Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:30, реферат
Социально-экономическое развитие общества всегда связано с определенной территорией, поэтому изучение пространственных проблем в его развитии имеет такую же длинную историю, как и история наук об обществе. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, это и география, и демография, и социология, и этнография, и даже литература, однако существуют особая наука, которая изучает регионы, закономерности их развития и взаимодействия, - региональная наука, или регионалистика.
В
настоящее время в
3 АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Архангельская область расположена на Севере Европейской части России. Ее побережье на протяжении 3 тыс. км омывают холодные воды трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского.
Площадь
территории — 587 тыс. кв. км. Численность
населения Архангельской
В состав области территориально входит Ненецкий автономный округ, а также острова Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
Архангельская область занимает выгодное экономическо-географическое положение. Она омывается Белым, Баренцевым и Карским морями. Архангельск один из важнейших портов России в силу того, что через него проходит Северный морской путь.
Архангельская область богата самыми различными природными ресурсами, в том числе, топливно-энергетическими: уголь; нефти – более 30 месторождений, по запасам нефти данная область располагает крупными запасами бокситов.
Нельзя не отметить наличие в Архангельской области разнообразного сырья для производства строительных материалов.
Благодаря своему приморскому расположению Архангельская область имеет к северным морям и владеет таковым образом самыми различными морскими, в том числе рыбными, ресурсами.
По объему лесных ресурсов Архангельская область находится на 8-м месте в России и на 2-м в СЗФО. Общая площадь эксплуатационных лесов региона составляет 22 млн. га, запас древесины − 2,8 млрд. м3. При этом лесные запасы Архангельской области характеризуется высоким качеством. В структуре запасов древесины 82% приходится на хвойную древесину и 18% − на лиственную. Использование разрешенной лесосеки составляет 48%.
Она занимает 2 место по доставке древесины, производству деловой древесины, 1 место по производству целлюлозы, экспорту леса, Архангельский порт является наикрупнейшим портом по вывозу древесины, а также по производству пиломатериалов; данная область занимает 5 место по производству бумаги.
Область богата полезными ископаемыми. Усилиями геологоразведчиков в Архангельской области создана мощная сырьевая база для развития добычи и переработки нефти и газа (Ненецкий автономный округ), бокситов (Плесецкий район). В Архангельской области открыта единственная в Европе алмазоносная провинция [3].
В регионе открыты значительные запасы известняков, доломитов, цементного сырья, гипсов и ангидритов, песков, глин и легкоплавких суглинков, строительных камней, подземных вод, марганца, медных руд, цинка, свинца, янтаря, ювелирных агатов и других полезных ископаемых.
Архангельская область - это край лесной индустрии, рыбной промышленности, современного судостроения и российской космонавтики.
Экономическое развитие по наиболее традиционным отраслям в области базируется на предприятиях лесопромышленного комплекса, строительной индустрии и развитой инфраструктуре торговых портов, включая Архангельский морской порт, являющийся северными воротами России, обеспечивающий существенную часть грузоперевозок в данном регионе.
В
регионе сформирован центр
Масштабная модернизация лесопромышленного комплекса позволила качественно изменить структуру выпуска, обеспечив преимущественно производство продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональное использование лесных ресурсов.
Значительный потенциал развития судостроительного сектора Архангельской области, прежде всего, связан с ожиданием устойчивого спроса на продукцию судостроения вследствие увеличения оборонного заказа и роста спроса на платформы для добычи нефти и газа на шельфе.
Выполнение
судостроительными
Основной потенциал развития лесопромышленного комплекса Архангельской области связан с обеспечением доступности лесных ресурсов и более высокой глубины переработки леса, то есть с производством продукции с более высокой добавленной стоимостью.
Значительный
потенциал транспортной отрасли
Архангельской области
Основной потенциал развития транспортного сектора Архангельской области связан с проектами строительства глубоководного района морского порта Архангельска и железнодорожной магистрали Белкомур, а также с развитием пассажирских авиаперевозок.
Новый глубоководный район морского порта Архангельска рассчитан на перевалку около 28 млн. тонн груза ежегодно, что примерно в 5 раз больше текущего объема перевалки грузов в порту Архангельска. Основная часть грузов, около 18 млн. тонн, будет приходиться на контейнеры. Строительство нового района порта позволит увеличить дедвейт принимаемых в порту судов с 20 тыс. тонн до 75 тыс. тонн. Объем инвестиций по проекту составит около 25 млрд. руб. Проект строительства глубоководного района морского порта Архангельска включен в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО.
