Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:56, реферат
Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом характер выполняемой функции обусловливает круг отраслей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сферы в народном хозяйстве.
Введение
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА
1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии
1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса
1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания
2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения
2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания
Заключение
Список литературы
Вместе с тем при современном уровне развития производительных сил страны возможности дополнительного выделения капитальных вложений на развитие сферы обслуживания всегда меньше потребностей в них. Поэтому для рационализации миграционных потоков необходимо использовать всю совокупность факторов, влияющих на территориальную подвижность населения.
Для того чтобы можно было использовать создаваемые благоприятные условия, экономическая и социальная география в целом и ее ветвь - география обслуживания должны иметь отработанную систему задач и показателей для изучения сложившихся территориальных пропорций внутри сферы обслуживания, между сферой обслуживания и материальным производством для проведения типологии региональных комплексов и т. д. Ведь именно сочетание взаимосвязей локального и общегосударственного характера определяет территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания.
Для решения указанных задач, стоящих перед географией обслуживания, в первую очередь следует усилить аналитические исследования, чтобы на основе анализа массового статистического материала выявить и количественно оценить основные взаимосвязи между местными природными, демографическими и экономическими особенностями районов разного ранга, общим уровнем экономического и социального развития и состоянием сферы обслуживания в региональных комплексах. Подобная работа уже ведется, но она не имеет пока единого организационного и методического руководства, и объектом изучения выступают обычно отдельные отрасли сферы обслуживания в отдельных регионах. Однако в современных условиях этого недостаточно. Необходимо, чтобы такие исследования носили не выборочный, а сплошной характер, с охватом всей территории страны. При этом объектом изучения должен быть весь региональный комплекс отраслей сферы обслуживания, рассматриваемый как составная часть всего народнохозяйственного комплекса.
Следует подчеркнуть, что материальной основой повышения уровня обслуживания населения выступает и совершенствование размещения учреждений, предоставляющих отдельные виды услуг, что в свою очередь тесно связано с общей проблемой совершенствования размещения производительных сил. Любые предложения по рационализации отраслевых и территориальных пропорций в развитии сервиса могут положительно влиять, как было показано ранее, на размещение предприятий других отраслей народного хозяйства в данном регионе и на общую территориальную организацию его хозяйства в целом.
К наиболее важным направлениям исследований в рамках географии сферы обслуживания следует также отнести изучение территориальных различий в образе жизни населения и влияния этих различий на региональные типы личного потребления, на миграционную подвижность населения и в конечном счете на соотношение в уровне развития отдельных видов обслуживания.
Только такой комплексный территориальный и отраслевой подход может обеспечить разработку обоснованных рекомендаций (по системе показателей) для анализа, прогнозирования и планирования развития сферы обслуживания в экономических районах страны, может послужить основой типологий территориальных комплексов по условиям развития сферы обслуживания и по взаимодействию этой сферы с материальным производством. Наличие таких типологий позволит в свою очередь повысить обоснованность разработок территориальных нормативов развития сферы обслуживания и качество ее регионального планирования.
Изучение территориальной организации сферы обслуживания - это относительно новое направление исследований в современной экономической географии. В то же время получение научных результатов (теорий, концепций, методик, нормативов и т. д.) именно в этой отрасли знаний включается в число приоритетных проблем географии в целом. Эти результаты приобретают особую актуальность для научного и практического решения задач ускорения экономического и социального развития общества развитого социализма. И в первую очередь к ним относится обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских трудящихся, теснейшим образом связанного с развитием обслуживания населения. Советская экономическая география и ее ветвь - география сферы обслуживания вносят свой вклад в решение этой долговременной задачи, поставленной самой жизнью и сформулированной в решениях партии и правительства. Дальнейшая разработка этого направления - важнейший социальный заказ географической науке.
1. Аверин В.Н. Социальные проблемы устойчивого развития России и ее регионов / В.Н. Аверин // Экономика и управление. – 2008. – № 1(16). – с. 58-66.
2. Бабурин В.А. Особенности социально-экономических исследований в области сервиса / В.А. Бабурин, В.Н. Соловьев // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. – 2011. – № 1. – с. 88-93.
3. Когут А.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга / А.Е. Когут, В.Е. Рохчин. – СПб.: ИСЭП РАН, 2009.
4. Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами / Д.А. Новиков. – М.: ИПУ РАН, 2009. – 68 с.
5. Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования / С.А. Суспицын // Экономика и социология. – 2007. – № 2. – с. 3-17.
Информация о работе Факторы и условия территориальной организации сферы обслуживания