Характеристика федеральных округов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:30, реферат

Описание работы

Социально-экономическое развитие общества всегда связано с определенной территорией, поэтому изучение пространственных проблем в его развитии имеет такую же длинную историю, как и история наук об обществе. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, это и география, и демография, и социология, и этнография, и даже литература, однако существуют особая наука, которая изучает регионы, закономерности их развития и взаимодействия, - региональная наука, или регионалистика.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 78.40 Кб (Скачать)

     В настоящее время в Калининградской  области создаются пять промышленных зон, один технопарк. При поддержке  федерального центра и международных  проектов технической помощи ведется  развитие инновационной инфраструктуры, основным элементом которой станет Калининградский инновационно-технологический бизнес-инкубатор, включающий бизнес-инкубатор Калининградской области, инновационно-технологический центр, а также центр трансфера технологий. В качестве следующего шага намечено создание венчурного фонда и технологического парка [5]. 
 
 
 

     3 АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

     Архангельская область расположена на Севере Европейской  части России. Ее побережье на протяжении 3 тыс. км омывают холодные воды трех арктических морей: Белого, Баренцева  и Карского.

     Площадь территории — 587 тыс. кв. км. Численность  населения Архангельской области 1,3 млн. человек, городское население  составляет около 1 млн. человек.

     В состав области территориально входит Ненецкий автономный округ, а также  острова Новая Земля и Земля  Франца-Иосифа.

     Архангельская область занимает выгодное экономическо-географическое положение. Она омывается Белым, Баренцевым и Карским морями. Архангельск  один из важнейших портов России в  силу того, что через него проходит Северный морской путь.

     Архангельская область богата самыми различными природными ресурсами, в том числе, топливно-энергетическими: уголь; нефти – более 30 месторождений, по запасам нефти данная область  располагает крупными запасами бокситов.

     Нельзя  не отметить наличие в Архангельской  области разнообразного сырья для  производства строительных материалов.

     Благодаря своему приморскому расположению Архангельская  область имеет к северным морям  и владеет таковым образом  самыми различными морскими, в том  числе рыбными, ресурсами.

       По  объему лесных ресурсов Архангельская  область находится на 8-м месте  в России и на 2-м в СЗФО. Общая площадь эксплуатационных лесов региона составляет 22 млн. га, запас древесины − 2,8 млрд. м3. При этом лесные запасы Архангельской области характеризуется высоким качеством. В структуре запасов древесины 82% приходится на хвойную древесину и 18% − на лиственную. Использование разрешенной лесосеки составляет 48%.

     Она занимает 2 место по доставке древесины, производству деловой древесины, 1 место  по производству целлюлозы, экспорту леса, Архангельский порт является наикрупнейшим  портом по вывозу древесины, а также  по производству пиломатериалов; данная область занимает 5 место по производству бумаги.

     Область богата полезными ископаемыми. Усилиями геологоразведчиков в Архангельской  области создана мощная сырьевая база для развития добычи и переработки  нефти и газа (Ненецкий автономный округ), бокситов (Плесецкий район). В Архангельской области открыта единственная в Европе алмазоносная провинция [3].

     В регионе открыты значительные запасы известняков, доломитов, цементного сырья, гипсов и ангидритов, песков, глин и  легкоплавких суглинков, строительных камней, подземных вод, марганца, медных руд, цинка, свинца, янтаря, ювелирных  агатов и других полезных ископаемых.

     Архангельская область - это край лесной индустрии, рыбной промышленности, современного судостроения и российской космонавтики.

     Экономическое развитие по наиболее традиционным отраслям в области базируется на предприятиях лесопромышленного комплекса, строительной индустрии и развитой инфраструктуре торговых портов, включая Архангельский  морской порт, являющийся северными  воротами России, обеспечивающий существенную часть грузоперевозок в данном регионе.

     В регионе сформирован центр компетенций  в области машиностроения, ставший  источником инноваций и конкурентоспособности  региональной промышленности. Наряду с судостроением машиностроительный кластер включает предприятия, производящие технологическое оборудование, востребованное растущей российской экономикой.

     Масштабная  модернизация лесопромышленного комплекса  позволила качественно изменить структуру выпуска, обеспечив преимущественно  производство продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональное использование лесных ресурсов.

     Значительный  потенциал развития судостроительного  сектора Архангельской области, прежде всего, связан с ожиданием устойчивого спроса на продукцию судостроения вследствие увеличения оборонного заказа и роста спроса на платформы для добычи нефти и газа на шельфе.

     Выполнение  судостроительными предприятиями  Архангельской области госзаказа  на строительство военно-морской  техники будет обеспечиваться планами  государства по пополнению ВМФ, а также уникальными компетенциями и производственными мощностями предприятий региона.

     Основной  потенциал развития лесопромышленного  комплекса Архангельской области связан с обеспечением доступности лесных ресурсов и более высокой глубины переработки леса, то есть с производством продукции с более высокой добавленной стоимостью.

     Значительный  потенциал транспортной отрасли  Архангельской области обусловлен выгодным географическим положением региона. Так, по географическому положению Архангельск является одним из наиболее оптимальных транспортных узлов для транзита грузов между Европой и Азией.

     Основной  потенциал развития транспортного  сектора Архангельской области связан с проектами строительства глубоководного района морского порта Архангельска и железнодорожной магистрали Белкомур, а также с развитием пассажирских авиаперевозок.

