Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:50, реферат
Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться.
Введение
Экологическая культура
1. Понятие экологической культуры.
2. Нарушение экологического равновесия
3. Экологические проблемы
4. Потепление климата
5. Озоновые дыры
6. Гибель и вырубка лесов
7. Опустынивание
8. Чистая вода
9. Экологические проблемы и развитые страны
10. Экологические проблемы и развивающиеся страны
Заключение
Список литературы
Московский
финансовый колледж филиал федерального
государственного образовательного бюджетного
учреждения высшего профессионального
образования "Государственный университет
Министерства финансов Российской Федерации"
Реферат по дисциплине: «Экономические основы природопользования»
Тема:
«Экологическая культура
человека»
Подготовил студент 2 курса
Группы МФ3
Власенко
Алексей
2011 год. Москва
Содержание
Введение
Экологическая культура
Заключение
Список литературы
Введение
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь я хотел бы сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.
До появления человека
и его деятельного отношения
к природе в живом мире господствовали
взаимная гармоничная зависимость
и связанность, можно сказать, что
существовала экологическая гармония.
С появлением человека начинается процесс
нарушения гармонического равновесия.
Осваивая природу в процессе трудовой
деятельности, человек не учитывал
необходимости уважения закономерностей,
господствующих в биосфере и своей
деятельностью нарушал
С развитием производственных
сил, которые позволяют осваивать
природу с большим размахом и
увеличением числа жителей на
Земле деградация природной среды
достигает небывалого опасного для
самого существования людей размера,
так, что вполне оправдано говорить
об экологическом кризисе, который
может перерасти в
Экологические проблемы,
которые выражаются в нарушении
уравновешенности условий и влияний
в экологической среде
Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия.
Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться. Между тем, человек может воздействовать на количество квантитативных загрязнителей в основном тремя способами: нарушением цикла обмена веществ при освобождении большого числа субстанций, рассматриваемой как нейтральная, но которая сильно нарушает установленное природное равновесие; выпусканием ограниченного количества вещества на небольшой поверхности, которая в природе находится в естественном положении, что может на этом пространстве привести к нежелательным катастрофическим последствиям, добавлением опасного вещества даже на месте его природной концентрации.
Исходя из всего
этого, в моей работе пойдет речь о
термине культуры, о понятии экологической
культуры, о том, насколько актуальна
эта проблематика сейчас, затрону
вопрос о проработке данной проблематики
в современной науке и роли
экологического знания в научном
сообществе. Также весьма существенно
для меня – пояснить, что понимается
под биосферой и ноосферой
и как воспринимается биоэтика населением.
Понятие экологической культуры
Экологическая культура
– сравнительно новая проблема,
которая остро встала в связи
с тем, что человечество вплотную
подошло к глобальному
Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.
Но прежде чем
непосредственно перейти к
Слово “культура” происходит от латинского глагола cultum, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ” [1, c.154]. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д..
По своей природе
культура изменчива и способна к
самообновлению, но она является своего
рода знаком, который позволяет
Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.
Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.
Таким образом, с
конца шестидесятых годов человечество
столкнулось с проблемой “
Нарушение экологического равновесия
Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются:
Основными причинами
этих форм выражения экологического
кризиса являются быстрый экономический
рост и форсированная
Быстрый экономический
рост, основанный на развитии производительных
сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие,
улучшение условий труда, уменьшение
бедности и увеличение общественного
богатства, подъем культурного и
материального богатства
Но в то же время
следствием ускоренного экономического
роста является деградация природы,
т.е. нарушением экологического равновесия.
С ускорением хозяйственного развития
убыстряется экономическое
Последствия урбанизированного
экономического роста для природной
среды бывают многоплановые, прежде
всего более интенсивное
Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки.
Это несоответствие
между эволюционным ходом природных
макропроцессов и изменениями в
результате деятельности людей в
отдельных компонентах