Экологическая культура человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:50, реферат

Описание работы

Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться.

Содержание

Введение
Экологическая культура
1. Понятие экологической культуры.
2. Нарушение экологического равновесия
3. Экологические проблемы
4. Потепление климата
5. Озоновые дыры
6. Гибель и вырубка лесов
7. Опустынивание
8. Чистая вода
9. Экологические проблемы и развитые страны
10. Экологические проблемы и развивающиеся страны
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Природопользование.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

Московский  финансовый колледж филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального  образования "Государственный университет  Министерства финансов Российской Федерации" 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине: «Экономические основы природопользования»

Тема: «Экологическая культура человека» 
 
 
 
 

Подготовил  студент 2 курса

Группы МФ3

Власенко  Алексей 
 
 

2011 год. Москва

Содержание

Введение

Экологическая культура

  1. Понятие экологической культуры.
  2. Нарушение экологического равновесия
  3. Экологические проблемы
  4. Потепление климата
  5. Озоновые дыры
  6. Гибель и вырубка лесов
  7. Опустынивание
  8. Чистая вода
  9. Экологические проблемы и развитые страны
  10. Экологические проблемы и развивающиеся страны

Заключение

Список литературы

 

Введение

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение  человека к миру. Здесь я хотел бы сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Поэтому, в связи  с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения  человека и природы можно считать  гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так  важна особенно сейчас. Также немаловажно  заметить, как уровень экологической  культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень  экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости  от восприятия биосферы.

До появления человека и его деятельного отношения  к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость  и связанность, можно сказать, что  существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс  нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей  деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной  среде.

С развитием производственных сил, которые позволяют осваивать  природу с большим размахом и  увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды  достигает небывалого опасного для  самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который  может перерасти в экологическую  катастрофу.

Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении  уравновешенности условий и влияний  в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского  отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения.

Загрязнение природной  среды производят количественные и  качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые  человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает  большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия.

Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться. Между тем, человек может воздействовать на количество квантитативных загрязнителей  в основном тремя способами: нарушением цикла обмена веществ при освобождении большого числа субстанций, рассматриваемой как нейтральная, но которая сильно нарушает установленное природное равновесие; выпусканием ограниченного количества вещества на небольшой поверхности, которая в природе находится в естественном положении, что может на этом пространстве привести к нежелательным катастрофическим последствиям, добавлением опасного вещества даже на месте его природной концентрации.

Исходя из всего  этого, в моей работе пойдет речь о  термине культуры, о понятии экологической  культуры, о том, насколько актуальна  эта проблематика сейчас, затрону  вопрос о проработке данной проблематики в современной науке и роли экологического знания в научном  сообществе. Также весьма существенно  для меня – пояснить, что понимается под биосферой и ноосферой  и как воспринимается биоэтика населением. 

Понятие экологической культуры

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи  с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине  хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось  на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного  отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной  человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного”  восприятия природы, равно как и  “экологической культуры” выходит  в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить  тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и  корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает  природа, тем быстрее можно будет  перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры”  ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры  был знаменитый мыслитель и исследователь  В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого  фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и  др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической  культуры.

Но прежде чем  непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что  такое культура и что такое  экология, так как без этого  сфера экокультуры останется  пустой.

Слово “культура” происходит от латинского глагола cultum, что первоначально  обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ” [1, c.154]. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с  началом эпохи модерна это  понятие подверглось глубокому  переосмыслению. В начале под “культурой”  понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных  человечеством за весь период его  существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение  к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность  в расширении этого понятия. Как  показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда  не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и  правила не являются наследственными  признаками, заложенными в наших  генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что  каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ  обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих  деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д..

По своей природе  культура изменчива и способна к  самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом  коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и  многие другие, что является единичной  и неповторимой принадлежностью  каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне  кажется, является накопленные народом  ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и  в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или  некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной  коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она  обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу  в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

Таким образом, с  конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая  революция, массовое сведение лесов, строительство  заводов-гигантов, атомных, тепловых и  гидроэлектростанций, процесс истощения  и опустынивания земель привёл к  тому, что перед мировым сообществом  стал вопрос выживания и сохранения человека как вида. 

Нарушение экологического равновесия

Сегодня нарушение  экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что  существует единое мнение о том, что  основными формами являются:  

  • нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться;
  • загрязнение биосферы вредными отходами;
  • большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения.

Основными причинами  этих форм выражения экологического кризиса являются быстрый экономический  рост и форсированная индустриализация, приводящая к урбанизации.

Быстрый экономический  рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного  богатства, подъем культурного и  материального богатства общества и увеличение средней продолжительности  жизни.

Но в то же время  следствием ускоренного экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование  природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все производственные ресурсы, растет использование капитала, растрата сырья и энергии и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой.

Последствия урбанизированного  экономического роста для природной  среды бывают многоплановые, прежде всего более интенсивное использование  природных ресурсов, в первую очередь  невосполнимых, ставит нас перед  опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных  ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу. Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию и быстрый  поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает  массу и число новых веществ, которых нет в природе и  которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных  процессах. Можно свободно согласиться  с тем, что специфичность современной  экологической ситуации вытекает как  из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются  на современный научно-технический  прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются  развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии, прежде всего, ориентировано на одностороннюю  эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное  воспроизводство, это ведет к  ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов

Эти относительно стремительные  перемены отличаются от ритма природных  процессов, где мутации происходят в довольно большие временные  промежутки.

Это несоответствие между эволюционным ходом природных  макропроцессов и изменениями в  результате деятельности людей в  отдельных компонентах природной  системы создает значительные нарушения  в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.

Информация о работе Экологическая культура человека