     Новый глубоководный район морского порта  Архангельска рассчитан на перевалку  около 28 млн. тонн груза ежегодно, что  примерно в 5 раз больше текущего объема перевалки грузов в порту Архангельска. Основная часть грузов, около 18 млн. тонн, будет приходиться на контейнеры. Строительство нового района порта позволит увеличить дедвейт принимаемых в порту судов с 20 тыс. тонн до 75 тыс. тонн. Объем инвестиций по проекту составит около 25 млрд. руб. Проект строительства глубоководного района морского порта Архангельска включен в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО.

     3.1 Вилегодский район

     Вилегодский район образован в апреле 1924 года, расположен на юго-востоке Архангельской области.

     На  севере граничит с Ленским, на западе - с Котласским районами, на востоке - с республикой Коми, на юге - с Кировской областью.

     Вилегодский муниципальный район занимает территорию 4,7 тыс. км², 70% которой занимают леса. Административный центр - село Ильинско-Подомское. Численность постоянного населения на 1 января 2010 года по району составила 11,5 тыс. человек, или 0,9% численности постоянного населения области (без НАО).

     Основным  видом экономической деятельности в районе являются лесозаготовки. В  связи с благоприятными почвенно-климатическими условиями существенную роль в экономике  района играет сельское хозяйство, которое  специализируется на молочно-мясном животноводстве, выращивании зерновых культур и  картофеля.

     Муниципальное образование характеризуется выгодным транспортным сообщением:

     - по территории Вилегодского района проходит автодорога «Северный транспортный коридор». Расстояние до г. Котлас 120 км, до г. Сыктывкар 240 км, до г. Киров 450 км;

     - на территории Вилегодского района находится ж/д станция «Виледь» (Северная железная дорога, направление «Котлас-Воркута»);

     - по территории Вилегодского района проходят 5 «веток» магистрального газопровода «СРТО - Торжок».

     Имеются значительные площади сельхозугодий - 31553 га: пашня 19998 га; сенокосы 7364; пастбища 4162; многолетние насаждения 29 га.

     Годовая расчетная лесосека 877,6 тыс. м³ (по данным Вилегодского лесничества - территориального органа департамента лесного комплекса).

     Направления, интересные для инвестиционных вложений: глубокая переработка древесины;

     сельское  хозяйство; производство строительных материалов; туризм.

     Виды  имеющихся полезных ископаемых: песок; гравий; глина; минеральные воды.

     Инвестиционные  проекты

     1. Развитие системы эффективного использования лесов и агрокомплекса.

     Лузский район Кировской области и Вилегодский район Архангельской области.

     2. Организация промышленной переработки дикорастущих ягод и грибов.

     Предприятие - инициатор проекта: ООО «Зыряна», руководитель Виталий Васильевич Климов. Основная номенклатура выпускаемой продукции: замороженные ягоды, грибы (в расфасовке), сушеные ягоды, грибы (в расфасовке), соленые и маринованные грибы, варенье, ягоды протертые с сахаром или фруктозой. Перечень перерабатываемого сырья включает все произрастающие ягоды и грибы на территории Вилегодского района Архангельской области.

     3. Создание спортивно-оздоровительной базы отдыха и туризма.

     В удивительном по живописности природном  ландшафте, в котором сочетаются луг, лес, река, будет организована спортивно-оздоровительная  база. Деятельность базы планируется  осуществлять круглогодично. Это летние и зимние виды спорта, рыбалка, охота, турпоходы, баня и т.п.

     Программы, предлагаемые к реализации на территории МО:

     - программы развития туризма; 

     - программы развития сельского  хозяйства и переработки сельхозпродукции, в т.ч.  деятельности по закупке  сельхозпродукции;

     - программы по организации предприятий  по глубокой переработке древесины  и производству строительных  материалов.

     Инвестиционные  предложения

     Железнодорожный тупик площадка.

     Железнодорожный тупик используется для принятия и отправки грузов (в основном лесоматериалы). В настоящее время загружен не более чем на 15% от допустимой мощности. Предложения по использованию площадки: перспективное использование в комплексе с производственной базой «Виледь» ООО «РПО СТЭР»

     База  Вилегодской МПМК площадка.

     Используется  в качестве центральной базы строительной организации ООО «Вилегодская МПМК». Предложения по использованию площадки. Производство строительных материалов (бетонные и железобетонные изделия, пенобетон, тротуарная плитка). Необходима модернизация оборудования, реконструкция зданий и сооружений.

     Производственная  база «Конгур» площадка.

     Используется  для стоянки и ремонта автотранспорта. Предложения по использованию площадки: строительство и ремонт грузовых автомобилей, строительство гостиницы, кафе, магазина для обслуживания транспорта следующего по региональной трассе.

     Центральная усадьба бывшего колхоза им. Ленина площадка.

     Данная  площадка находится практически  в центе д. Мухонская (один из крупных населенных пунктов района). Имеется мощные источники водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения. Имеются канализационные сооружения. Таким образом, возможно строительство жилья с минимальными затратами. Целесообразно строительство коттеджей или многоквартирных домов (необходим снос имеющихся зданий).

     Производственная  база «Виледь» площадка.

     В настоящее время используется для  лесопиления, производства срубов из оцилиндрованного бревна. Перспективное использование - завод по переработке древесины [4].

     3.2 Ненецкий автономный округ

     Ненецкий  национальный округ образован 15 июля 1929 года и стал первым национальным округом на Крайнем Севере России. 7 октября 1977 года переименован в Ненецкий автономный округ. Согласно Конституции  Российской Федерации 1993 года округ  стал равноправным субъектом в составе  Российской Федерации. НАО входит в состав Северо-Западного федерального округа.

Информация о работе Характеристика федеральных округов