Факторы и условия территориальной организации сферы обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:56, реферат

Описание работы

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом характер выполняемой функции обусловливает круг отраслей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сферы в народном хозяйстве.

Содержание

Введение

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии

1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса

1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания

2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения

2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.Реферат Факторы и условия территориальной организации сферы обслуживания.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем при современном уровне развития произ­водительных сил страны возможности дополнительного выделения капитальных вложений на развитие сферы об­служивания всегда меньше потребностей в них. Поэтому для рационализации миграционных потоков необходимо использовать всю совокупность факторов, влияющих на территориальную подвижность населения.

 


Заключение

Для того чтобы можно было использовать создаваемые благоприятные условия, экономическая и социальная гео­графия в целом и ее ветвь - география обслуживания должны иметь отработанную систему задач и показателей для изучения сложившихся территориальных пропорций внутри сферы обслуживания, между сферой обслужива­ния и материальным производством для проведения типо­логии региональных комплексов и т. д. Ведь именно соче­тание взаимосвязей локального и общегосударственного характера определяет территориальные пропорции в раз­витии сферы обслуживания.

Для решения указанных задач, стоящих перед геогра­фией обслуживания, в первую очередь следует усилить аналитические исследования, чтобы на основе анализа массового статистического материала выявить и количе­ственно оценить основные взаимосвязи между местными природными, демографическими и экономическими осо­бенностями районов разного ранга, общим уровнем эконо­мического и социального развития и состоянием сферы обслуживания в региональных комплексах. Подобная ра­бота уже ведется, но она не имеет пока единого организа­ционного и методического руководства, и объектом изуче­ния выступают обычно отдельные отрасли сферы обслу­живания в отдельных регионах. Однако в современных условиях этого недостаточно. Необходимо, чтобы такие исследования носили не выборочный, а сплошной харак­тер, с охватом всей территории страны. При этом объек­том изучения должен быть весь региональный комплекс отраслей сферы обслуживания, рассматриваемый как со­ставная часть всего народнохозяйственного комплекса.

Следует подчеркнуть, что материальной основой по­вышения уровня обслуживания населения выступает и со­вершенствование размещения учреждений, предоставляю­щих отдельные виды услуг, что в свою очередь тесно свя­зано с общей проблемой совершенствования размещения производительных сил. Любые предложения по рационали­зации отраслевых и территориальных пропорций в разви­тии сервиса могут положительно влиять, как было пока­зано ранее, на размещение предприятий других отраслей народного хозяйства в данном регионе и на общую тер­риториальную организацию его хозяйства в целом.

К наиболее важным направлениям исследований в рамках географии сферы обслуживания следует также отнести изучение территориальных различий в образе жизни населения и влияния этих различий на региональ­ные типы личного потребления, на миграционную под­вижность населения и в конечном счете на соотношение в уровне развития отдельных видов обслуживания.

Только такой комплексный территориальный и отрас­левой подход может обеспечить разработку обоснованных рекомендаций (по системе показателей) для анализа, прогнозирования и планирования развития сферы обслу­живания в экономических районах страны, может послу­жить основой типологий территориальных комплексов по условиям развития сферы обслуживания и по взаимодей­ствию этой сферы с материальным производством. Нали­чие таких типологий позволит в свою очередь повысить обоснованность разработок территориальных нормативов развития сферы обслуживания и качество ее региональ­ного планирования.

 

Изучение территориальной организации сферы обслу­живания - это относительно новое направление исследо­ваний в современной экономической географии. В то же время получение научных результатов (теорий, концеп­ций, методик, нормативов и т. д.) именно в этой отрасли знаний включается в число приоритетных проблем геогра­фии в целом. Эти результаты приобретают особую акту­альность для научного и практического решения задач ускорения экономического и социального развития общества развитого социализма. И в первую очередь к ним относится обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских трудящихся, теснейшим образом связанного с развитием обслуживания населения. Советская эконо­мическая география и ее ветвь - география сферы обслу­живания вносят свой вклад в решение этой долговремен­ной задачи, поставленной самой жизнью и сформулиро­ванной в решениях партии и правительства. Дальнейшая разработка этого направления - важнейший социальный заказ географической науке.

 

 


Список литературы

 

1.            Аверин В.Н. Социальные проблемы устойчивого развития России и ее регионов / В.Н. Аверин // Экономика и управление. – 2008. – № 1(16). – с. 58-66.

2.            Бабурин В.А. Особенности социально-экономических исследований в области сервиса / В.А. Бабурин, В.Н. Соловьев // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. – 2011. – № 1. – с. 88-93.

3.            Когут А.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга / А.Е. Когут, В.Е. Рохчин. – СПб.: ИСЭП РАН, 2009.

4.            Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами / Д.А. Новиков. – М.: ИПУ РАН, 2009. – 68 с.

5.            Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования / С.А. Суспицын // Экономика и социология. – 2007. – № 2. – с. 3-17.

 



Информация о работе Факторы и условия территориальной организации сферы обслуживания