стимулируется в основном политическими мотивами, связанными с созданием единого государства. Благодаря поставкам топливно-энергетических товаров по льготным ценам, а также таможенному союзу с Россией и более низкой оплате труда Белоруссия имеет конкурентные преимущества на российском рынке. Это позволило ей сохранить сложившуюся до 1990 г. экспортную специализацию и наращивать экспорт в Россию готовых промышленных товаров (грузовых автомобилей, тракторов, бытовой техники, товаров широкого потребления и др.).

 Торговля с Украиной осуществляется посредством сохраняющейся зависимости от российских поставок топливно-энергетических товаров, а также кооперационных связей предприятий на основе межгосударственных договоренностей, а также финансового донорства России.

Богатые природные ресурсы  Казахстана, разносторонние производственные связи, а также либерализация  торгового режима способствовали развитию российско-казахстанского товарообмена.

Развитие экономических связей со странами СНГ основано на межгосударственных договоренностях, определяемых в основном политическими и оборонными интересами РФ. На основе таких договоренностей Россия экспортирует энергоносители в СНГ по ценам ниже мировых, осуществляет льготное кредитование стран-должников, предоставляет финансовые средства для поддержки сложившихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР кооперационных связей в отраслях обрабатывающей промышленности.

Более высокая доля машино-технических товаров во взаимной торговле России со странами СНГ (по сравнению с вывозом в дальнее зарубежье) объясняется сохраняющимися производственными связями, применением стандартов и технических условий СССР, низким платежеспособным спросом населения, а также доброжелательным отношением населения стран Содружества к привычным товарам. Кроме того, Украина погашает задолженность по ранее взятым у России кредитам на оплату энергоносителей поставками оборудования.

  По статье "транспорт" Россия имеет превышение доходов над расходами. Нефть и природный газ Каспийского региона, товары стран Средней Азии и Казахстана поступают в Европу в основном через территорию России. В частности, нефть Казахстана полностью перекачивается через нефтепроводы Атырау - Самара и далее по трубопроводной системе Баку - Новороссийск и Тенгиз - Новороссийск .

В свою очередь, большая часть  экспорта российских товаров в европейские  страны (энергоносители и др.) осуществляется через территорию Украины и Белоруссии, имеющих валютные доходы от предоставления России транзитных услуг.

  В последние годы отмечалась тенденция к развитию научно-производственной кооперации в ряде отраслей обрабатывающей промышленности между предприятиями России и ряда других стран СНГ, что объясняется межгосударственными договоренностями и поддержкой государства. Так, льготы были предоставлены производителям авиа- и ракетно-космической техники России и Украины (взимание пошлин и НДС оплачивается из госбюджета обеих стран). Это позволило достичь успехов, в частности в создании нового двигателя для самолета "Ан-140", разработать и наладить совместное производство ракеты-носителя "Циклон" и др. Совместные программы производственного сотрудничества (в автомобилестроении, производстве телерадиоаппаратуры, отраслях ВПК и др.), в которых участвуют сотни предприятий России и Белоруссии, также реализуются за счет бюджетных ассигнований.

 

2.2.Ресурсный  и производственный потенциал  СНГ

Страны СНГ обладают большим  природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16.3% мировой территории. 5 - численности населения. 25 запасов природных ресурсов. 10 - промышленного производства. 12 научно-технического потенциала. 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.

Только разведанные месторождения  нефти в России3 составляют 13% мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане и Туркменистане    около 10%. В России сосредоточено около 35% мировых запасов природного газа, в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане    почти 20%. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды,  бокситов, медных руд расположены на Украине,  Казахстане и Грузии. В России и Белоруссии находятся крупнейшие в мире лесные массивы (¼ земного шара) и запасы калийных солей.

Еще недавно эффективность  транспортно-коммуникационных   систем в СНГ была в несколько раз выше, чем в Америке и Китае. В бывшем СССР по железным дорогам перевозили половину всех грузов и четверть пассажиров общемирового объема. По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров. По опенкам Мирового банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных   систем  Содружества  мог  бы  составить 100 млрд. долл.

Другие конкурентные ресурсы стран СНГ - дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10% мировой электроэнергии - четвертое место в мире по ее выработке). Но эти возможности используются крайне нерационально, о чем свидетельствует чрезвычайно низкий уровень ВВП в странах СНГ4 (1,4% мирового ВВП), Отсюда и недостаточная вовлеченность, а международное разделение груда  (1,5% общемирового экспорта товаров и освоение всего лишь 1% мирового вывоза капитала). Доля товаров с высокой степенью обработки (добавленной стоимостью) весьма низка. В структуре экспорта преобладают товары сырьевой группы нефть и нефтепродукты, газ, химическая и металлургическая продукция, Все это не благоприятствует устойчивому развитию экономики стран СНГ. Цены на сырьевые товары подвержены сильным колебаниям. Чтобы но равных участвовать в установлении «правил игры» на мировых рынках, по расчетам специалистов, странам СНГ нужно в ближайшие 5-6 лет увеличить общий товарооборот в 2 раза, а объем ВВП  не менее чем в1,5 раза. Для сравнения: ВВП5 на душу населения (по паритету покупательной способности) в конце 90-х гг. составлял в США и Японии более 25 тыс. долл. странах ЕС - 15-20. Южной Корее и Тайване - 10-12. большинстве стран Восточной Европы и странах Балтии - 7-8. тогда как в России - 6-7, Белоруссии 2-5, а в других странах СНГ - 2-3 тыс. долл.  Сравнительные показатели развития стран СНГ в середине 90-х гг. представлены в табл. 1. По масштабам экономики резко выделяется Россия (половина населения и более 60% суммарного национального дохода СНГ). Пять стран (Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия)  производят 94%, а остальные семь всего 6% национального дохода СНГ.

Информация о работе Экономические отношения Российской Федерации со странами СНГ