3.1 Вилегодский район
Вилегодский район образован в апреле 1924 года, расположен на юго-востоке Архангельской области.
На севере граничит с Ленским, на западе - с Котласским районами, на востоке - с республикой Коми, на юге - с Кировской областью.
Вилегодский муниципальный район занимает территорию 4,7 тыс. км², 70% которой занимают леса. Административный центр - село Ильинско-Подомское. Численность постоянного населения на 1 января 2010 года по району составила 11,5 тыс. человек, или 0,9% численности постоянного населения области (без НАО).
Основным
видом экономической
Муниципальное
образование характеризуется
- по территории Вилегодского района проходит автодорога «Северный транспортный коридор». Расстояние до г. Котлас 120 км, до г. Сыктывкар 240 км, до г. Киров 450 км;
- на территории Вилегодского района находится ж/д станция «Виледь» (Северная железная дорога, направление «Котлас-Воркута»);
- по территории Вилегодского района проходят 5 «веток» магистрального газопровода «СРТО - Торжок».
Имеются значительные площади сельхозугодий - 31553 га: пашня 19998 га; сенокосы 7364; пастбища 4162; многолетние насаждения 29 га.
Годовая расчетная лесосека 877,6 тыс. м³ (по данным Вилегодского лесничества - территориального органа департамента лесного комплекса).
Направления, интересные для инвестиционных вложений: глубокая переработка древесины;
сельское хозяйство; производство строительных материалов; туризм.
Виды имеющихся полезных ископаемых: песок; гравий; глина; минеральные воды.
Инвестиционные проекты
1. Развитие системы эффективного использования лесов и агрокомплекса.
Лузский район Кировской области и Вилегодский район Архангельской области.
2. Организация промышленной переработки дикорастущих ягод и грибов.
Предприятие - инициатор проекта: ООО «Зыряна», руководитель Виталий Васильевич Климов. Основная номенклатура выпускаемой продукции: замороженные ягоды, грибы (в расфасовке), сушеные ягоды, грибы (в расфасовке), соленые и маринованные грибы, варенье, ягоды протертые с сахаром или фруктозой. Перечень перерабатываемого сырья включает все произрастающие ягоды и грибы на территории Вилегодского района Архангельской области.
3. Создание спортивно-оздоровительной базы отдыха и туризма.
В удивительном по живописности природном ландшафте, в котором сочетаются луг, лес, река, будет организована спортивно-оздоровительная база. Деятельность базы планируется осуществлять круглогодично. Это летние и зимние виды спорта, рыбалка, охота, турпоходы, баня и т.п.
Программы, предлагаемые к реализации на территории МО:
- программы развития туризма;
-
программы развития сельского
хозяйства и переработки
-
программы по организации
Инвестиционные предложения
Железнодорожный тупик площадка.
Железнодорожный тупик используется для принятия и отправки грузов (в основном лесоматериалы). В настоящее время загружен не более чем на 15% от допустимой мощности. Предложения по использованию площадки: перспективное использование в комплексе с производственной базой «Виледь» ООО «РПО СТЭР»
База Вилегодской МПМК площадка.
Используется в качестве центральной базы строительной организации ООО «Вилегодская МПМК». Предложения по использованию площадки. Производство строительных материалов (бетонные и железобетонные изделия, пенобетон, тротуарная плитка). Необходима модернизация оборудования, реконструкция зданий и сооружений.
Производственная база «Конгур» площадка.
Используется
для стоянки и ремонта
Центральная усадьба бывшего колхоза им. Ленина площадка.
Данная площадка находится практически в центе д. Мухонская (один из крупных населенных пунктов района). Имеется мощные источники водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения. Имеются канализационные сооружения. Таким образом, возможно строительство жилья с минимальными затратами. Целесообразно строительство коттеджей или многоквартирных домов (необходим снос имеющихся зданий).
Производственная база «Виледь» площадка.
В настоящее время используется для лесопиления, производства срубов из оцилиндрованного бревна. Перспективное использование - завод по переработке древесины [4].
3.2 Ненецкий автономный округ
Ненецкий национальный округ образован 15 июля 1929 года и стал первым национальным округом на Крайнем Севере России. 7 октября 1977 года переименован в Ненецкий автономный округ. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года округ стал равноправным субъектом в составе Российской Федерации. НАО входит в состав Северо-Западного федерального округа.